Всеволод Ярославич
Имя князя: Всеволод Ярославич
Годы жизни: 1030 – 13 апреля 1093
Ветвь: Полоцкая
Колено: 6
Пятый сын Ярослава Мудрого. Родился в 1030 г. О ого земельных держаниях до 1054 г. ничего не известно. По завещанию отца Всеволод получил Переяславскую область, Верхнее Поволжье, Ростово-Суздальскую и Белозерскую земли и владел ими до 1073 г. В 1060 г. по разделу со старшими братьями Всеволод получил часть Смоленской области. После того как с его помощью Святослав Ярославич захватил власть в Киеве, Всеволод получил от нового великого князя Черниговскую землю, а взамен отдал ему свои прежние владения. Несомненно, что Всеволод не прогадал при размене областями, ибо этот размен был как бы наградой Всеволоду за помощь, которую он оказал Святославу при занятии великокняжеского стола. После смерти Святослава, 1 января 1077 г., Всеволод Ярославич стал великим киевским князем; в состав его владений вошли земли, ранее принадлежавшие Святославу. Однако 8 июля 1077 г. на территорию Руси с польскими войсками вступил Изяслав Ярославич, и Всеволоду пришлось уступить ему верховную власть в Киевском государстве. После этих событий за Всеволодом осталась только Черниговская земля. Правда, в 1078 г. сын Всеволода Владимир Мономах получил от Изяслава Смоленскую область. После 3 октября 1078 г. Всеволод Ярославич вторично стал великим киевским князем и раздал часть земель своим родственникам. По «Повести временных лет», сыновья Изяслава Ярославича получили от него Новгород Великий, Владимир-Волынский и Туров, а Владимиру Мономаху достался Чернигов. Какие земли получили от Всеволода другие Рюриковичи — летописец не сообщает. Несколько иначе изображен земельный раздел 1078 г. у В. Н. Татищева. Автор «Истории Российской» пишет, что Всеволод вошел в Киев и занял великокняжеский стол 6 сентября 1078 г., по это неверно, так как Изяслав Ярославич погиб в сражении 3 октября. Вероятно, здесь произошла описка, когда В. Н. Татищев сводил данные различных источников, и следует читать не «6 сентября», а «6 октября». Далее В. Н. Татищев пишет, что Всеволод дал в держание: Святополку Изяславичу — Новгород Великий, а Ярополку Изяславичу — Вышгород и Владимир-Волынский, Туровская земля отошла к Давыду Игоревичу. Дети Святослава Ярославича получили от Всеволода Тмутаракань и Муром, а Владимир Мономах был переведен им из Смоленска на княжение в Чернигов. В данном случае мы склонны больше верить В. Н. Татищеву. Сведения «Повести временных лет» явно не полны. Более того, они тенденциозны. Летописец не захотел показать, что сыновья Святослава Ярославича были обделены своим «стрыем» при разделе 1078 г. Не захотел он показать, что у Изяславичей была отнята Туровская земля — их отчина. Умолчал он и о закреплении Вышгорода за Ярополком, так как позднее этот город отошел к Всеволодичам-Мономашичам. Однако из текста «Повести временных лет» ясно видно, что после 1078 г. Ярополк не владел Туровом. По-видимому, в том же 1078 г. или несколько позже сыновья Ростислава Владимировича получили от Всеволода в держание Перемышльскую и Теребовльскую волости. Что же осталось в собственном владении великого киевского князя после всех этих раздач? Несомненно, сама Киевская земля, кроме Вышгородской волости, Переяславская земля, которой впоследствии владел сын Всеволода Ростислав, а также Смоленская, Ростово-Суздальская и Древлянская области. Всеволод Ярославич умер великим киевским князем 13 апреля 1093 г.
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в.»
Всеволод (в крещении — Андрей) Ярославич, пятый (по летописи четвертый) сын великого князя Я. Владимировича Мудрого и Ингигерд (умерла 10 февраля 1051 г.), дочери шведского конунга Олава Шётконунга (умер в 1022 г.). По порядку престолонаследия — одиннадцатый великий князь.
Родился в 1030 г. предположительно в Великом Новгороде. Назван, возможно, в честь апостола Андрея Первозванного (умер около 67 г. от P. X.).
В конце 40-х гг. (после 1046 г.) вступил в брак с дочерью византийского императора Константина IX Мономаха (умер 11 января 1055 г.), предположительно, Марией; этот брак стал следствием русско-византийского договора, завершившего русско-византийскую войну лета 1043 г.
В конце 1053 г. (или в начале 1054 г.) у Всеволода родился сын Владимир, получивший от деда по материнской линии прозвище Мономах (от греческого — единоборец). Его другой дед, Ярослав, дал внуку княжеское (русское) имя — Владимир и крестильное — Василий, в память о прадеде, великом князе Владимире Святославиче.
В начале 1054 г. по отцовскому завещанию Всеволод получает города Переяславль-Русский, Ростов, Суздаль, Белоозеро, а также Поволожье. Летопись называет его любимым сыном Ярослава: Всеволод большей частью пребывает в Киеве при отце, «бѣ бо любимъ отцемь паче всее братьи». У него на руках князь Ярослав и умирает в Вышгороде 19 февраля 1054 г.; Всеволод перевозит тело отца в Киев, где хоронит в церкви Святой Софии. С этого времени Всеволод княжит в Переяславле.
Княжение в этом городе, находящемся на южном пограничье Русской земли, вынуждает Всеволода в большей степени, чем других князей, заниматься организацией отражения угрозы со стороны кочевников. Зимой 1054 г. Всеволод совершает поход против торков к г. Воиню и одерживает победу над ними. В том же году заключает мир с половецким князем Болушем.
В том же 1054 г. вместе с братьями Изяславом и Святославом участвует в съезде князей в Киеве, на котором принимается решение о запрете кровной мести за убийство и замене ее денежным выкупом (другая возможная датировка съезда Ярославичей — до 1072 г., так как в этом году Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославичи вместе уже никогда не собирались). В этот период времени Всеволод тесно сотрудничает с братьями Изяславом и Святославом, так что возникает некий «триумвират» старших Ярославичей, поскольку все важнейшие вопросы принимаются князьями совместно.
В 1059 г. трое старших братьев освобождают из заточения своего дядю Судислава Владимировича, посаженного в «поруб» еще их отцом Ярославом.
