Средневековая Русь > Князья > Владимир Всеволодович Мономах
Средневековая Русь

Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 19.05.1125 гг.)
Смотреть полностью
Имя князя: Владимир Всеволодович Мономах
Годы жизни: 1053 – 1125
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 7


Князь всея Руси

1-я жена - Гита, дочь короля Англии Гарoльда
2-я жена - неизвестная (ум. 1106)
3-я жена - неизвестная (ум. 1126)

Дети:

Мстислав (1076-1132), князь новгородский, затем киевский
Изяслав (1077-1096)
Святослав (ум. 1114)
Ярополк (ум. 1139)
Вячеслав (ум. 1154)
Юрий «Долгорукий» (ум. 1157), князь суздальский, затем киевский
Роман (ум. 1119), князь волынский
Андрей (ум. 1142), князь волынский, затем переяславский
Марица (Мария) (ум. 1147), жена претендента на византийский престол («Диогеновича»)
Евфимия, жена короля Венгрии Кальмана
Агафья
Развернуть
По материнской линии Владимир приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. По смерти отца в 1093 г. он уступил киевский стол старшему двоюродному брату Святополку Изяславичу. В 1094-1113 княжил в Переяславле, на границе со степью, и много сделал для организации борьбы с половцами и прекращения усобиц между русскими князьями. В 1113 г. по смерти Святополка занял киевский стол. Его княжение в Киеве стало временем укрепления верховной власти на Руси. По инициативе Владимира была составлена Прстранная редакция Русской Правды. Мономах был незаурядным писателем: сохранилось его «Поучение» детям, а также письмо двоюродному брату Олегу Святославичу.
Развернуть
А.А. Горский
Он родился в 1053 г. В «Поучении» детям, записанном в «Повести временных лет», Мономах бегло рассказывает о своей юности: «А се вы поведаю, дети моя, труд свои, оже ся есмь тружал, пути дея и ловы с 13 лет. Первое к Ростову идох, сквозе вятиче, посла мя отець, а сам иде Курьску…». С. М. Соловьев предполагал, что после киевского восстания 1068 г. и бегства Изяслава Ярославича в Польшу его брат Всеволод не мог дольше оставаться на Переяславщине и искал убежища в Черниговской земле. Он отправился в Курск, а сына своего Владимира отослал в Ростов, который стал его владением. Данное предположение кажется весьма правдоподобным. Д. С. Лихачев считает, что Мономах был послан в Ростов на княжение, и датирует это событие также 1068 г. Далее в «Поучении» говорится: «И пакы 2-е к Смолиньску со Ставком Гордятичем, той пакы и отъиде к Берестию со Изяславом, а мене посла Смолиньску». Удовлетворительного объяснения, зачем Владимир ходил к Смоленску, в исторической литературе не имеется. С. М. Соловьев и Д. С. Лихачев датировали этот поход все тем же 1068 г. Может быть, Владимир хотел подчинить себе Смоленск, пользуясь бегством великого князя за границу? Когда в «Поучении» Владимир Мономах говорит о походах на Волынь и в Туровскую землю, из текста невозможно понять, в каком качестве он там выступал: как временный владетель указанных областей или просто как участник (а возможно, и руководитель) военных предприятий. В татищевском труде отмечено, что после смерти великого князя Святослава Ярославича (27 декабря 1076 г.) его брат Всеволод стал княжить в Киеве, а своего сына Владимира Всеволод посадил на княжение в Чернигов. Данное сообщение сомнений но вызывает. В «Повести временных лет» записано под 1078 г.: «…а Володимеру (Мономаху. — О.Р.) седящю Смолиньске». У В. Н. Татищева под 1078 г. сказано, что Владимира в Смоленск посадил на княжение вернувшийся из Полыни Изяслав Ярославич. Думается, так оно и было. После гибели Изяслава Ярославича в сражении при местечке Нежатипа Нива (3 октября 1078 г.) его брат Всеволод вновь стал киевским князем, а сын Всеволода Владимир получил от отца в держание Черниговскую землю. На черниговском княжении Мономах пробыл около 16 лет, пока пришедший из Тмутаракани в 1094 г. Олег Святославич не выгнал его оттуда. Владимир ушел княжить в Переяславль-Русский. В летописи сообщается, что Любечский съезд князей подтвердил право Владимира Мономаха владеть «отчиной», то есть Переяславской и Ростово-Суздальской землями. У В. Н. Татищева записано, что кроме этих владений у Мономаха оказалась и Смоленская земля. Это известие вызывает удивление. Ведь Смоленщина не являлась отчиной Владимира Мономаха, а основной принцип, провозглашенный Любечским съездом, был: «Каждо да держить отчину свою». Однако В. Н. Татищев и дальше продолжает приводить факты, свидетельствующие в пользу данной версии. Под 1101 г. у него записано: «Того же году маиа 3-го дня князь Владимир Всеволодич заложил в Смоленску церковь соборную каменную во имя пресвятыя Богородицы». Под 1103 г. он отметил, что в походе против половцев принял участие сын Мономаха Ярополк «со смольяны». Под 1107 г. проходят два Мономашича — Вячеслав и Ярополк «ис Смоленска». Под 1113 г. В. Н. Татищев записал, что Владимир Мономах, «оставя в Переяславли на княжении сына своего Святослава, который был до этого в Смоленске, сам возвратился (в Киев. — О.Р.). В Смоленске же посадил Вячеслава и Глеба, сынов своих». Все эти факты ни по каким другим источникам не проверяются. Но мы не склонны объяснять их выдумкой историка, так как не видим в ней смысла. По-видимому, в его руках находились более подробные сведения о княжеском землевладении в Смоленской земле в начале XII в. Вероятно, Смоленск действительно с конца XI в. (с 1097 г.?) прочно вошел в состав владений Мономаха и Мономашичей. После второго вокняжения в Новгороде Великом Мстислава Владимировича (1095 г.) Новгородская земля попала под контроль Переяславля, а не Киева. Все это, конечно, способствовало дальнейшему возвышению Владимира. Мономаха. 20 апреля 1113 г. киевское боярство провозгласило Мономаха великим князем и его владениями стали Киевская и Древлянская земли. После изгнания из пределов Руси Ярослава Святополчича к Мономаху отошла и Волынь. На княжение во Владимир-Волынский был посажен сын Мономаха Роман. В первой четверти XII в. в состав владений Владимира и его сыновей вошла и большая часть Туровской земли. У В. Н. Татищева под 1125 г. князь Вячеслав Владимирович упоминается как владетель Турова. Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г., оставив своим сыновьям и внукам огромные земельные богатства.
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»
Владимир Всеволодович Мономах (от греческого «единоборец»), старший сын великого князя В. Ярославича и Марии (?) — дочери византийского императора Константина IX Мономаха (умер 11 января 1055 г.), от которого русский князь и получил свое прозвище. По порядку престолонаследия — тринадцатый великий князь.

