Новости по теме

Открытие выставки «Достоевский в Музее Федорова»

Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при поддержке Института мировой литературы...

Завершающий доклад Т.А. Касаткиной из цикла «Достоевский. Образ мира и человека. Икона и картина»: «Братья Карамазовы». Эпилоги пяти великих романов»

18 мая в 14-00 в Музее-библиотеке Н.Ф.Федорова в рамках литературно-философской...

К списку новостей

Статьи по теме

... Человек оценивается не тем, насколько хорошо он выполняет свою работу, какой бы она ни была, но тем, насколько престижна эта работа, и насколько затруднительно на неё попасть, а также тем, как давно он уже на ней держится...

Элитаризм в высшей школе: процесс и результат

Реформы в сфере образования – одна из наболевших тем российского общества....

К списку статей

Доклад «Живет в тебе Христос»: Достоевский: образ мира и человека. Икона и картина


20 апреля 2013 в 14-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится заседание молодежной литературно-философской студии «Алетейя»

У нас в гостях:
доктор филологических наук, заведующая Отделом теории литературы ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского при Президиуме РАН
Татьяна Александровна Касаткина

«Живет в тебе Христос»: Достоевский: образ мира и человека. Икона и картина

(вторая часть)

Представление одноименной выставки, которая была организована Т.А. Касаткиной и ее итальянскими коллегами в г. Римини (Италия) 19–25 августа 2012

К участию в работе студии приглашаются студенты, аспиранты, преподаватели и все желающие

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Центральной детской библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92
Проезд: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».
Контакты: (495)335-47-38, 8-905-758-43-54,
muzejfedorova@yandex.ru, a-gacheva@yandex.ru
Вход свободный

Татьяна Касаткина
д. филол. н., зав. Отделом теории литературы ИМЛИ РАН,
Председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского 
при Президиуме РАН

О выставке 
«Живет в тебе Христос»: 
Достоевский: образ мира и человека: икона и картина 
Италия, Римини, 19 – 25 августа 2012

Центральная идея выставки – обращаясь к творчеству Достоевского, восстановить ослабевшее в наших современниках христианское видение реальности. Восстановить ощущение Присутствия. Именно поэтому выставка начинается с образа исцеления слепого.
Двусоставный образ – свойство текстов Ф.М. Достоевского, которое они разделяют с окружающей нас реальностью, если мы пытаемся увидеть ее по-христиански. Это свойство вещей, когда-то сотворенных словом, - становиться словами, которыми Бог говорит с людьми. Это свойство современности – заключать в себе вечность. Это свойство реальности – создавать внешний, видимый всем, образ как место присутствия образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов.
Двусоставный образ Достоевского скрывает (и – являет) под современным обликом вечный лик, под самой острой и жгучей нынешней ситуацией – событие евангельской истории.
Двусоставный образ одновременно служит:
- средством ориентации в современности, поскольку истинный смысл происходящих здесь и сейчас событий можно постичь, только увидев в их глубине евангельскую сцену;
- способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, ставшей возможной благодаря двухтысячелетней дистанции, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, эффект сиюминутности совершающегося.
Речь идет о гораздо большем, чем связь между текстами и конкретными изображениями. Речь идет о противоположных принципах образности, вышедших на первый план в двух христианских конфессиях: иконе и картине. Эти принципы Достоевский в своем творчестве объединяет. Икона и картина, увиденные сквозь призму творческого метода Достоевского, открываются зрителю не как взаимоисключающие, но как взаимодополняющие, обращенные друг к другу создания христианской культуры, где икона смотрит на человека, выступает к человеку из области Божественного, а картина обращается к Богу из глубин нашего мира. Но одновременно икона обнаруживается и в последних глубинах самого человеческого существа, а картина глядит на Бога Его же глазами. Икона являет нам обоженного человека, а картина – вочеловечившегося Бога.
Достоевский же строит текст таким образом, чтобы описание сцены из нашей реальности одновременно оказывалось описанием знакомой нам иконы или картины – так он соединяет планы сиюминутного и вечного, делает ясным для читателя истинное значение происходящего.

Теги: Достоевский Ф. М., Икона, Образ

15.04.2013

Возврат к списку

Русская философия > Новости