В 1060 г. Всеволод вместе с братьями Изяславом и Святославом, а также с двоюродным племянником, полоцким князем Всеславом Брячиславичем, участвует в походе на торков, закончившемся полной победой русских князей и изгнанием торков из русских пределов.
Зимой 1061–62 гг. половцы впервые совершают набег на русские земли. Всеволод со своей дружиной выступает против них и 2 февраля 1062 г. терпит поражение от половецкого князя Искала (Сокала).
Зимой 1066–67 гг. вместе со своими братьями Изяславом и Святославом выступает войной против Всеслава Брячиславича, который незадолго перед тем захватил Великий Новгород и разграбил новгородскую церковь Святой Софии. В начале 1067 г. братья-Ярославичи захватывают г. Минск, а 3 марта одерживают решительную победу над Всеславом при р. Немиге (правом притоке Свислочи; ныне место в черте Минска); Всеслав бежит с поля боя.
10 июля того же года (в некоторых летописях 10 июня) в нарушение крестного целования, данного Всеславу, помогает Изяславу захватить полоцкого князя. Изяслав приводит Всеслава в Киев, где бросает его в «порубъ».
В 1068 г. Русь подверглась новому, гораздо более масштабному нашествию половцев. Всеволод со своей дружиной участвует в битве на р. Альте (правом притоке Трубежа), в которой русские войска терпят сокрушительное поражение. Всеволод вместе с Изяславом бежит в Киев (Святослав же со своей дружиной отступает к Чернигову).
15 сентября того же года Всеволод становится очевидцем восстания в Киеве против Изяслава и освобождения из поруба князя Всеслава Брячиславича, возведенного киевлянами на княжеский престол. Всеволод вместе со старшим братом вынужден покинуть Киев, однако, остается на Руси.
1069 г., после возвращения на Русь князя Изяслава Ярославича с польскими полками и бегства из-под Белгорода Всеслава Полоцкого, киевляне обращаются к Всеволоду и его брату Святославу с просьбой защитить их от гнева Изяслава. Братья отправляют послов к Изяславу с просьбой не вводить польский гарнизон в Киев и не мстить киевлянам: «Не води Ляховъ Кыеву... аще ли хощеши гнѣвъ имѣти и погубити градъ, то вѣси, яко нама жаль отня стола».
В 1070 г. у Всеволода рождается сын Ростислав.
В 1072 г. в Вышгороде вместе с братьями Изяславом и Святославом, а также митрополитом Георгием (умер после 1073 г.) и многими русскими иерархами принимает участие в торжественном перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в новую деревянную церковь, построенную Изяславом. При открытии гробниц святых князей митрополит благословляет братьев рукою святого Глеба.
Весной 1073 г. союз трех князей-Ярославичей окончательно распадается. Всеволод поддерживает Святослава, обвинившего Изяслава в сговоре со Всеславом Полоцким. Изяслав бежит из Киева «в Ляхы» (Польшу. — Д.В. Донской) Святослав же, «преступивше заповѣдь отню», то есть нарушив завещание Ярослава, садится на княжение в Киеве (22 марта). Всеволод сопровождает брата, но затем уходит обратно в Переяславль, вероятно, получив какие-то земли в Черниговском княжестве.
В 1074 г. посылает своего сына Владимира Мономаха восстанавливать сожженный поляками г. Берестье. На следующий год Владимир находится у него в Переяславле, а затем после Пасхи (5 апреля) уходит во Владимир-Волынский.
После смерти князя Святослава Ярославича (27 декабря 1076 г.) Всеволод занимает киевский престол (1 января 1077 г.). Однако, в том же году на Русь возвращается с польским войском князь Изяслав Ярославич. Всеволод выступает навстречу брату к Волыни; до войны дело не доходит: братья заключают мир, и 15 июля 1077 г. Изяслав вновь становится киевским князем. Всеволод по договору с братом занимает Чернигов, в котором прежде княжил его брат Святослав.
Это вызывает столкновение Всеволода с его племянниками, и прежде всего с воинственным сыном Святослава, Олегом. В апреле 1078 г. Олег бежит из Чернигова в Тмуторокань, где уже находятся его родной брат Роман Святославич и двоюродный Борис Вячеславич, также претендующий на Чернигов. Летом того же года Олег и Борис приводят против Всеволода половцев. 25 (по другим данным, 26) августа в битве на р. Сожице (по Н.М. Карамзину — Оржица, правый приток Сулы) войско Всеволода терпит поражение; сам князь вынужден бежать в Киев к Изяславу, а его противники занимают Чернигов.
Изяслав соглашается оказать помощь Всеволоду. Князья собирают значительное войско, в которое, помимо их собственных дружин, входят дружины сына Изяслава, Ярополка, и сына Всеволода, Владимира Мономаха, и выступают к Чернигову. Черниговцы затворяются в городе (несмотря на то, что Олега и Бориса в Чернигове не было); князья же приступают к осаде и штурму города. Однако, узнав о приближении Олега и Бориса, Изяслав и Всеволод разворачивают войско и выступают им навстречу. Решающая битва происходит 3 октября 1078 г. (по датировке некоторых историков, это 1079 г.) у с. Нежатина Нива (на правом берегу Канины (?), правого притока Десны; ныне местность около Чернигова). В этой битве, закончившейся решительной победой союзников и разгромом Олега и Бориса, погибают и зачинщик усобицы князь Борис Вячеславич, и киевский князь Изяслав Ярославич.
По смерти брата Всеволод занимает киевский престол и «переима власть Русьскую всю». В том же году он сажает сына Владимира в Чернигове, а племянника Ярополка Изяславича — во Владимире-Волынском, придав ему Туров.
По словам летописца, после того как Всеволод стал киевским князем, «быша ему печали болше паче, неж сѣдящю ему б Переяславли... печаль бысть ему от сыновець своих, яко начаша ему стужати (досаждать. — Д.В. Донской) хотя власти... сеи же омиряя их, раздавая власти (волости. — Д.В. Донской) им». И действительно, столкновения с племянниками и необходимость примиряться с ними и примирять их друг с другом наполняют все киевское княжение Всеволода.
В 1079 г. Всеволод заключает мир с половцами, которых приводит на Русь князь Роман Святославич; на обратном пути Роман убит половцами (2 августа). В том же году в г. Тмуторокани местные хазары, по-видимому не без согласия Всеволода, захватывают князя Олега Святославича и передают его властям византийского императора Никифора III Вотаниата (умер после 1081 г.). Ссылка князя Олега длится четыре года, два из которых — на острове Род (ныне — Родос в юго-восточной части Эгейского моря, Греция); а Всеволод сажает в Тмуторокани своего посадника Ратибора (умер после 1100 г.).
