Проблема измерения в гуманитарных исследованиях

84-е заседание теоретического семинара «Проблемы рациональной философии». Доклад И.В. Мелик-Гайказян «Проблема измерения в гуманитарных исследованиях». 21 июня 2011 г., 15:00 (ИФ РАН, ауд. 525).

Тезисы:

1. Необходимость оценки воздействия на человека новых технологий одновременно обнаруживает проблему измерения в гуманитарных исследованиях и определяет ее актуальность. При диагностике данных воздействий фиксируют потенциалы новых технологий манипулировать человеком (В.А. Лекторский), модифицировать человека (Б.Г. Юдин), стихийно деформировать жизненное и культурное пространство человека (В.В. Миронов). Все это актуализирует процедуры гуманитарной экспертизы новых технологий.
Вместе с тем сама экспертиза воздействий основана на оценках «хорошо - плохо», «лучше-хуже», «существует-кажется существующим» в отсутствии предъявленных критериев для подобных оценок. Данное обстоятельство связано с тем, что в гуманитарном знании иерархия сравнительных понятий всегда складывалась в концептуальных пределах конкретной философской системы и отдельной теории в культурологии, психологии, педагогике, etc. Эта множественность рациональных оснований в науках о человеке является главной ценностью гуманитарного знания и образует его эвристику. Однако подобно тому, как биоэтика потребовала нахождения точек пересечения множества философско-антропологических концепций для решения практических задач, так и необходимость осуществления гуманитарной экспертизы требует выработки единых позиций в диагностике новых технологий, что и определяет проблему измерения в гуманитарных исследованиях.

2. Процедура измерения в самом общем смысле есть сравнение исследуемого объекта с эталоном и выражение результатов данного сравнения в любых количественных величинах. При этом достаточно широко распространено убеждение, что присутствие чисел в практике гуманитарных исследований свидетельствует об осуществлении измерений. Чаще всего в количественных величинах в гуманитарных исследованиях выражают шкалы балльных оценок и статистические данные. Здесь уместно вспомнить две вещи. Во -первых, предупреждение В.В. Налимова о том, что применение методов многомерной статистики означает сознательный отказ исследователя от понимания механизмов процессов в изучаемых им системах. А, во -вторых, что с количественным выражением баллов нельзя обращаться как с числа ми. Простой пример делает это очевидным. В педагогических исследованиях проводят измерение качества образования, разработанные инструменты для осуществления этих процедур называют измерительными, а их результаты выражают в числах. Эти числа обозначают баллы. Однако нам всем ясно, что учащийся, чьи знания измерили и выразили в оценке «4» (или в 68 баллах в какой-либо другой шкале), знает не в два раза лучше, чем его собрат, получивший оценку «2» (или 34 балла). Подобие таких измерений есть во множестве психологических и филологических исследованиях.
Как утверждал Р. Карнап, специально исследовавший процедуры измерения в физике, невозможно сказать, что подразумевается под количественной величиной, пока не сформулированы правила измерения. В свою очередь, из правил измерения следует развитие количественных понятий. Своеобразной попыткой ввести количественные понятия в гуманитарные исследования стало предложение Р. Карнапом понятия «семантическая информация». Вместе с тем дискуссионным является то, что процедуры измерения в гуманитарных исследованиях должны быть аналогичны этим процедурам в естествознании и в технических науках. Таким образом, процедуры измерения являются способом исследования механизмов изучаемых объектов, применение этого способа в гуманитарных науках имеет свою специфику, а к количественным понятиям в данных исследованиях относится понятие «семантическая информация». Все это вместе образует взаимосвязь с процедурами гуманитарной экспертизы новых технологий, поскольку сами воздействия этих техно логий, по существу, являются информационными воздействиями, деформирующими культурно - антропологические смыслы.

3. В науке под измерением понимается любое однозначное преобразование измеряемой величины в некоторый регистрируемый параметр, в то время как измеряемая величина является внутренним параметром порядка исследуемой системы. Это понимание процедуры измерения может показаться более сложным, чем то, о котором было сказано выше. Однако именно в такой формулировке измерения содержится шанс для осуществлен ия этой процедуры в гуманитарных исследованиях. Во -первых, начало процедуры измерения
состоит в определении параметров порядка – своеобразных «дирижеров» всех степеней свободы конкретной системы. Во -вторых, опыт определения параметров порядка накоплен в той области фундаментальных исследований, которую у нас принято называть синергетикой. В качестве иллюстрации этого выступают уже известные всем бифуркации, демонстрирующие собой поведение системы в зависимости от значений параметров порядка. В-третьих, решение проблемы измерения в гуманитарных исследованиях предстает уже не в простом заимствовании процедур измерения, сложившихся в естествознании, а в поиске однозначных преобразований, открывающем методологические возможности для привлечения специфичных для г уманитарных наук средств. Иными словами, принципы постнеклассической методологии – вариативность, многомерность, процессуальность – могут быть реализованы в данном понимании процедур измерения, в частности, измерения воздействий новых технологий на человека \...\.

Теги: Методология

15.06.2011

Возврат к списку