Ярополк Святославич
Князь русский
Ярополк Святославич, старший сын князя С. Игоревича и неизвестной (по нелетописным данным, венгерской или болгарской княгини); по порядку престолонаследия — четвертый великий князь.
По нелетописным данным, родился около 953 г. в Киеве. В источниках впервые упоминается под 969 г. Весной того же года, когда печенеги осаждают Киев, находится вместе с братьями в городе при своей бабке, княгине Ольге. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями оплакивает ее смерть.
Осенью того же года перед тем как окончательно покинуть Киев, его отец раздает княжения своим детям и сажает Ярополка на киевский стол. Весной 972 г. его отец Святослав погибает на днепровских порогах, а в Киев возвращается его воевода Свенельд с остатками дружины.
Весной 973 г. Ярополк отправляет посольство с богатыми дарами в южную Саксонию на императорский съезд в г. Кведлинбург ко двору германского императора Оттона II (умер 7 декабря 983 г.), имея в виду заключение впоследствии военно-политического союза.
В 975 г. между ним и его братом, князем Олегом, владетелем древлянской земли, вспыхивает вражда из-за убийства Олегом Люта, сына воеводы Свенельда. Свенельд уговаривает Ярополка отомстить Олегу и отнять у него волость.
В 976 г. Ярополк идет в поход на печенегов, побеждает их и возлагает на них дань.
В 977 г. Ярополк начинает войну с Олегом. В битве под г. Вручий войско Олега терпит поражение, а сам Олег погибает. Ярополк находит тело своего брата и с плачем предает его земле. Летопись передает слова, с которыми Ярополк обратился при этом к воеводе Свенельду: «Вижь, сего ты еже еси хотелъ?». В том же году, узнав о гибели Олега, другой брат Ярополка, новгородский князь Владимир, бежит за море. Ярополк сажает в Великом Новгороде своих посадников и «бѣ володѣя единъ в Руси». Предположительно к этому же времени относится сватовство Ярополка к полоцкой княжне Рогнеде.
В том же году к нему приходят послы из Византии для заключения мира; и «яшася ему по дань», как и отцу, и деду его. Тогда же к Ярополку приходят послы от римского папы Бенедикта VII (умер 10 июля 983 г.).
В 978 г. (по летописи, в 980 г.) его брат Владимир Святославич возвращается в Великий Новгород с варягами и выгоняет из города посадников Ярополка, поручив им объявить брату, чтобы тот готовился к битве. В том же году Ярополк узнает о том, что Владимир захватил Полоцк, убил отца Рогнеды, князя Рогволода, с двумя его сыновьями, а саму Рогнеду взял силой в жены.
Вскоре Владимир выступает к Киеву. Не имея достаточно сил сразиться в открытом поле, Ярополк затворяется в Киеве. Владимир вступает в тайные переговоры с воеводой Ярополка, Блудом, и склоняет того на свою сторону. Блуд замышляет убить своего князя, но это ему не удается в виду настроения киевлян. Тогда Блуд уговаривает Ярополка покинуть Киев. Послушавшись его совета, Ярополк бежит из Киева и затворяется в г. Родне (на устье р. Роси). Здесь Владимир вновь осаждает его. Испытывая страшный голод и опять поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк сдается своему брату, хотя другой его воевода, Варяжко, настойчиво советует князю бежать к печенегам.
Владимир принимает брата в теремном дворе своего отца. Когда Ярополк проходит в двери, двое варягов нападают на него и «подъяста и (его. — Д.В. Донской) ...мечьми подъ пазусѣ»; воевода Варяжко, ставший невольным свидетелем гибели своего князя, убегает к печенегам.
Похоронен князь как язычник. Первоначальное место погребения неизвестно, а в 1044 г., при князе Ярославе Владимировиче Мудром, останки Ярополка и его брата Олега были крещены. Случай этот не только беспрецедентный в русской истории, но и недопустимый с точки зрения канонических правил христианской Церкви. Запрет введен еще 18 (26) правилом Карфагенского поместного собора 419 г. Тем не менее останки князей были перенесены в Киев и погребены по христианскому обряду в церкви Святой Богородицы Десятинной. Очевидно, что обряд был совершен в отсутствие митрополита-грека Феопемта (40-е гг. XI в.) кем-то из епископов при участии киевского клира. По свидетельству поздних источников, этот обряд совершают три архимандрита, прибывшие из Византии.
Ярополк Святославич был женат на гречанке, бывшей монахине (по нелетописным данным, Предславе), которую его отец привел из Греции «красоты ради лица ея». (По некоторым нелетописным данным, она умерла в 1034 г.). Единственный сын Ярополка, Святополк, родился уже после смерти отца и был усыновлен сводным братом отца, князем Владимиром Святославичем.
Д.В. Донской
«Рюриковичи. Исторический словарь»
Участие в военных конфликтах:
Цитаты
Ярополк, как сказано выше, взял братнюю волость. Третий Святославич, Владимир, узнал в Новгороде, что Ярополк убил Олега, испугался братнего властолюбия и бежал за море, а Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал владеть один на Руси.
При рассказе об этом событии нельзя умолчать об известном отрывке из Иоакимовой новгородской летописи, сохраненном у Татищева; не заключая в себе никакого противоречия начальной Киевской летописи, летопись Иоакимова главною причиною Владимирова торжества выставляет борьбу христианства с язычеством; если бы даже это объяснение было выдумано, то и тогда нужно было бы упомянуть о нем, как о догадке, очень остроумной и вероятной. Известно, что отец Владимира Святослав по своему характеру не мог склониться на увещания св. Ольги и что поклонники Христа при нем подвергались ругательствам от поклонников Перуна, хотя собственно гонения не было. Но во время греческой войны, по свидетельству Иоакима, Святослав переменил свое поведение относительно христиан: поверив внушениям окружавших его язычников, будто виновниками неудач военных были христиане, находившиеся в дружине, князь воздвиг на них гонение, причем не пощадил даже своего брата Глеба и послал в Киев приказ разорить христианские храмы. Но, отказавшись от принятия христианства сам, Святослав между тем осгавил сыновей своих при бабке-христианке; ясно, какие внушения должны были получить от нее молодые князья. В Иоакимовской летописи читаем, что Ярополк был кроток и милостив, любил христиан и если сам не крестился, боясь народа, то по крайней мере другим не препятствовал. Те, которые при Святославе ругались над христианством, естественно, не любили князя, приверженного к враждебной религии: этим нерасположением к Ярополку воспользовался Владимир (т. е. Добрыня) и успел отнять жизнь и владение у брата. Ярополк, по словам Иоакимовой летописи, послал увещевать брата к миру и вместе войско в землю Кривскую. Владимир испугался и хотел было уже бежать к Новгороду, но дядя его Добрыня, зная, что Ярополк нелюбим язычниками, удержал племянника и послал в Ярополков стан с дарами к воеводам, перезывая их на сторону Владимира. Воеводы обещали передаться и исполнили свое обещание в битве при реке Друче, в трех днях пути от Смоленска. Последующие события описаны, согласно с начальной Киевской летописью.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
972 – 978 | Киев |