В 1080 г. поднимают восстание торки, расселенные князем у Переяславля (так называемые перяславские торки). Всеволод посылает против них своего сына Владимира, который побеждает и усмиряет их.
Весной 1081 г. племянник Всеволода, Давыд Игоревич, и внучатый племянник Володарь Ростиславич изгоняют из Тмуторокани Всеволодова посадника Ратибора. Однако их княжение в отдаленном русском княжестве продолжается недолго: в 1083 г. Олег Святославич возвращается из Византии и, после расправы над тмутороканскими хазарами изгоняет Давыда и Володаря.
В 1084 г., на Пасху (31 марта), к Всеволоду приходит Ярополк Изяславич, изгнанный из Владимира-Волынского братьями Рюриком и Володарем Ростиславичами. Всеволод посылает своего сына Владимира Мономаха, который изгоняет Ростиславичей и утверждает Ярополка на владимиро-волынском столе. В том же году Всеволод дает г. Дорогобуж князю Давыду Игоревичу, призвав его из г. Олешья, где Давыд занимался грабежом греческих купцов.
В 1085 г. посылает сына Владимира Мономаха против Ярополка Изяславича, который, по наущению злых советников, намеревается выступить против него. Ярополк бежит в Польшу, оставив мать, жену и дружину в Луцке. Владимир Мономах занимает Луцк, захватывает родню и имущество Ярополка и приводит пленников в Киев, а во Владимире-Волынском утверждает князя Давыда Игоревича. На следующий год Ярополк возвращается из Польши, заключает мир с Владимиром Мономахом и вновь садится на княжение во Владимире. Однако, спустя несколько дней он погибает от руки наемного убийцы, подосланного, как полагают, Ростиславичами (22 ноября 1086 г.). Тело Ярополка перевозят в Киев, где его встречают князь Всеволод, его сыновья Владимир и Ростислав и духовенство. Всеволод присутствует при погребении Ярополка в церкви Святого Петра Дмитровского монастыря (5 декабря).
Весной того же (1086) г. закладывает в Киеве церковь Святого апостола Андрея Первозванного и монастырь, в котором принимает пострижение его дочь Янка (Анна). В том же году князь Всеволод идет к Перемышлю.
В 1088 г. освящена церковь Святого Михаила, Киевского Выдубицкого монастыря (на берегу Днепра в 1 версте ниже Киево-Печерского монастыря) митрополитом Иоанном II (умер 31 августа 1089 г.), заложенная еще в 1070 г.; этот монастырь называется в источниках «Всеволожим», то есть основанным князем Всеволодом. Отношения с церковью в то время у великого князя складывались неровно, одно время митрополит даже грозил Всеволоду отлучением за то, что тот допускает браки с «латинянами»: «Иже дщерь благовернаго князя даяти замужь во ину страну, идеже служать опресноки (пресный хлеб из неквашенного теста; употребление введено папой Стефаном IX (умер 29 марта 1058 г.) для совершения Таинства Святого Причащения. — Д.В. Донской) недостойно зело и неподобно правоверным се творити».
Под 1091 г. летопись описывает необычное явление, случившееся во время охоты князя Всеволода под Вышгородом (близ Киева): «Всеволоду ловы дѣющю звѣриныя за Вышегородомь, заметавшимъ тенета и кличаномъ кликнувшимъ (то есть когда раскинуты уже были сети и загонщики подняли крики. — Д.В. Донской) спаде превеликъ змий отъ небесе, и ужасошася вси людье».
Следующий (1092 г.) год отмечен в летописи многочисленными бедствиями: знамениями на небе, жестокой засухой, пожарами, эпидемиями, нашествием половцев, захвативших города в Переяславской земле (Песочен, Переволоку и Прилук.)
Болезни не миновали и князя Всеволода Ярославича («разболѣвшюся ему велми»). По словам летописца, к концу жизни из-за своих болезней князь отошел от дел и все больше стал доверять советам «юных», то есть младших (в социальном смысле) представителей своего окружения; и люди не могли добиться правды княжей, а «юные» «начаша... грабити люди и продавати; сему (Всеволоду. — Д.В. Донской) не свѣдуще в болѣзнех своихъ». В целом же летописец дает восторженную характеристику князю Всеволоду Ярославичу, особенно подчеркивая его набожность, заботу о нищих и о духовенстве и аскетизм в личной жизни: «Сии бо благовѣрныи князь Всеволодъ бѣ издѣтьска боголюбивъ, любя правду, набдя (наделял. — Д.В. Донской) убогыя, въздая честь епископомъ и презвутером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье имъ, бѣ же и самъ въздержася от пьяньства и от похоти». Князь был высокообразованным человеком и, по словам его сына, князя Владимира Мономаха, «дома сѣдя», изучил пять языков.
Предчувствуя скорую смерть, князь послал в Чернигов за своим сыном Владимиром Мономахом. Князь Всеволод Ярославич умер 13 апреля 1093 г., по словам летописца, «тихо и кротко» на руках у своих сыновей Владимира и Ростислава; похоронен на следующий день «въ великии четвьрг» (Пасха была 17 апреля. — Д.В. Донской) в Киеве в храме Святой Софии в присутствии сыновей, духовенства и многочисленного народа.
Князь Всеволод Ярославич был женат дважды:
1) после 1046 г. стала Мария (по выписке из синодика Выдубицкой обители, ее имя Анастасия), дочь византийского императора Константина IX Мономаха и его второй супруги Марии, дочери Василия Склира (внук мятежника Варды Склира; умер Василий после 1033 г.) и Пульхерии (умерла после 1033 г.), сестры императора Романа III Аргира (убит 11 апреля 1034 г.). По нелетописным данным, Мария умерла в 1067 г. Дети от этого брака: Владимир и Янка (Анна);
2) с 1069 г. княгиня Анна (по В.Л. Татищеву — княгиня половецкая), умерла 7 октября 1111 г., погребена в Киеве, в монастыре Святого апостола Андрея Первозванного, получившего впоследствии название Янчин (не сохранился). От нее дети: Ростислав, дочь (умерла в 1089 г.), Ирина и Евпраксия.
Родился в 1030 г. предположительно в Великом Новгороде. Назван, возможно, в честь апостола Андрея Первозванного (умер около 67 г. от P. X.).