Родился в конце 1053 г. (или в начале 1054 г.) в Киеве «от цесарицѣ Грькынѣ»; наречен был своим дедом, великим князем Ярославом Мудрым, который дал ему княжеское (русское) имя — Владимир в память о его прадеде, великом князе Владимире Святославиче, и крестильное — Василий в честь святого Василия Великого архиепископа Кесарийского (умер 1 января 379 г.).

Сведения о первых походах Владимира Мономаха содержатся в его «Поучении», написанном самим князем в последние годы его жизни. В этом «Поучении» к детям князь излагает нравственные принципы политики и дает практические рекомендации своим преемникам на княжеском престоле, а также рассказывает о собственной жизни. Точная дата составления «Поучения» неизвестна (обычно называют 1117 г.). Оно читается в Лаврентьевской летописи (ХIV в. в списке 1377 г.) под 1096 г. вместе с письмом Владимира Мономаха двоюродному брату князю Олегу Святославичу. «Поучение» дошло до нас в единственном списке, причем любопытно то, что ни один источник не содержит ни цитат, ни ссылок на него. Всего, по собственным словам Мономаха, он совершил 83 только «великих» похода, не говоря о «меньших»; в походы и на «ловы» (охоты) отец стал посылать его с 13 лет.

Предположительно в 1068 г., после бегства из Киева князя Изяслава Ярославича, отправлен отцом на княжение в г. Ростов, а после возвращения Изяслава на Русь (1069 г.), получает от него г. Смоленск.

В 1073 г. переведен из Смоленска в г. Владимир-Волынский другим своим дядей, князем Святославом Ярославичем, занявшим в этом году киевский престол после нового бегства Изяслава в Польшу. На следующий год послан отцом и дядей восстанавливать сожженный поляками г. Берестье.

В 1075 г. Владимир, по рассказу «Киево-Печерского патерика» (первая треть ХIII в.), посещает с отцом Киево-Печерский монастырь, где исцеляется от болезни «молитвами святую отцю нашею Антониа и Феодосиа» (основатель Киево-Печерского монастыря, преподобный Антоний Печерский, и игумен Феодосий Печерский. — Д.В. Донской). В этом же году находится у отца в Переяславле-Русском, а затем, после Пасхи (5 апреля) уходит во Владимир-Волынский.

В начале 1076 г. у Владимира рождается первенец — Мстислав. Датский хронист Саксон Грамматик (умер около 1220 г.) так пишет о супруге князя: «Два сына которого (имеется в виду последний англосаксонский король Харальд II. — Д.В. Донской) немедленно отправились в Данию с сестрою (Гида. — Д.В. Донской), Свейн (Свейн II Эстрид, король датский; умер 29 апреля 1076 г. — Д.В. Донской) в сознании отеческого долга и по обычаю кровного родства, принял их. Он отдал девушку в жены королю Руси Владимиру».

В том же году он княжит в г. Турове. Оттуда вместе со своим двоюродным братом, Олегом Святославичем, направлен отцом и дядей, Святославом Ярославичем, в помощь польскому королю Болеславу II Смелому (из Пястов; умер 21 марта 1081 г.) против чешского короля Братислава II (умер 14 января 1092 г.); князья совершают поход «за Глоговы (город. — Д.В. Донской) до Чешьскаго лѣса» (ныне на границе Западной Чехии и Германии. — Д.В. Донской); по некоторым нелетописным данным, Владимир берет с чехов 1000 гривен серебра и возвращается с победой.

В январе 1077 г. отец Владимира, князь Всеволод Ярославич, занимает на короткое время киевский престол, освободившийся после смерти Святослава Ярославича. Весной того же года Владимир идет к Великому Новгороду на помощь новгородскому князю Глебу Святославичу против Всеслава Брячиславича Полоцкого. Войны Владимира со Всеславом продолжаются и после очередного — третьего по счету утверждения на киевском престоле князя Изяслава Ярославича (15 июля 1077 г.). Летом того же года Владимир идет на Полоцк с отцом, а зимой 1077–78 г. совершает новый поход вместе с двоюродным братом, князем Святополком Изяславичем: князья сжигают Полоцк и разоряют несколько городов Полоцкой земли.

После поражения Всеволода Ярославича от племянников, Олега Святославича и Бориса Вячеславича, в битве на р. Сожице (25 августа 1078 г.) Владимир приходит на помощь отцу к Переяславлю. В составе коалиции четырех князей (вместе с отцом, дядей Изяславом Ярославичем и двоюродным братом Ярополком Изяславичем, принимает участие в осаде Чернигова и 3 октября 1078 г. — в битве на Нежатиной Ниве (на правом берегу Канины (?), правого притока Десны; ныне местность около Чернигова). В этой битве, закончившейся решительной победой союзников и разгромом Олега и Бориса, погибают и зачинщик усобицы князь Борис Вячеславич и киевский князь Изяслав Ярославич. Занявший же киевский престол Всеволод Ярославич сажает Владимира на княжение в Чернигов.

В 1080 г. отец посылает Владимира на «заратившихся» торков, расселенных князем в Переяславской земле (так называемые «переяславские торки»); Владимир побеждает и усмиряет их. О других походах этого времени можно судить предположительно на основании сведений, содержащихся в «Поучении» Владимира Мономаха: князь наносит поражение половцам на Десне и за Новгородом-Северским; в течение двух зим ходит «в Вятичи... на Ходоту (князь вятичей. — Д.В. Донской) и на сына его».

Ранней весной 1084 г. встречается в г. Броды с князем Ярополком; в апреле-мае того же года воюет со своими двоюродными племянниками Володарем и Васильком Ростиславичами, захватившими Владимир-Волынский и изгнавшими оттуда князя Ярополка Изяславича; изгоняет их из Владимира-Волынского и преследует «за Микульнъ» (г. Микулин-Галичский. — Д.В. Донской). Летом того же года воюет с половцами за р. Хорол (правый приток Псела) и берет г. Горошин. Осенью идет с черниговцами и союзными половцами на Всеслава Брячиславича: разоряет Минск, не оставив в нем «ни челядина, ни скотины».

В 1085 г. послан отцом против Ярополка Изяславича, который по наущению злых советников намеревается воевать со Всеволодом. Ярополк бежит в Польшу, оставив мать, супругу и дружину в Луцке; Владимир занимает Луцк, захватывает родню и имущество Ярополка и приводит пленников в Киев, а во Владимире-Волынском утверждает князя Давыда Игоревича. На следующий год заключает мир с вернувшимся Ярополком и вновь сажает его на княжение во Владимир. Спустя некоторое время Ярополк погибает от руки наемного убийцы, подосланного, как полагают, Ростиславичами (22 ноября 1086 г.), и Владимир вместе с отцом и братом Ростиславом встречает в Киеве тело Ярополка и присутствует при его погребении в церкви Святого Петра Дмитровского монастыря (5 декабря).

