Всякий человек носит в себе Музей…
16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...
... вместо того, чтобы вместе с воздухом свободы унаследовать от Запада его понимание мира без сакрального, его критическую традицию, достижения его антропологии и теории познания, достижения его психоаналитического понимания человека – мы отшатнулись от
На новой волне отчаянной клерикализации с каждым годом слышится всё больше разговоров о негативном состоянии российского общества, всё чаще звучит слово «деградация», всё повсеместнее говорят о возрастающей «бездуховности» людей, и в особенности – как повелось – о бездуховности молодёжи. Нарастая уже давно, наиболее широко эта риторика появилась в дискурсе медиа-пространств приблизительно с начала декабря 2011 года – когда начались первые гражданские протесты в большинстве городов России, и всех протестующих стремительно причислили к категории косных и «убогих». В этой связи автору представляется небезынтересным рассмотреть предпосылки и последствия, а также вариации этой риторики в рамках её генезиса.
Теги: Культурософия
Автор: Мария РАХМАНИНОВАКомментарии (1) 08.07.2012
... чувство греховности человеческой природы, чувство близости человека к ничто, к нравственной пустоте, присуще творчеству Достоевского. И этот же антиномизм оказывается одной из основ философского учения архиеп. Никанора...
Вопрос, касающийся отношения архиеп. Никанора к творчеству Ф. М. Достоевского, с точки зрения автора, может быть поставлен в аспекте прямого сопоставления их воззрений. Это представляется возможным, если взять за основу сопоставления такую характеристику воззрений Достоевского на человека как антиномизм. Антиномизм, радикальная разорванность и раздвоенность человека в своем бытии предполагает противостояния «светлой» и «темной» стороны в человеке.
Теги: Литературоведение, Психология
Автор: Артем СОЛОВЬЕВКомментарии (22) 02.07.2012
... ни одного американского крупного философа не видел, политиков и политологов сколько угодно. Никогда не видел, чтобы американские философы были инициаторами новых идей, что бы им давали право выступить на пленарном заседании всемирного конгресса…
Жабайхан Абдильдин о всемирных философских конгрессах (Интервью в канун XIII Ильенковских чтений). В интервью участвовали: Медеуова Кульшат Агибаевна – доктор философских наук, профессор, Сандыбаева Улбосын Майтановна – доцент, кандидат философских наук. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Факультет социальных наук, кафедра Философии (Астана).
Теги: Философская мысль народов СНГ, Философия народов СССР
Комментарии (17) 29.06.2012
... во многих уголках России и мира локальные сообщества ведут традиционный – иногда даже первобытный – образ жизни, который идеализируется...
Амбициозная цель формирования в ближайшем будущем в России инновационного общества должна достигаться в условиях параллельной реализации корреспондирующих стратегий формирования в России гражданского общества, открытого общества, общества устойчивого развития, информационного общества и др. Указанные стратегии, безусловно, можно оценить как декларативные политические документы, призванные позитивно мотивировать общественное мнение, но не предназначенные для практической реализации. Тогда наряду с перечисленными стратегиями можно ожидать появление других стратегий национального развития, сменяющих друг друга в режиме модных поветрий. Правильно угадывая тренд поветрий, можно вписаться в крутые повороты государственной политики и оседлать гребень волны очередной моды.
Теги: Социальное
Автор: Евгений ТЮГАШЕВКомментарии (20) 25.06.2012
... Характеристика любой крупной разветвленной неоднородной организации – это всегда описание наиболее ярких и значимых ее элементов...
Лекции, заседания, семинары МРФО должны были служить укоренению христианского идеала в общественном сознании и последующей его реализации во всех сферах жизни: экономической, политической. В целом МРФО было православно ориентированной организацией, в отличие от Петербургского религиозно-философского общества (ПРФО), где вопросы взаимоотношений с церковью ставились острее, возможно, унаследовав данную черту от Собраний, с которыми оно было органически связано с и даже оценивалось некоторыми современниками как их продолжение. Для МРФО религиозно-общественным идеалом были такие социальные отношения, при которых Церковь становилась активной и наиболее значимой силой в социальном и культурном строительстве.
Теги: Религиозно-философское общество
Автор: Яна МОРОЗОВАКомментарии (2) 20.05.2012
... В условиях глобализации и поиска национальной идеи мысли русских философов, направленные на критику Запада, привлекают внимание все большего количества китайских исследователей...
Редакция журнала "ЛогоСфера" задает вопросы студентам, аспирантам и преподавателям российских университетов, стажировавшимся в Китае (учебные обменные программы, исследовательские стажировки) и специализирующихся в различных областях философии.
Теги: Мы и Они: сходства и различия в свете философии, Китай
Автор: Елена РАССКАЗОВАКомментарии (3) 13.05.2012
... Китайская мирная экспансия на Дальнем Востоке России вкупе с латентными сепаратистскими настроениями некоторых региональных элит, «наглотавшихся» ельцинского суверенитета, усиливают брожение в умах...