В конце 40-х гг. (после 1046 г.) вступил в брак с дочерью византийского императора Константина IX Мономаха (умер 11 января 1055 г.), предположительно, Марией; этот брак стал следствием русско-византийского договора, завершившего русско-византийскую войну лета 1043 г.
В конце 1053 г. (или в начале 1054 г.) у Всеволода родился сын Владимир, получивший от деда по материнской линии прозвище Мономах (от греческого — единоборец). Его другой дед, Ярослав, дал внуку княжеское (русское) имя — Владимир и крестильное — Василий, в память о прадеде, великом князе Владимире Святославиче.
В начале 1054 г. по отцовскому завещанию Всеволод получает города Переяславль-Русский, Ростов, Суздаль, Белоозеро, а также Поволожье. Летопись называет его любимым сыном Ярослава: Всеволод большей частью пребывает в Киеве при отце, «бѣ бо любимъ отцемь паче всее братьи». У него на руках князь Ярослав и умирает в Вышгороде 19 февраля 1054 г.; Всеволод перевозит тело отца в Киев, где хоронит в церкви Святой Софии. С этого времени Всеволод княжит в Переяславле.
Княжение в этом городе, находящемся на южном пограничье Русской земли, вынуждает Всеволода в большей степени, чем других князей, заниматься организацией отражения угрозы со стороны кочевников. Зимой 1054 г. Всеволод совершает поход против торков к г. Воиню и одерживает победу над ними. В том же году заключает мир с половецким князем Болушем.
В том же 1054 г. вместе с братьями Изяславом и Святославом участвует в съезде князей в Киеве, на котором принимается решение о запрете кровной мести за убийство и замене ее денежным выкупом (другая возможная датировка съезда Ярославичей — до 1072 г., так как в этом году Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославичи вместе уже никогда не собирались). В этот период времени Всеволод тесно сотрудничает с братьями Изяславом и Святославом, так что возникает некий «триумвират» старших Ярославичей, поскольку все важнейшие вопросы принимаются князьями совместно.
В 1059 г. трое старших братьев освобождают из заточения своего дядю Судислава Владимировича, посаженного в «поруб» еще их отцом Ярославом.
В 1060 г. Всеволод вместе с братьями Изяславом и Святославом, а также с двоюродным племянником, полоцким князем Всеславом Брячиславичем, участвует в походе на торков, закончившемся полной победой русских князей и изгнанием торков из русских пределов.
Зимой 1061–62 гг. половцы впервые совершают набег на русские земли. Всеволод со своей дружиной выступает против них и 2 февраля 1062 г. терпит поражение от половецкого князя Искала (Сокала).
Зимой 1066–67 гг. вместе со своими братьями Изяславом и Святославом выступает войной против Всеслава Брячиславича, который незадолго перед тем захватил Великий Новгород и разграбил новгородскую церковь Святой Софии. В начале 1067 г. братья-Ярославичи захватывают г. Минск, а 3 марта одерживают решительную победу над Всеславом при р. Немиге (правом притоке Свислочи; ныне место в черте Минска); Всеслав бежит с поля боя.
10 июля того же года (в некоторых летописях 10 июня) в нарушение крестного целования, данного Всеславу, помогает Изяславу захватить полоцкого князя. Изяслав приводит Всеслава в Киев, где бросает его в «порубъ».
В 1068 г. Русь подверглась новому, гораздо более масштабному нашествию половцев. Всеволод со своей дружиной участвует в битве на р. Альте (правом притоке Трубежа), в которой русские войска терпят сокрушительное поражение. Всеволод вместе с Изяславом бежит в Киев (Святослав же со своей дружиной отступает к Чернигову).
15 сентября того же года Всеволод становится очевидцем восстания в Киеве против Изяслава и освобождения из поруба князя Всеслава Брячиславича, возведенного киевлянами на княжеский престол. Всеволод вместе со старшим братом вынужден покинуть Киев, однако, остается на Руси.
1069 г., после возвращения на Русь князя Изяслава Ярославича с польскими полками и бегства из-под Белгорода Всеслава Полоцкого, киевляне обращаются к Всеволоду и его брату Святославу с просьбой защитить их от гнева Изяслава. Братья отправляют послов к Изяславу с просьбой не вводить польский гарнизон в Киев и не мстить киевлянам: «Не води Ляховъ Кыеву... аще ли хощеши гнѣвъ имѣти и погубити градъ, то вѣси, яко нама жаль отня стола».
В 1070 г. у Всеволода рождается сын Ростислав.
В 1072 г. в Вышгороде вместе с братьями Изяславом и Святославом, а также митрополитом Георгием (умер после 1073 г.) и многими русскими иерархами принимает участие в торжественном перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в новую деревянную церковь, построенную Изяславом. При открытии гробниц святых князей митрополит благословляет братьев рукою святого Глеба.
Весной 1073 г. союз трех князей-Ярославичей окончательно распадается. Всеволод поддерживает Святослава, обвинившего Изяслава в сговоре со Всеславом Полоцким. Изяслав бежит из Киева «в Ляхы» (Польшу. — Д.В. Донской) Святослав же, «преступивше заповѣдь отню», то есть нарушив завещание Ярослава, садится на княжение в Киеве (22 марта). Всеволод сопровождает брата, но затем уходит обратно в Переяславль, вероятно, получив какие-то земли в Черниговском княжестве.
В 1074 г. посылает своего сына Владимира Мономаха восстанавливать сожженный поляками г. Берестье. На следующий год Владимир находится у него в Переяславле, а затем после Пасхи (5 апреля) уходит во Владимир-Волынский.
После смерти князя Святослава Ярославича (27 декабря 1076 г.) Всеволод занимает киевский престол (1 января 1077 г.). Однако, в том же году на Русь возвращается с польским войском князь Изяслав Ярославич. Всеволод выступает навстречу брату к Волыни; до войны дело не доходит: братья заключают мир, и 15 июля 1077 г. Изяслав вновь становится киевским князем. Всеволод по договору с братом занимает Чернигов, в котором прежде княжил его брат Святослав.