Весной того же 1086 г. послан отцом в Переяславль. В том же году вместе с братом Ростиславом воюет с половцами, и «у Варина (город. — Д.В. Донской) вежѣ взяхом».

В 1089 г. вместе с отцом и братом Ростиславом присутствует при освящении церкви Святой Богородицы в Печерском монастыре.

В начале 1093 г. тяжело заболевает его отец, великий князь киевский Всеволод Ярославич. Предчувствуя скорую смерть, он посылает в Чернигов за Владимиром. Владимир приезжает в Киев и пребывает при отце до самой его кончины (13 апреля 1093 г.). Вместе с братом Ростиславом оплакивает смерть отца и присутствует при его погребении в киевском храме Святой Софии.

Не желая нарушать принцип старейшинства русских князей, Владимир добровольно отказывается от княжения в Киеве и посылает в Туров за своим двоюродным братом, князем Святополком Изяславичем, приглашая его занять киевский престол, а сам возвращается в Чернигов; его брат Ростислав княжит в Переяславле.

Неумные (согласно оценке летописца) действия Святополка приводят к войне с половцами. Владимир вместе с братом Ростиславом внимают призыву Святополка и приходят к нему на помощь в Киев. Князья совещаются в киевском Михайловском монастыре, причем с большим трудом приходят к единству. Владимир предлагает заключить мир с половцами, но Святополк настаивает на войне. Князья во главе своих дружин подступают к Треполю и останавливаются на берегу Стугны (правый приток Днепра). Здесь споры между Святополком и Владимиром возобновляются. Вопреки совету Владимира, Святополк настаивает на переправе через Стугну, в то время полноводную. 26 мая 1093 г. у Треполя происходит сражение, которое заканчивается полным разгромом русских. Во время бегства на глазах Владимира в водах Стугны погибает его любимый брат Ростислав; Владимир пытается спасти брата, но едва не тонет сам. Лишь с остатками своей дружины возвращается в Чернигов.

Сюда (к Чернигову), в июне подступает князь Олег Святославич с половцами. Владимир, по его собственным словам, «съжаливъся хрестьяных душь и селъ горящих и манастырь», заключает мир с Олегом и удаляется из Чернигова в отчий Переяславль «на святаго Бориса день» (непереходящее празднование 24 июля. — Д.В. Донской).

Просидев в Переяславле «3 лѣта и 3 зимы», разрывает мир с половцами и убивает в Переяславле половецких послов Кытана и Итларя (24 февраля 1096 г.). Вместе с князем Святополком Изяславичем призывает в поход на половцев князя Олега Святославича Черниговского, но тот отказывается. Совершает успешный поход на половцев: вместе со Святополком захватывает половецкие вежи «за Голтавомь» (город. — Д.В. Донской) и возвращается «полониша скоты и конѣ, вельблуды (верблюды. — Д.В. Донской) и челядь».

Отказ князя Олега Святославича Черниговского принять участие в совместном походе приводит к вражде между князьями. Святополк и Владимир призывают Олега на совет в Киев. Олег отказывается, и князья, собрав войска, выступают против него к Чернигову.

3 мая 1096 г. Олег оставляет Чернигов и отступает к Стародубу. Святополк и Владимир осаждают Стародуб в течение 33 дней; Олег вынужден просить мира и получает его, дав на кресте клятву в том, что явится вместе с братом Давыдом Святославичем на княжеский съезд в Киев.

В том же мае 1096 г., пытаясь помочь Олегу, в русские пределы вторгаются половцы. Хан Боняк подступает к Киеву, разоряет округу и сжигает княжеский дворец в с. Берестово; хан Куря воюет около Переяславля. 30 (по другим данным, 31) мая к Переяславлю подходит и половецкий хан Тугоркан, тесть Святополка, приступивший к осаде города. Святополк и Владимир выступают на помощь осажденным. У г. Заруба русское войско переправляется по броду через Днепр и 19 июня (в летописи описка — 19 июля) внезапно нападает на половцев и одерживает решительную победу.

В том же году князь Олег Святославич, нарушив крестное целование, начинает войну с сыновьями Владимира Мономаха. Придя в Смоленск (город своего брата Давыда), он собирает здесь войско и направляется в Муром, занятый перед тем сыном Мономаха, Изяславом. 6 сентября 1096 г. в битве на поле перед градом Олег одерживает победу, причем Изяслав гибнет.

Не удовлетворившись возвращением принадлежавшего ему Мурома, Олег занимает города Суздаль и Ростов: «перея всю землю Муромску и Ростовьску и посажа посадникы по городом и дани поча брати». Против Олега выступает старший сын Мономаха, Мстислав, княживший в Великом Новгороде. «В пятокъ» 27 февраля 1097 г. в битве «на Кулачьцѣ» (на р. Колокше, левом притоке Клязьмы; по мнению некоторых историков, это название местности на южной окраине г. Суздаля. — Д.В. Донской) войско Мстислава, «сседоша с коней» (то есть в пешем строю; по Радзивилловской летописи конца XV в. — Д.В. Донской); одерживает победу; Олег отступает в Муром, затем в Рязань, но оставляет и этот город. Тем не менее, Мстислав выражает готовность выступить посредником при примирении Олега с отцом. Сохранилось письмо Владимира Мономаха к Олегу, в котором князь излагает свой взгляд на произошедшие события и предлагает решить спорные вопросы миром.

В 1097 г. в Любече собирается съезд русских князей «на устроенье мира», в котором принимают участие Владимир Мономах, Святополк Изяславич, Олег и Давыд Святославичи, Давыд Игоревич и Василько Ростиславич. На съезде провозглашается принцип: «кождо да держить отчину свою»; князья обещают не враждовать друг с другом и целуют на том крест. Отчиной Владимира Мономаха утверждается Переяславль.

Решения Любечского съезда, однако, почти сразу же оказались нарушенными: князья Святополк и Давыд Игоревич вероломно захватывают князя Василька Ростиславича и ослепляют его (6 ноября). Узнав об этом преступлении, Владимир приходит в ужас. Летопись приводит его слова: «Сего не бывало... ни при дѣдѣх наших, ни при отцих наших … Да аще сего не правимъ, то болшее зло встанеть на нас и начнеть брат брата закалати и погыбнеть земля Руская». Владимир обвиняет во всем Святополка: «зло створилъ еси в Русьстеи земли и вверглъ еси ножь в ны» и вместе с князьями Давыдом и Олегом Святославичами собирает войска, намереваясь двинуть их на Киев. Войну со Святополком предотвращают киевляне, отправившие к Мономаху в качестве послов Анну, его мачеху, вдову князя Всеволода, и митрополита Николая (умер между 1101 и 1104 г.). Княгине и митрополиту удается примирить князей на том условии, что Святополк лично выступит против Давыда Игоревича.