В последнее время в общественный дискурс возвращается идея изменения национального статуса российского Дальнего Востока, которую в начале прошлого века сформулировал писатель и этнограф Сибири И.С.Левитов в своей концепции «Желтороссии». Сейчас эти старые идеи в современных, разумеется, формулировках, вновь встали на повестку дня дискуссий о будущем России. Причина возрождения «желтороссийских» настроений кроется в некотором сходстве исторических условий. «Желтороссийские» и прочие сепаратистские тенденции на огромных российских просторах чреваты, считает автор, очередным расчленением страны. Это серьезная угроза национальной безопасности, которая требует в первую очередь научного анализа и философского осмысления содержания базовых понятий и реалий, на которых зиждется российская государственность.
Теги: Желтая опасность, Китай, Желтороссия
Автор: Алексей НИКИТИНКомментарии (1) 05.05.2012
... символике паука можно найти все важные мотивы, связанные с философией – это знание, творение мира и культуры, проблему устройства мира, материи и времени, а также вопрос о судьбе человека...
С философией и мудростью традиционно связывают двух животных: сову и змею (эти животные еще были спутниками богини Афины). Иногда в качестве символов мыслителя или знания фигурируют орел, кошка, скарабей, на Востоке также – слон, карп, иногда дракон. Но иногда философы прибегали к образу паука – образу довольно сложному, в котором одни видят негативное значение, другие позитивное или нейтральное. Автор предлагает рассмотреть именно зооморфему паука, а не просто образ, потому что в рассуждение включается не только животное, но и все что с ним связано, и символика, и его повадки, жилье, применение в хозяйстве и т.д.
Теги: Символ
Автор: Антон ЧЕРДАНЦЕВКомментарии (1) 28.04.2012
... если раньше предмет анализа составляла советская философия, то после распада СССР интерес китайских специалистов смещается на исследование русской религиозной и идеалистической философии...
В связи с расширяющимися контактами между российскими и китайскими исследователями в области истории русской философии, автор статьи описывает новые подходы к изучению русской философии, анализирует новую тематику и проблематику.
Теги: Китай
Автор: Елена РАССКАЗОВАКомментарии (17) 15.04.2012
... Убеждённость студента в своём всезнании – непростой объект для педагогической атаки. Ведь именно эта убеждённость препятствует восприятию студентом всего нового, значимого, интересного, потенциально конструктивного...
Преподавание философии как общеобразовательной дисциплины, и особенно на технических специальностях – одна из крайне непростых задач в условиях современных тенденций в образовании . В настоящей статье будут перечислены некоторые основные проблемы восприятия философии студентами, а также высказан ряд соображений относительно того, как можно сделать этот процесс максимально продуктивным и интересным для них; как преодолеть негативное восприятие ими философии в диапазоне от равнодушия до радикального неприятия; как, в свою очередь, реабилитировать в их глазах репутацию философии и смежных с ней дисциплин и добиться - пусть сдержанной – но всё же симпатии к ней с их стороны, или хотя бы - уважения.
Теги: Пропедевтика
Автор: Мария РАХМАНИНОВАКомментарии (20) 07.04.2012
Двухсотлетняя история сковородиноведения – это история воссоздания целостного, завершенного образа Г. Сковороды-философа, «каким он был на самом деле», поскольку условием изучения того, что можно назвать философией, философскими взглядами или философским учением Г. Сковороды (как и в случаях других «нетипичных» философов), является реконструкция творческой лаборатории мыслителя, т. е. исследование его способа мышления и письма, жанровой специфики, идейного и общественно-исторического контекста, а также культурного и психологического типа. В процессе такой реконструкции философское наследие Г. Сковороды стало предметом разных и часто взаимоисключающих оценок, которые акцентировали отдельные грани его жизни и творчества. Для того, чтобы избежать подчинения представления Г. Сковороды как философа определенному одностороннему образу и сохранить горизонтом такого представления то, «каким он был на самом деле», предпринят данный проект для введение в творческое наследие Г. Сковороды.
Теги: Сковорода Г. С., Любомудрие
Автор: Василий ВАНЧУГОВ, Сергей ЙОСИПЕНКОКомментарии (6) 01.04.2012
...Образ нового социального порядка в качестве возможной перспективы будущего был, пожалуй, одним из самых востребованных в России на рубеже веков...
Автору видится наиболее актуальной возможность рассмотреть образы будущего с позиции выявления ими тех состояний социума, которые, будучи альтернативны настоящему, в то же время не противоречат исходным условиям данного социального бытия. В качестве примера она обращается к образам будущего, бытовавшим в России на рубеже XIX – XX веков.
Теги: Футурология
Автор: Инга ЖЕЛТИКОВАКомментарии (18) 13.03.2012
... динамическое толкование вечности в высшей степени характерно для Муравьева-мыслителя, опиравшегося на активно-христианскую концепцию Н.Ф. Федорова...
Философ, публицист, общественный деятель Валериан Николаевич Муравьев (1885–1930) принадлежит к тем представителям русской мысли XX века, творчество которых только начинает осваиваться историками философии. Масштаб Муравьева сопоставим с масштабом ведущих фигур религиозно-философского подъема 1900–1910-х гг. Тексты философских и художественных вещей, материалы работы над ними, планы и наброски не только раскрывают Муравьева как оригинального мыслителя, но и дают представление о круге его творческого общения.
Теги: Космизм
Автор: Анастасия ГАЧЕВАКомментарии (1) 06.02.2012