Это вызывает столкновение Всеволода с его племянниками, и прежде всего с воинственным сыном Святослава, Олегом. В апреле 1078 г. Олег бежит из Чернигова в Тмуторокань, где уже находятся его родной брат Роман Святославич и двоюродный Борис Вячеславич, также претендующий на Чернигов. Летом того же года Олег и Борис приводят против Всеволода половцев. 25 (по другим данным, 26) августа в битве на р. Сожице (по Н.М. Карамзину — Оржица, правый приток Сулы) войско Всеволода терпит поражение; сам князь вынужден бежать в Киев к Изяславу, а его противники занимают Чернигов.
Изяслав соглашается оказать помощь Всеволоду. Князья собирают значительное войско, в которое, помимо их собственных дружин, входят дружины сына Изяслава, Ярополка, и сына Всеволода, Владимира Мономаха, и выступают к Чернигову. Черниговцы затворяются в городе (несмотря на то, что Олега и Бориса в Чернигове не было); князья же приступают к осаде и штурму города. Однако, узнав о приближении Олега и Бориса, Изяслав и Всеволод разворачивают войско и выступают им навстречу. Решающая битва происходит 3 октября 1078 г. (по датировке некоторых историков, это 1079 г.) у с. Нежатина Нива (на правом берегу Канины (?), правого притока Десны; ныне местность около Чернигова). В этой битве, закончившейся решительной победой союзников и разгромом Олега и Бориса, погибают и зачинщик усобицы князь Борис Вячеславич, и киевский князь Изяслав Ярославич.
По смерти брата Всеволод занимает киевский престол и «переима власть Русьскую всю». В том же году он сажает сына Владимира в Чернигове, а племянника Ярополка Изяславича — во Владимире-Волынском, придав ему Туров.
По словам летописца, после того как Всеволод стал киевским князем, «быша ему печали болше паче, неж сѣдящю ему б Переяславли... печаль бысть ему от сыновець своих, яко начаша ему стужати (досаждать. — Д.В. Донской) хотя власти... сеи же омиряя их, раздавая власти (волости. — Д.В. Донской) им». И действительно, столкновения с племянниками и необходимость примиряться с ними и примирять их друг с другом наполняют все киевское княжение Всеволода.
В 1079 г. Всеволод заключает мир с половцами, которых приводит на Русь князь Роман Святославич; на обратном пути Роман убит половцами (2 августа). В том же году в г. Тмуторокани местные хазары, по-видимому не без согласия Всеволода, захватывают князя Олега Святославича и передают его властям византийского императора Никифора III Вотаниата (умер после 1081 г.). Ссылка князя Олега длится четыре года, два из которых — на острове Род (ныне — Родос в юго-восточной части Эгейского моря, Греция); а Всеволод сажает в Тмуторокани своего посадника Ратибора (умер после 1100 г.).
В 1080 г. поднимают восстание торки, расселенные князем у Переяславля (так называемые перяславские торки). Всеволод посылает против них своего сына Владимира, который побеждает и усмиряет их.
Весной 1081 г. племянник Всеволода, Давыд Игоревич, и внучатый племянник Володарь Ростиславич изгоняют из Тмуторокани Всеволодова посадника Ратибора. Однако их княжение в отдаленном русском княжестве продолжается недолго: в 1083 г. Олег Святославич возвращается из Византии и, после расправы над тмутороканскими хазарами изгоняет Давыда и Володаря.
В 1084 г., на Пасху (31 марта), к Всеволоду приходит Ярополк Изяславич, изгнанный из Владимира-Волынского братьями Рюриком и Володарем Ростиславичами. Всеволод посылает своего сына Владимира Мономаха, который изгоняет Ростиславичей и утверждает Ярополка на владимиро-волынском столе. В том же году Всеволод дает г. Дорогобуж князю Давыду Игоревичу, призвав его из г. Олешья, где Давыд занимался грабежом греческих купцов.
В 1085 г. посылает сына Владимира Мономаха против Ярополка Изяславича, который, по наущению злых советников, намеревается выступить против него. Ярополк бежит в Польшу, оставив мать, жену и дружину в Луцке. Владимир Мономах занимает Луцк, захватывает родню и имущество Ярополка и приводит пленников в Киев, а во Владимире-Волынском утверждает князя Давыда Игоревича. На следующий год Ярополк возвращается из Польши, заключает мир с Владимиром Мономахом и вновь садится на княжение во Владимире. Однако, спустя несколько дней он погибает от руки наемного убийцы, подосланного, как полагают, Ростиславичами (22 ноября 1086 г.). Тело Ярополка перевозят в Киев, где его встречают князь Всеволод, его сыновья Владимир и Ростислав и духовенство. Всеволод присутствует при погребении Ярополка в церкви Святого Петра Дмитровского монастыря (5 декабря).
Весной того же (1086) г. закладывает в Киеве церковь Святого апостола Андрея Первозванного и монастырь, в котором принимает пострижение его дочь Янка (Анна). В том же году князь Всеволод идет к Перемышлю.
В 1088 г. освящена церковь Святого Михаила, Киевского Выдубицкого монастыря (на берегу Днепра в 1 версте ниже Киево-Печерского монастыря) митрополитом Иоанном II (умер 31 августа 1089 г.), заложенная еще в 1070 г.; этот монастырь называется в источниках «Всеволожим», то есть основанным князем Всеволодом. Отношения с церковью в то время у великого князя складывались неровно, одно время митрополит даже грозил Всеволоду отлучением за то, что тот допускает браки с «латинянами»: «Иже дщерь благовернаго князя даяти замужь во ину страну, идеже служать опресноки (пресный хлеб из неквашенного теста; употребление введено папой Стефаном IX (умер 29 марта 1058 г.) для совершения Таинства Святого Причащения. — Д.В. Донской) недостойно зело и неподобно правоверным се творити».
Под 1091 г. летопись описывает необычное явление, случившееся во время охоты князя Всеволода под Вышгородом (близ Киева): «Всеволоду ловы дѣющю звѣриныя за Вышегородомь, заметавшимъ тенета и кличаномъ кликнувшимъ (то есть когда раскинуты уже были сети и загонщики подняли крики. — Д.В. Донской) спаде превеликъ змий отъ небесе, и ужасошася вси людье».
Следующий (1092 г.) год отмечен в летописи многочисленными бедствиями: знамениями на небе, жестокой засухой, пожарами, эпидемиями, нашествием половцев, захвативших города в Переяславской земле (Песочен, Переволоку и Прилук.)