Начавшаяся война между князьями, в которую оказались вовлечены Святополк Изяславич, Давыд Игоревич, братья Василько и Володарь Ростиславичи, а также половцы, венгры и поляки, завершается княжеским съездом в г. Витичеве (Уветичах) в августе 1099 г. (по С.В. Цыбу). Князья лишают Давыда Игоревича, как инициатора усобицы, Владимира-Волынского; в качестве компенсации Давыд получает ряд городов и денежные суммы, в том числе от Владимира Мономаха 200 гривен.

В 1100 г. Мономах участвует вместе с другими князьями в съезде на р. Золотче (левом притоке Днепра под Киевом), а потом в г. Сакове, где заключает мир с половцами (15 сентября).

В 1102 г. заключает договор со Святополком, по которому в Великом Новгороде должен княжить сын Святополка, а прежний новгородский князь, сын Владимира, Мстислав, переходит на княжение во Владимир-Волынский. В Киев, однако, являются новгородские послы с князем Мстиславом (20 декабря) и решительно отказываются принять Святополкова сына. После долгих препирательств с новгородцами, Святополк вынужден подчиниться и отпустить Мстислава обратно в Великий Новгород.

В том же году Владимир повелевает оковать гробницы святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде серебряными досками с изображением святых, сделать новую ограду из серебра и золота, украсить ее хрустальными подвесками и установить светильники позолоченные.

В 1103 г. Владимир Мономах участвует в съезде князей в г. Долобске, на котором, по его инициативе, принято решение о походе против половцев. В результате совместного похода русских князей «на конихъ и в лодьяхъ» одержана решительная победа над половцами на р. Сутень (4 апреля): убито 20 половецких «князей», а один (Белдюз) захвачен в плен и казнен; князья возвращаются на Русь с огромным полоном.

Зимой 1104–05 гг. посылает своего сына Ярополка на Минск против полоцкого князя Глеба Всеславича; в этом походе принимают участие также воевода Святополка Изяславича Путята (умер после 1113 г.) и князь Олег Святославич. Поход, однако, оказывается безрезультатным.

В 1107 г. вместе с братьями и другими князьями выступает против половцев, осаждающих г. Лубен, и одерживает над ними новую победу (12 августа). В январе следующего года заключает мир с половецким ханом Аепой, скрепленный браком малолетнего сына Владимира, Юрия, и дочери Аепы (12 января).

Около 1108 г. князь Владимир ставит «град Володимерь Залѣшьскыи в Суждальскои землѣ и осыпа его спомъ (в данном случае, валом. — Д.В. Донской) и созда первую церковь святого Спаса за 50 лѣт до Богородичина ставления (то есть, по замечанию новгородского летописца, до строительства в 1158–1160 гг. его внуком, князем Андреем Боголюбским, каменного Успенского собора. — Д.В. Донской).

Весной 1110 г. вместе со Святополком Изяславичем и Давыдом Святославичем совершает поход на половцев к г. Воиню; о результатах похода летопись не сообщает, ограничиваясь словами: «воротишася том же лете».

На следующий год, также весной, призывает князей в новый большой поход на половцев. В марте дружины Владимира, Святополка и Давыда Святославича с сыновьями переправляются через pp. Сулу, Хорол, Псёл, Ворсклу (левый приток Днепра), занимают на Дону половецкие города Шарукань и Сугров (названы по именам ханов). 27 марта 1111 г. на р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца) князья одерживают полную победу над половцами и возвращаются домой с огромным полоном.

В 1112 г. Владимир принимает решение выдать свою дочь Евфимию замуж за венгерского короля Кальмана Книжника (из Арпадов; умер 3 февраля 1114 г.). Свои сомнения в целесообразности такого брака с королем-католиком доказывает великому князю в своем «Послании на латину» митрополит Никифор (умер в апреле (по другим данным, в январе) 1121 г.).

В том же году, 3 ноября, умирает его сестра Янка, инокиня киевского Андреевского монастыря (между Десятинной церковью и великокняжеским дворцом).

После смерти его двоюродного брата Святополка Изяславича (16 апреля 1114 г.) киевляне призывают Владимира занять великокняжеский престол. Владимир первоначально отказывается, «жаля си по брате». В Киеве начинаются волнения, переросшие в открытое восстание: «кияне же разъграбиша двор Путятин... идоша на жиды и разграбиша я» (их. — Д.В. Донской). После вторичного приглашения («поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то веси, яко много зло уздвигнеться») Владимир наконец идет в Киев, где его встречают с великой честью митрополит Никифор и киевляне. Тогда же Владимир Мономах принимает «Устав», ограничивший ростовщические проценты (этот «Устав» вошел в «Русскую Правду», юридический кодекс ХII в.).

Известие о смерти Святополка вызывает новое нашествие половцев, пришедших к р. Выри (левому притоку Сейма, в Переяславском княжестве). Владимир соединяется с князем Олегом Святославичем и изгоняет половцев. В том же году раздает города своим сыновьям: Святославу — Переяславль, а Вячеславу — Смоленск. В том же году женит своего сына Романа на дочери князя Володаря Ростиславича.

В марте 1115 г. Святослав умирает в Переяславле, и Владимир сажает на княжение в этом городе другого своего сына, Ярополка.

В воскресенье 2 мая того же года вместе с князьями Олегом и Давыдом Святославичем и в присутствии митрополита Никифора и духовенства Владимир принимает участие в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в новую каменную церковь в Вышгороде. Празднования продолжаются три дня и сопровождаются раздачей милости и угощением нищих, убогих и странников.

В 1116 г. Владимир вместе со своими сыновьями Ярополком и Вячеславом, а также с князем Давыдом Святославичем и сыновьями незадолго до того умершего Олега Святославича выступает к Минску против князя Глеба Всеславича. Сам Владимир осаждает Смоленск, в котором затворился Глеб, однако, не желая проливать кровь в дни Великого поста, соглашается на мир. Глеб бьет челом Владимиру и обещает во всем его слушать, после чего получает от Владимира Минск.

В том же году посылает своего воеводу Ивана Воитишича посадить посадников по городам на Нижнем Дунае. В том же году Владимиру приходится вновь посылать на Дунай — на этот раз своего сына Вячеслава и воеводу Фому Ратиборича, однако, те возвращаются обратно, «не въспѣвше ничто же». Тогда же (возможно уже в 1117 г.) Владимир посылает своего сына Ярополка на Дон против половцев; Ярополк, действуя вместе с князем Всеволодком Давыдовичем, занимает три половецких города — Сугров, Шарукань и Балин. Из этого похода Ярополк привозит себе супругу — дочь «ясьскаго» (осетинского) князя. В том же году Владимир выдает свою дочь Агафью за городенского князя Всеволодка Давыдовича.