Болезни не миновали и князя Всеволода Ярославича («разболѣвшюся ему велми»). По словам летописца, к концу жизни из-за своих болезней князь отошел от дел и все больше стал доверять советам «юных», то есть младших (в социальном смысле) представителей своего окружения; и люди не могли добиться правды княжей, а «юные» «начаша... грабити люди и продавати; сему (Всеволоду. — Д.В. Донской) не свѣдуще в болѣзнех своихъ». В целом же летописец дает восторженную характеристику князю Всеволоду Ярославичу, особенно подчеркивая его набожность, заботу о нищих и о духовенстве и аскетизм в личной жизни: «Сии бо благовѣрныи князь Всеволодъ бѣ издѣтьска боголюбивъ, любя правду, набдя (наделял. — Д.В. Донской) убогыя, въздая честь епископомъ и презвутером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье имъ, бѣ же и самъ въздержася от пьяньства и от похоти». Князь был высокообразованным человеком и, по словам его сына, князя Владимира Мономаха, «дома сѣдя», изучил пять языков.
Предчувствуя скорую смерть, князь послал в Чернигов за своим сыном Владимиром Мономахом. Князь Всеволод Ярославич умер 13 апреля 1093 г., по словам летописца, «тихо и кротко» на руках у своих сыновей Владимира и Ростислава; похоронен на следующий день «въ великии четвьрг» (Пасха была 17 апреля. — Д.В. Донской) в Киеве в храме Святой Софии в присутствии сыновей, духовенства и многочисленного народа.
Князь Всеволод Ярославич был женат дважды:
1) после 1046 г. стала Мария (по выписке из синодика Выдубицкой обители, ее имя Анастасия), дочь византийского императора Константина IX Мономаха и его второй супруги Марии, дочери Василия Склира (внук мятежника Варды Склира; умер Василий после 1033 г.) и Пульхерии (умерла после 1033 г.), сестры императора Романа III Аргира (убит 11 апреля 1034 г.). По нелетописным данным, Мария умерла в 1067 г. Дети от этого брака: Владимир и Янка (Анна);
2) с 1069 г. княгиня Анна (по В.Л. Татищеву — княгиня половецкая), умерла 7 октября 1111 г., погребена в Киеве, в монастыре Святого апостола Андрея Первозванного, получившего впоследствии название Янчин (не сохранился). От нее дети: Ростислав, дочь (умерла в 1089 г.), Ирина и Евпраксия.
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Цитаты
Между тем умер Святослав в 1076 году. Всеволод сел на его место в Киеве зимою, а на лето должен был выступить против Изяслава, который шел с польскими полками; на Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Чернигове. Помощь поляков не могла быть бескорыстна, и потому очень вероятны известия, по которым Изяслав поплатился за нее Червенскими городами.
Мир между Ярославичами не принес мира Русской земле: было много племянников, которые хотели добыть себе волостей. Всеслав полоцкий не хотел сидеть спокойно на своем столе, начал грозить Новгороду, как видно, пользуясь смертию Святослава и предполагаемою усобицею между Изяславом и Всеволодом. Сын последнего, Владимир, ходил зимою 1076 года к Новгороду на помощь его князю Глебу, без сомнения, против Всеслава. Летом, после примирения и ряда с Изяславом, Всеволод вместе с сыном Владимиром ходил под Полоцк; а на зиму новый поход: ходил Мономах с двоюродным братом своим, Святополком Изяславичем, под Полоцк и обожгли этот город; тогда же Мономах с половцами опустошил Всеславову волость до Одрьска; здесь в первый раз встречаем известие о наемном войске из половцев для междоусобной войны.
На северо-западе нужно было постоянно сторожить чародея Всеслава; а с юго-востока начали грозить новые войны, и не от одних степных варваров, но от обделенных князей, которые приводили последних.
Мир между Ярославичами не принес мира Русской земле: было много племянников, которые хотели добыть себе волостей. Всеслав полоцкий не хотел сидеть спокойно на своем столе, начал грозить Новгороду, как видно, пользуясь смертию Святослава и предполагаемою усобицею между Изяславом и Всеволодом. Сын последнего, Владимир, ходил зимою 1076 года к Новгороду на помощь его князю Глебу, без сомнения, против Всеслава. Летом, после примирения и ряда с Изяславом, Всеволод вместе с сыном Владимиром ходил под Полоцк; а на зиму новый поход: ходил Мономах с двоюродным братом своим, Святополком Изяславичем, под Полоцк и обожгли этот город; тогда же Мономах с половцами опустошил Всеславову волость до Одрьска; здесь в первый раз встречаем известие о наемном войске из половцев для междоусобной войны.
На северо-западе нужно было постоянно сторожить чародея Всеслава; а с юго-востока начали грозить новые войны, и не от одних степных варваров, но от обделенных князей, которые приводили последних.
На северо-западе нужно было постоянно сторожить чародея Всеслава; а с юго-востока начали грозить новые войны, и не от одних степных варваров, но от обделенных князей, которые приводили последних. Мы видели, что, кроме Владимира новгородского, умерли еще двое младших Ярославичей, Вячеслав и Игорь, оставя сыновей, которым, по обычаю, отчин не дали и другими волостями не наделили; изгои подросли и стали сами искать себе волостей. В то время как Святослав умер, а Всеволод выступил против Изяслава, Борис, сын Вячеслава смоленского, воспользовался удалением дяди и сел в Чернигове; но мог держаться там только восемь дней и убежал в Тмутаракань, где княжил один из Святославичей, Роман, После Святослава осталось пять сыновей: Глеб, Олег, Давид, Роман, Ярослав. При жизни отца Глеб сидел в Новгороде, Олег — во Владимире-Волынском, Роман — в Тмутаракани, о Давиде неизвестно, Ярослав был очень молод.