В 1117 г. Владимир переводит своего старшего сына Мстислава из Великого Новгорода в ближний к Киеву Белгород, а на княжение в Великий Новгород сажает внука — сына Мстислава, Всеволода. Вместе с другими князьями идет к г. Владимиру-Волынскому на Ярослава Святополковича; после шестидесятидневной осады города заключает мир с Ярославом, который признает главенство Владимира: «и наказавъ его Володимеръ о всемъ, веля ему к собѣ приходити, когда тя позову, и тако в мирѣ разидошася кождо въ свояси».

В том же году Владимир женит своего сына Андрея на внучке половецкого хана Тугоркана. В том же году закладывает на р. Альте (правом притоке Трубежа), близ Переяславля, церковь во имя святых князей Бориса и Глеба.

В 1118 г. возобновляет войну с Ярославом Святополковичем: последний бежит из Владимира-Волынского «в Угры» (Венгрию. — Д.В. Донской) Владимир сажает во Владимире-Волынском своего сына Романа, а после его скорой смерти (6 января 1119 г.) — другого сына, Андрея.

В 1119 г. воюет с князем Глебом Всеславичем: отнимает у него Минск, а самого Глеба приводит в Киев, где тот вскоре умирает в заточении (13 сентября). На следующий год (1120 г.) посылает своего сына Андрея вместе с союзными половцами на поляков.

В 1121 г. прогоняет из Руси берендеев, а торки и печенеги, замечает летописец, «сами бѣжаша». В том же году Ярослав Святополкович приходил с поляками к Червену, однако, воеводе Владимира, Фоме Ратиборичу, удалось отбиться.

В 1123 г. князь Ярослав Святополкович с венгерской, польской и чешской помощью, а также с князьями Володарем и Васильком Ростиславичами осаждает Владимир-Волынский. Мономах не успевает оказать помощь своему сыну Андрею, но собирает воинов, а пока посылает на выручку Андрею своего старшего сына Мстислава с небольшим войском. Однако внезапная гибель Ярослава под стенами города прекращает войну.

Князь Владимир Всеволодович Мономах умер 19 мая 1125 г. на р. Альте (правом притоке Трубежа) «у милое церкве» святых мучеников Бориса и Глеба, которую он сам создал. Тело его было перенесено в Киев, где и похоронено в соборной церкви Святой Софии при стечении и плаче всего народа. Русская Православная Церковь первоначально почитала князя местно. Канонизация Владимира подтверждена включением его в Собор всех святых в земле Российской просиявших (май).

Летописец дает яркую характеристику князю: «иже просвѣти Рускую землю акы солнце луча пущая, егоже слухъ произиде по всим странам, наипаче же бѣ страшенъ поганымъ, братолюбець и нищелюбець и добрыи страдалець за Рускую землю». О личности князя мы можем судить также по «Посланию» к нему киевского митрополита Никифора, который с похвалой отзывается о личной скромности и непритязательности князя Владимира, его щедрости и нищелюбии, однако ставит ему в вину излишнюю доверчивость к «воеводам и слугам» и использование клеветы и доносов во время суда.

В последующие столетия имя Владимира Мономаха окружено легендами. По словам автора «Слова о погибели Русской земли» (ХIII в.), его именем «половоци дѣти своя полошаху в колыбѣли. А литва из болота на свѣт не выникываху (не показывалась. — Д.В. Донской), а угры твердяху (укрепляли. — Д.В. Донской) каменые городы желѣзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьѣхалъ, а нѣмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси (народ на средней Волге. — Д.В. Донской), черемиси, вяда (?) и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И жюр Мануил, (анахронизм: византийский император Мануил I (из Комнинов; умер 24 сентября 1180 г.) и Владимир Мономах не были современниками. — Д.В. Донской) Цесарегородскый опас имѣя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял». Согласно преданию, вошедшему в Воскресенскую, Никоновскую летописи и «Сказание о князьях Владимирских» (середина XVI в.), в 1114 г. византийский император Алексей I (из Комнинов; умер 15 августа 1118 г.) отправил к русскому князю посольство во главе с эфесским митрополитом Неофитом (в списке Эфесских митрополитов отсутствует). Послы передали ему крест от животворящего древа, венец царский «иже именуется Маномахова шапка», сердоликовую «крабицу», золотые цепи аравийского золота и прочие драгоценности и реликвии. Митрополит Неофит венчал Владимира на царство; и с этого времени князь начинает именоваться «Манамахъ и царь великия Руси». В нем же проводится мысль о происхождении Рюриковичей от «сродника» римского императора («царя») Августа, родство с которым считалось особо почетным, так как в его царствование родился Спаситель.

Позднее шапке-венцу придавалось особое значение; в русской государственной традиции она была одним из символов высшей власти, предметом, передаваемым по наследству от великого князя к великому князю. «Шапка Мономаха» становится символом высшей централизованной власти московских князей; является свидетельством мощи всего Русского государства, избавившегося в правление Ивана III от татаро-монгольского ига.

Князь Владимир Мономах был женат трижды:

1) примерно с 1074 г. — Гида (умерла 10 марта 1099 (?) г.), дочь последнего англо-саксонского короля Харальда II Годвина (убит 14 октября 1066 г.). В своде саг о норвежских конунгах «Красивая кожа» (Fagrskinna; записан около 1230 г.) содержится развернутый рассказ о потомстве князя: «На Гюде, дочери Харальда конунга, женился Вальдимар конунг, сын Ярицлейва (Ярослав Мудрый был дедом Владимира. — Д.В. Донской), конунга в Хольмгарде, и Ингигерд, дочери Олафа, конунга шведского. Сыном Вальдимара и Гюды был Харальд (Мстислав Владимирович. — Д.В. Донской), конунг, который женился на Кристин, дочери Инга конунга, сына Стейнкеля (король шведский; умер в 1112 г. — Д.В. Донской), их дочери были Мальмфрид и Ингибьерг. На Мальмфрид был сначала женат Сигурд Крестоносец (король норвежский; умер 26 марта 1130 г. — Д.В. Донской), а после — Эйрик Эймун, конунг данов, сын Эйрика (король датский; умер 18 сентября 1137 г. — Д.В. Донской). На Ингибьерг, дочери Харальда, сестре Мальмфрид, женился Кнут Лавард (герцог шлезвигский, король оботритский; убит 7 января 1131 г. — Д.В. Донской), брат Эйрика Эймуна. Их дети были Вальдемар конунг, и Кристин, и Катерин, и Маргерет. Вальдемар, конунг данов, женился на Софии (Софья Владимировна. — Д.В. Донской), дочери Валада конунга в Пулиналанде и Рикизы королевы». От этого брака дети: Мстислав, Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав и Мария (супруга Льва (Леона; убит 15 августа 1116 г.), сына византийского императора Романа IV Диогена (умер в 1072 г.); Мария умерла 19 января 1147 г.);

2) со второй половины 1099 г. неизвестная по происхождению княгиня (в источниках она названа «Гюргева мати», то есть мать князя Юрия Долгорукого), умерла 7 мая 1106 г. От этого брака дети: Юрий Долгорукий, Евфимия, Агафья, Роман и Андрей Добрый;

3) тоже неизвестная по происхождению, умирает через год после смерти князя, 11 июня (или июля) 1126 г.

По нелетописным данным, имел еще детей: Ростислава, Глеба и Софью.
Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Мономах, узнав о смерти Святополка, много плакал и не пошел в Киев: если по смерти Всеволода он не пошел туда, уважая старшинство Святополка, то ясно, что и теперь он поступал по тем же побуждениям, уважая старшинство Святославичей. Но у киевлян были свои расчеты: они разграбили двор Путяты тысяцкого за то, как говорит одно известие, что Путята держал сторону Святославичей, потом разграбили дворы сотских и жидов; эти слова летописи подтверждают то известие, что Святополк из корыстолюбия дал большие льготы жидам, которыми они пользовались в ущерб народу и тем возбудили против себя всеобщее негодование. После грабежа киевляне послали опять к Владимиру с такими словами: «Приходи, князь, в Киев; если же не придешь, то знай, что много зла сделается: ограбят уже не один Путятин двор или сотских и жидов, но пойдут на княгиню Святополкову, на бояр, на монастыри, и тогда ты, князь, дашь богу ответ, если монастыри разграбят». Владимир, услыхавши об этом, пошел в Киев; навстречу к нему вышел митрополит с епископами и со всеми киевлянами, принял его с честью великою, все люди были рады, и мятеж утих.

Так после первого же старшего князя во втором поколении нарушен уже был порядок первенства вследствие личных достоинств сына Всеволодова; племя Святославово потеряло старшинство, должно было ограничиться одною Черниговскою волостию, которая таким образом превращалась в отдельную от остальных русских владений отчину, подобно Полоцкой отчине Изяславичей. На первый раз усобицы не было: Святославичам нельзя было спорить с Мономахом; но они затаили обиду свою только на время.

В непосредственной связи с приведенными обстоятельствами избрания Мономахова находится известие, что Владимир тотчас по вступлении на старший стол собрал мужей своих, Олег Святославич прислал также своего мужа, и порешили ограничить росты; очень вероятно, что жиды с позволения Святополкова пользовались неумеренными ростами, за что и встал на них народ.

Святославичи не предъявляли своих прав, с ними не было войны; несмотря на то, и княжение Мономаха не обошлось без усобиц.
Развернуть
Владимир в 1116 году, надеясь на бога и на правду, по выражению летописца, пошел к Минску с сыновьями своими, Давыдом Святославичем и сыновьями Олеговыми. Сын Мономаха, Вячеслав, княживший в Смоленске, взял Оршу и Копыс; Давыд с другим сыном Мономаховым, Ярополком, княжившим в Переяславле, на отцовском месте, взяли Друцк приступом, а сам Владимир пошел к Минску и осадил в нем Глеба. Мономах решился взять Минск, сколько бы ни стоять под ним, и для того велел у стана строить прочное жилье (избу); Глеб, увидав приготовление к долгой осаде, испугался и начал слать послов с просьбами: Владимир, не желая, чтоб христианская кровь проливалась великим постом, дал ему мир; Глеб вышел из города с детьми и дружиною, поклонился Владимиру и обещался во всем его слушаться; тот, давши ему наставление, как вперед вести себя, возвратил ему Минск и пошел назад в Киев; но сын его Ярополк переяславский не думал возвращать свой плен, жителей Друцка; тяготясь более других князей малонаселенностью своей степной волости, так часто опустошаемой половцами, он вывел их в Переяславское княжество и срубил для них там город Желни. Минский князь, как видно, недолго исполнял наказ Владимиров: в 1120 году у Глеба отняли Минск и самого привели в Киев, где он в том же году и умер.

Другая усобица происходила на Волыни. Мы видели, что Владимир жил дружно с Святополком; последний хотел еще более скрепить эту дружбу, которая могла быть очень выгодна для сына его Ярослава, и женил последнего на внучке Мономаховой, дочери Мстислава новгородского. Но самый этот брак, если не был единственною, то по крайней мере одною из главных причин вражды между Ярославом и Мономахом. Под 1118 годом встречаем известие, что Мономах ходил войною на Ярослава к Владимиру-Волынскому вместе с Давидом Святославичем, Володарем и Васильком Ростиславичами.
Развернуть
В 1102 году умер Владислав-Герман, еще при жизни своей разделивши волости между двумя сыновьями — законным Болеславом и незаконным Збигневом. Когда вельможи спрашивали у него, кому же из двоих сыновей он дает старшинство, то Владислав отвечал: «Мое дело разделить волости, потому что я стар и слаб; но возвысить одного сына перед другим или дать им правду и мудрость может только один бог. Мое желание — чтоб вы повиновались тому из них, который окажется справедливее другого и доблестнее при защите родной земли». Эти слова, приводимые польским летописцем, очень замечательны: они показывают всю неопределенность в понятиях о порядке наследства, какая господствовала тогда в славянских государствах.

Лучшим между братьями оказался Болеслав, который вовсе не был похож на отца, отличался мужеством, деятельностию. Болеслав остался верен отцовскому договору с Святополком, женился на дочери последнего — Сбыславе и вследствие этого родственного союза Ярослав волынский постоянно помогал Болеславу в усобице его с братом Збигневом; нет ничего странного, следовательно, что князья польский и волынский решились действовать вместе против Ростиславичей. Но мог ли Мономах спокойно смотреть на это, тем более что он находился с Ростиславичами в родственной связи: сын его Роман был женат на дочери Володаря: ясно, что он должен был вступиться за последнего и за брата его; сначала, говорит то же известие, он посылал уговаривать Ярослава, потом звал его на суд пред князей, наконец, когда Ярослав не послушался, пошел на него войною, исход которой мы изложили по дошедшим до нас летописям. В них встречаем еще одно важное известие, что перед походом на Ярослава Мономах перезвал из Новгорода старшего сына своего Мстислава и посадил его подле себя, в Белгороде: это могло заставить Ярослава думать, что Мономах хочет по смерти своей передать старшинство сыну своему, тогда как Мономах мог это сделать именно вследствие неприязненного поведения Ярослава. Принужденная покорность последнего не была продолжительна: скоро он прогнал свою жену, за что Мономах выступил вторично против него; разумеется, Ярослав мог решиться на явный разрыв, только собравши значительные силы и в надежде на помощь польскую и венгерскую, потому что и с королем венгерским он был также в родстве; но собственные бояре отступили от волынского князя, и он принужден был бежать сперва в Венгрию, потом в Польшу. Мономах посадил во Владимире сперва сына своего Романа, а потом, по смерти его, другого сына — Андрея.