Роман тмутараканский принял Бориса Вячеславича, но за ним должен был дать убежище и родным братьям, потому что Изяслав не хотел дать волостей детям Святославовым. Глеб был изгнан из Новагорода; Олег выведен из Владимира; Глеб погиб далеко на севере, в странах чуди заволоцкой; Олег ушел сначала было в Чернигов, к дяде Всеволоду, от которого мог ждать больше милости, чем от Изяслава; но и Всеволод или не хотел, или не мог наделить Святославича волостью, и тот отправился к братьям в Тмутаракань, известное убежище для всех изгнанников, для всех недовольных. Выгнавши племянников, Ярославичи распорядились волостями в пользу своих детей: Святополка Изяславича посадили в Новгороде, брата его Ярополка — в Вышгороде, Владимира Всеволодовича Мономаха — в Смоленске. Но изгнанные князья не могли жить праздно в Тмутаракани: в 1078 году Олег и Борис привели половцев на Русскую землю и пошли на Всеволода; Всеволод вышел против них на реку Сожицу (Оржицу), и половцы победили Русь, которая потеряла много знатных людей: убит был Иван Жирославич, Туки, Чудинов брат. Порей и многие другие. Олег и Борис вошли в Чернигов, думая, что одолели; Русской земле они тут много зла наделали, говорит летописец. Всеволод пришел в брату Изяславу в Киев и рассказал ему свою беду; Изяслав отвечал ему: "Брат! не тужи, вспомни, что со мною самим случилось! во-первых, разве не выгнали меня и именья моего не разграбили? потом в чем я провинился, а был же выгнан вами, братьями своими? не скитался ли я по чужим землям ограбленный, а зла за собою не знал никакого. И теперь, брат, не станем тужить: будет ли нам часть Русской земле, то обоим, лишимся ли ее, то оба же вместе; я сложу свою голову за тебя".
Такими словами он утешил Всеволода и велел собирать войско от мала до велика; другого не оставалось больше ничего делать, потому что Святославичи, конечно, не оставили бы в покое Изяслава, главного врага своего. Изяслав выступил в поход с сыном своим Ярополком, Всеволод — с сыном Владимиром. Последний находился в Смоленске, когда узнал о вторжении изгнанных князей; поспешил на помощь к отцу и оружием проложил себе путь сквозь половецкие полки к Переяславлю, где нашел Всеволода, пришедшего с битвы на Сожице. Ярославичи с сыновьями пошли к Чернигову, жители которого затворились от них, хотя Олега и Бориса не было в городе; есть известие, что они ездили в Тмутаракань собирать новое войско. Чернигов имел двойные стены; князья приступили к внешней ограде (городу); Мономах отбил восточные ворота, и внешний город был сожжен, после чего жители убежали во внутренний. Но Ярославичи не имели времени приступить к последнему, потому что пришла весть о приближении Олега и Бориса; получивши ее, Изяслав и Всеволод рано утром отошли от Чернигова и отправились навстречу к племянникам, которые советовались, что им делать? Олег говорил Борису: "Нельзя нам стать против четырех князей; пошлем лучше к дядьям с просьбою о мире"; Борис отвечал: "Ты стой — смотри только, я один пойду на них на всех".
Пошли и встретились с Ярославичами у села на Нежатине Ниве; полки сошлись, и была сеча злая: во-первых, убили Бориса, сына Вячеславова; Изяслав стоял с пешими полками, как вдруг наехал один из неприятельских воинов и ударил его в плечо копьем: рана была смертельная. Несмотря на убиение двух князей с обеих сторон, битва продолжалась; наконец, Олег побежал и едва мог уйти в Тмутаракань (3 октября 1078 года). Тело Изяслава взяли, привезли в лодке и поставили против Городца, куда навстречу вышел весь город Киев; потом положили тело на сани и повезли; священники и монахи провожали его с пением; но нельзя было слышать пения за плачем и воплем великим, потому что плакал по нем весь город Киев; Ярополк шел за телом и причитал с дружиною: "Батюшка, батюшка! не без печали ты пожил на этом свете; много напасти принял от людей и от своей братьи; и вот теперь погиб не от брата, а за брата сложил голову". Принесли и положили тело в церкви Богородицы, в гробе мраморном. По словам летописца, Изяслав был красив лицом, высок и полон, нравом незлобив, кривду ненавидел, правду любил; лести в нем не было, прямой был человек и не мстительный. Сколько зла сделали ему киевляне! самого выгнали, дом разграбили, а он не заплатил им злом за зло; если же кто скажет: он казнил Всеславовых освободителей, то ведь не он это сделал, а сын его. Потом братья прогнали его, и ходил, блуждал он по чужой земле; а когда сел на своем столе, и Всеволод прибежал к нему побежденный, то Изяслав не сказал ему: "А вы что мне сделали?" и не заплатил злом за зло, а утешил, сказал: "Ты, брат, показал ко мне любовь, ввел меня на стол мой и назвал старшим: так и я теперь не помяну первой злобы: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя", что и случилось; не сказал ему: "Сколько вы мне зла сделали, а вот теперь пришла и твоя очередь", не сказал: "Ступай, куда хочешь", но взял на себя братнюю печаль и показал любовь великую.
Смерть за брата, прекрасный пример для враждующих братий, заставил летописца и, может быть, всех современников умилиться над участью Изяслава при господстве непосредственных чувств. Однако и летописец спешит опровергнуть возражение насчет казни виновников Всеславова освобождения и складывает всю вину на сына Изяславова, Мстислава: значит, это возражение существовало в его время; монах Киевопечерского монастыря должен был знать и о последующих гонениях, например на св. Антония; Всеволоду Изяслав простил, потому что и прежде, как видно, этот Ярославич был мало виноват, да и после загладил свою вину; наконец, собственная безопасность принуждала Изяслава вооружиться против племянников; но детям Святославовым, конечно, невинным в деле отца, Изяслав не мог простить и отнял у них волости, себе и Русской земле на беду.
Роман тмутараканский принял Бориса Вячеславича, но за ним должен был дать убежище и родным братьям, потому что Изяслав не хотел дать волостей детям Святославовым. Глеб был изгнан из Новагорода; Олег выведен из Владимира; Глеб погиб далеко на севере, в странах чуди заволоцкой; Олег ушел сначала было в Чернигов, к дяде Всеволоду, от которого мог ждать больше милости, чем от Изяслава; но и Всеволод или не хотел, или не мог наделить Святославича волостью, и тот отправился к братьям в Тмутаракань, известное убежище для всех изгнанников, для всех недовольных. Выгнавши племянников, Ярославичи распорядились волостями в пользу своих детей: Святополка Изяславича посадили в Новгороде, брата его Ярополка — в Вышгороде, Владимира Всеволодовича Мономаха — в Смоленске. Но изгнанные князья не могли жить праздно в Тмутаракани: в 1078 году Олег и Борис привели половцев на Русскую землю и пошли на Всеволода; Всеволод вышел против них на реку Сожицу (Оржицу), и половцы победили Русь, которая потеряла много знатных людей: убит был Иван Жирославич, Туки, Чудинов брат. Порей и многие другие. Олег и Борис вошли в Чернигов, думая, что одолели; Русской земле они тут много зла наделали, говорит летописец. Всеволод пришел в брату Изяславу в Киев и рассказал ему свою беду; Изяслав отвечал ему: "Брат! не тужи, вспомни, что со мною самим случилось! во-первых, разве не выгнали меня и именья моего не разграбили? потом в чем я провинился, а был же выгнан вами, братьями своими? не скитался ли я по чужим землям ограбленный, а зла за собою не знал никакого. И теперь, брат, не станем тужить: будет ли нам часть Русской земле, то обоим, лишимся ли ее, то оба же вместе; я сложу свою голову за тебя".