Что эти события были в связи с польскою войною, доказательством служит поход нового владимирского князя Аидрея с половцами в Польшу в 1120 году. В следующем году Ярослав с поляками подступил было к Червеню; Мономах принял меры для безопасности пограничных городов: в Червени сидел знаменитый муж Фома Ратиборович, который и заставил Ярослава возвратиться ни с чем. Для поляков, как видно, самым опасным врагом был Володарь Ростиславич, который не только водил на Польшу половцев, но был в союзе с другими опасными ее врагами, поморянами и пруссаками. Не будучи в состоянии одолеть его силою, поляки решились схватить его хитростию. В то время при дворе Болеслава находился знаменитый своими похождениями Петр Власт, родом, как говорят, из Дании. В совете, который держал Болеслав по случаю вторжений Володаря, Власт объявил себя против открытой войны с этим князем, указывал на связь его с половцами, поморянами, пруссаками, которые все в одно время могли напасть на Польшу, и советовал схватить Ростиславича хитростию, причем предложил свои услуги. Болеслав принял предложение, и Власт отправился к Володарю в сопровождении тридцати человек, выставил себя изгнанником, заклятым врагом польского князя и успел приобресть полную доверенность Ростиславича. Однажды оба они выехали на охоту; князь, погнавшись за зверем, удалился от города, дружина его рассеялась по лесу, подле него остался только Власт с своими; они воспользовались благоприятною минутою, бросились на Володаря, схватили и умчали к польским границам. Болеслав достиг своей цели: Васильке Ростиславич отдал всю свою и братнюю казну, чтоб освободить из плена Володаря; но, что было всего важнее, Ростиславичи обязались действовать заодно с поляками против всех врагов их: иначе мы не можем объяснить присутствие обоих братьев в польском войске во время похода его на Русь в 1123 году.

 В этот год Ярослав пришел под Владимир с венграми, поляками, чехами, обоими Ростиславичами — Володарем и Васильком; было у него множество войска, говорит летописец. Во Владимире сидел тогда сын Мономахов Андрей, сам Мономах собирал войска в Киевской волости, отправив наперед себя ко Владимиру старшего сына Мстислава с небольшим отрядом; но и тот не успел придти, как осада была уже снята. В воскресенье рано утром подъехал Ярослав сам-третей к городским стенам и начал кричать Андрею и гражданам: «Это мой город; если не отворитесь, не выйдете с поклоном, то увидите: завтра приступлю к городу и возьму его». Но в то время, когда он еще ездил под городом, из последнего вышли тихонько два поляка, без сомнения, находившиеся в службе у Андрея, что тогда было дело обыкновенное, и спрятались при дороге; когда Ярослав возвращался от города мимо их, то они вдруг выскочили на дорогу и ударили его копьем; чуть-чуть живого успели примчать его в стан, и в ночь он умер. Король венгерский Стефан II решился было продолжать осаду города, но вожди отдельных отрядов его войска воспротивились этому, объявили, что не хотят без цели проливать кровь своих воинов, вследствие чего все союзники Ярославовы разошлись по домам, отправив послов ко Владимиру с просьбою о мире и с дарами. Летописец распространяется об этом событии: «Так умер Ярослав, — говорит он, — одинок при такой силе; погиб за великую гордость, потому что не имел надежды на бога, а надеялся на множество войска; смотри теперь, что взяла гордость? Разумейте, дружина и братья, по ком бог: по гордом или по смиренном? Владимир, собирая войско в Киеве, плакался пред богом о насильи и гордости Ярославовой; и была великая помощь божия благоверному князю Владимиру за честное его житие и за смирение; а тот молодой гордился против деда своего, и потом опять против тестя своего Мстислава». Эти слова замечательны, во-первых, потому, что в них высказывается современный взгляд на междукняжеские отношения: Ярослав в глазах летописца виноват тем, что; будучи молод, гордился перед дядею и тестем, — чисто родовые отношения, за исключением всяких других. Во-вторых, очень замечательны слова об отношениях Ярослава к Мстиславу: Ярослав выставляется молодым, пред Мстиславом, порицается за гордость пред ним: не заключают ли. эти слова намека на столкновение прав тестя и зятя на старшинство? не заключалась ли гордость Ярослава преимущественно в том, что он, будучи молод и зять Мстиславу, вздумал выставлять права свои перед ним, как сын старшего из внуков Ярославовых?

 Нам кажется это очень вероятным. Как бы то ни было, однако и самая старшая линия в Ярославовом потомстве потеряла право на старшинство смертию Ярослава; если и последний, по мнению летописца, был молод пред Мстиславом, то могли ли соперничать с ним младшие братья Ярославовы, Изяслав и Брячислав: оба они умерли в 1127 году; потомство Святополково вместе с Волынью лишилось и Турова, который также отошел к роду Мономахову; за Святополковичами остался здесь, как увидим после, один Клецк. Наконец, заметим, что Мономаху и племени его везде благоприятствовало народное расположение: Ярослав не мог противиться Мономаху во Владимире; бояре отступили от него, и когда он пришел с огромным войском под Владимир, то граждане не думали отступать от сына Мономахова.

Так кончились при Владимире междукняжеские отношения и соединенные с ними отношения польские. Касательно других европейских государств при Мономахе останавливакл нас летописные известия об отношениях греческих. Дочь Мономаха Мария была в замужестве за Леоном, сыном императора греческого Диогена; известны обычные в Византии перевороты, которые возвели на престол дом Комненов в ущерб дома Диогенова. Леон, без сомнения, не без совета и помощи тестя своего, русского князя, вздумал в 1116 году вооружиться на Алексея Комнена и добыть себе какую-нибудь область; несколько дунайских городов уже сдались ему; но Алексей подослал к нему двух арабов, которые коварным образом умертвили его в Доростоле. Владимир хотел по крайней мере удержать для внука своего Василия приобретения Леоновы и послал воеводу Ивана Войтишича, который посажал посадников по городам дунайским; но Доростол захвачен был уже греками: для его взятия ходил сын Мономаха Вячеслав с воеводою Фомою Ратиборовичем на Дунай. но принужден был возвратиться без всякого успеха. По другим известиям, русское войско имело успех во Фракии, опустошило ее, и Алексей Комнен, чтобы избавиться от этой войны, прислал с мирными предложениями к Мономаху Неофита, митрополита ефеского и других знатных людей, которые поднесли киевскому князю богатые дары — крест из животворящего древа, венец царский, чашу сердоликовую, принадлежавшую императору Августу, золотые цепи и проч., причем Неофит возложил этот венец на Владимира и назвал его царем.

Мы видели, что царственное происхождение Мономаха по матери давало ему большое значение, особенно в глазах духовенства; в памятниках письменности XII века его называют царем, какую связь имело это название с вышеприведенным известием — было ли его. причиною или следствием, решить трудно; заметим одно, что известие это не заключает в себе ничего невероятного; очень вероятно также, что в Киеве воспользовались этим случаем, чтоб дать любимому князю и детям его еще более прав на то значение, которое они приобрели в ущерб старшим линиям. Как бы то ни было, мы не видим после возобновления военных действий с греками и под 1122 годом встречаем известие о новом брачном союзе внучки Мономаховой, дочери Мстислава, с одним из князей династии Комненов.

Мы вправе ожидать, что половцам и другим степным ордам стало не легче, когда Мономах сел на старшем столе русском. Узнавши о смерти Святополка, половцы явились было на восточных границах; но Мономах, соединившись с Олегом, сыновьями своими и племянниками, пошел на них и принудил к бегству. В 1116 году видим опять наступательное движение русских: Мономах послал сына своего Ярополка, а Давыд — сына своего Всеволода на Дон, и князья эти взяли у половцев три города. Ряд удачных походов русских князей, как видно, ослабил силы половцев и дал подчиненным торкам и печенегам надежду освободиться от их зависимости; они встали против половцев и страшная резня происходила на берегах Дона: варвары секлись два дня и две ночи, после чего торки и печенеги были побеждены, прибежали в Русь и были поселены на границах. Но движения в степях не прекращались: в следующем году пришли в Русь беловежцы, также жители донских берегов; так русские границы населялись варварскими народами разных названий, которые будут играть важную роль в нашем дальнейшем рассказе; но сначала, как видно, эти гости были очень беспокойны, не умели отвыкнуть от своих степных привычек и уживаться в ладу с оседлым народонаселением: в 1120 году Мономах принужден был выгнать берендеев из Руси, а торки и печенеги бежали сами. Ярополк после того ходил на половцев за Дон, но не нашел их там: недаром предание говорит, что Мономах загнал их на Кавказ.

Новгородцы и псковичи продолжали воевать с чудью на запад от Чудского озера: в 1116 году Мстислав взял город Оденпе, или Медвежью голову, погостов побрал бесчисленное множество и возвратился домой с большим полоном; сын его Всеволод в 1122 году ходил на финское племя ямь и победил его; но дорога была трудна по дороговизне хлеба. На северо-востоке борьба с иноплеменниками шла также удачно: прежде мы встречали известия о поражениях, которые претерпевали муромские волости от болгар и мордвы, но теперь под 1120 годом читаем, что сын Мономахов, Юрий, посаженный отцом в Ростовской области, ходил по Волге на болгар, победил их полки, взял большой полон и пришел назад с честью и славою.

Так во всех концах русских волостей оправдались надежды народа на благословенное княжение Мономаха. После двенадцатилетнего правления в Киеве, в 125 году, умер Мономах, просветивший Русскую землю, как солнце, по выражению летописца; слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе, потому что много почитал он монашеский и священнический чин, давал им все потребное, церкви строил и украшал; когда входил в церковь и слышал пение, то не мог удержаться от слез, потому-то бог и исполнял все его прошения и жил он в благополучии; весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери.
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
20 апреля 1113 – 19 мая 1125 Киев
20 апреля 1113 – 19 мая 1125 Киевская земля

Иллюстрации

Возвращение союзных войск Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) и Давыда Святославича Черниговского из похода на половцев. Вручение Владимиром Всеволодовичем Мономахом княжеского меча как знака власти своему сыну, Андрею Владимировичу; отъезд Андрея на княжение во Владимир Волынский. Встреча Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) с отрядами князей Давыда Святославича Черниговского и Олега Святославича Муромского для совета о совместных действиях против Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского. Выдача Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) своего сына Святослава в заложники половецкому князю Кытану; преебывание половецкой дружины во главе с Итларем в Переяславле. Выступление Ярополка Изяславича Волынского с дружиной против Всеволода Ярославича Киевского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Черниговского); бегство Ярополка к полякам Допрос Бельдюзя Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским); расправа над Бельдюзем по повелению Владимира. Епископ Неофит венчает князя Владимира Всеволодича шапкой Мономаха Объяснение причин ослепления Василька Ростиславича Теребовльского Владимиру Всеволодовичу Мономаху (Переяславскому) послами Святополка Изяславича Киевского; уход послов Святополка от Владимира. Отозвание Владимиром Всеволодовичем Мономахом Мстислава Владимировича Великого из Новгорода; вокняжение в Новгороде внука Владимира, Всеволода Гавриила Мстиславича. Отправка Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) отрока Бяндюка за Итларем с дружиной; беседа Бяндюка с Итларем Отправление участниками Уветичского съезда посланцев для переговоров с Давыдом Игоревичем Волынским; сообщение посланцами Давыду условий, предложенных Святополком Изяславичем Киевским, Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским), Давыдом Святослав Переговоры Святополка Изяславича Киевского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) в шатре в Долобеке перед походом наполовцев. Перемирие Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Давыда Святославича Черниговского и Олега Святославича Муромского на съезде в Уветичах. Победа войск Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Олега Святославича Муромского, Святослава Олеговича (?), Мстислава Всеволодовича Смоленского (??),Вячеслава Владимировича Смоленского, Ярополка Владимировича Подступ Изяслава Ярославича Киевского, Ярополка Изяславича Вышгородского, Всеволода Ярославича Черниговского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Смоленского) к Чернигову; захват и поджог восточных ворот и внешнего города; укрытие осажденных во внутреннем Поход Владимира Всеволодовича Мономаха против Ярослава Святополковича Волынского. Поход Владимира Всеволодовича Мономаха с сыновьями на Минск; взятие Друцка во время минского похода. Поход Святополка Изяславича Ки-евского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) на Чернигов; бегство Олега Святославича Черниговского, не захотевшего объединиться со Святополком и Владимиром. Примирение Владимира Всеволодовича Мономаха и Ярослава Святополковича Волынского; отъезд Владимира Мономаха из Владимира Волынского. Приход боярина Славяты из Киева в Переяславль; совет Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) с дружиной Ратибора об истреблении Итларевой дружины Приход Владимира Всеволодовича Мономаха (Черниговского) в Луцк; отправка матери и жены Ярополка Изяславича Волынского — Гертруды и Ирины — в Киев. Смерть Владимира Мономаха Совет Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) и Святополка Изяславича Киевского о походе совместно с Олегом Святославичем Черниговским на половцев; захват войсками Святополка и Владимира пленных в половецком походе. Совместный конный и в ладьях поход Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Святополка Изяславича Киевского, Давыда Святославича Черниговского, Давыда Всеславича Полоцкого (?), Мстислава Всеволодовича (внука Игорева) Смоленского (?)... Совместный поход против половцев Святополка Изяславича Киевского, Ярослава Святополковича Волынского, Всеволода Мстиславича (?), Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Святослава Владимировича Смоленского, Ярополка Владимировича Смоленского.. Съезд князей Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Давыда Святославича Черниговского, Олега Святославича Муромского и Ярослава Святополковича Волынского (?) на реке Золотче для переговоров о заключении мира с Уход Владимира Всеволодовича Мономаха из Чернигова в Переяславль на отцовский стол; приближение к Чернигову Олега Святославича Тмутараканского. Целование креста Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) и Святополком Изяславичем Киевским в знак примирения.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"