Такими словами он утешил Всеволода и велел собирать войско от мала до велика; другого не оставалось больше ничего делать, потому что Святославичи, конечно, не оставили бы в покое Изяслава, главного врага своего. Изяслав выступил в поход с сыном своим Ярополком, Всеволод — с сыном Владимиром. Последний находился в Смоленске, когда узнал о вторжении изгнанных князей; поспешил на помощь к отцу и оружием проложил себе путь сквозь половецкие полки к Переяславлю, где нашел Всеволода, пришедшего с битвы на Сожице. Ярославичи с сыновьями пошли к Чернигову, жители которого затворились от них, хотя Олега и Бориса не было в городе; есть известие, что они ездили в Тмутаракань собирать новое войско. Чернигов имел двойные стены; князья приступили к внешней ограде (городу); Мономах отбил восточные ворота, и внешний город был сожжен, после чего жители убежали во внутренний. Но Ярославичи не имели времени приступить к последнему, потому что пришла весть о приближении Олега и Бориса; получивши ее, Изяслав и Всеволод рано утром отошли от Чернигова и отправились навстречу к племянникам, которые советовались, что им делать? Олег говорил Борису: "Нельзя нам стать против четырех князей; пошлем лучше к дядьям с просьбою о мире"; Борис отвечал: "Ты стой — смотри только, я один пойду на них на всех".
Пошли и встретились с Ярославичами у села на Нежатине Ниве; полки сошлись, и была сеча злая: во-первых, убили Бориса, сына Вячеславова; Изяслав стоял с пешими полками, как вдруг наехал один из неприятельских воинов и ударил его в плечо копьем: рана была смертельная. Несмотря на убиение двух князей с обеих сторон, битва продолжалась; наконец, Олег побежал и едва мог уйти в Тмутаракань (3 октября 1078 года). Тело Изяслава взяли, привезли в лодке и поставили против Городца, куда навстречу вышел весь город Киев; потом положили тело на сани и повезли; священники и монахи провожали его с пением; но нельзя было слышать пения за плачем и воплем великим, потому что плакал по нем весь город Киев; Ярополк шел за телом и причитал с дружиною: "Батюшка, батюшка! не без печали ты пожил на этом свете; много напасти принял от людей и от своей братьи; и вот теперь погиб не от брата, а за брата сложил голову". Принесли и положили тело в церкви Богородицы, в гробе мраморном. По словам летописца, Изяслав был красив лицом, высок и полон, нравом незлобив, кривду ненавидел, правду любил; лести в нем не было, прямой был человек и не мстительный. Сколько зла сделали ему киевляне! самого выгнали, дом разграбили, а он не заплатил им злом за зло; если же кто скажет: он казнил Всеславовых освободителей, то ведь не он это сделал, а сын его. Потом братья прогнали его, и ходил, блуждал он по чужой земле; а когда сел на своем столе, и Всеволод прибежал к нему побежденный, то Изяслав не сказал ему: "А вы что мне сделали?" и не заплатил злом за зло, а утешил, сказал: "Ты, брат, показал ко мне любовь, ввел меня на стол мой и назвал старшим: так и я теперь не помяну первой злобы: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя", что и случилось; не сказал ему: "Сколько вы мне зла сделали, а вот теперь пришла и твоя очередь", не сказал: "Ступай, куда хочешь", но взял на себя братнюю печаль и показал любовь великую.
Смерть за брата, прекрасный пример для враждующих братий, заставил летописца и, может быть, всех современников умилиться над участью Изяслава при господстве непосредственных чувств. Однако и летописец спешит опровергнуть возражение насчет казни виновников Всеславова освобождения и складывает всю вину на сына Изяславова, Мстислава: значит, это возражение существовало в его время; монах Киевопечерского монастыря должен был знать и о последующих гонениях, например на св. Антония; Всеволоду Изяслав простил, потому что и прежде, как видно, этот Ярославич был мало виноват, да и после загладил свою вину; наконец, собственная безопасность принуждала Изяслава вооружиться против племянников; но детям Святославовым, конечно, невинным в деле отца, Изяслав не мог простить и отнял у них волости, себе и Русской земле на беду.
Всеволод сел в Киеве, на столе отца своего и брата, взял себе все волости русские, посадил сына своего Владимира в Чернигове, а племянника Ярополка Изяславича — во Владимире-Волынском, придав к нему Туров. Но обделенные князья не могли долго оставить его в покое. В 1079 году явился Роман Святославич с половцами у Воина, Всеволод вышел навстречу, стал у Переяславля и успел заключить мир с половцами, разумеется, давши им верное вместо неверного, обещанного Романом. Половцы не только не сделали для Романа того, за чем пришли, но даже убили его на возвратном пути вследствие ссоры, которую завел Роман с их князьями за обман, как говорит одно очень вероятное известие. Впрочем, из последующих известий летописи видно, что виновниками убийства Романова были собственно не половцы, а козары, знак, что Романове ополчение было сбродное из разных народов и что козары после разрушения своего царства существовали еще как особый народ и играли некоторую роль на степных берегах Черного и Азовского морей.
Убив Романа, козары и половцы, разумеется, не могли жить в мире с братом его Олегом, и потому, как сказано в летописи, они заточили его за море, в Царьград, откуда его отправили на остров Родос, нет сомнения, что козары и половцы могли сделать это не иначе, как с согласия императора, для которого, вероятно, русские изгои были также опасными соседями: это ясно видно из судьбы Ростиславовой; очень вероятно, что заточение Олега произошло и не без ведома Всеволода, который воспользовался им и послал в Тмутаракань своего посадника Ратибора.
Убив Романа, козары и половцы, разумеется, не могли жить в мире с братом его Олегом, и потому, как сказано в летописи, они заточили его за море, в Царьград, откуда его отправили на остров Родос, нет сомнения, что козары и половцы могли сделать это не иначе, как с согласия императора, для которого, вероятно, русские изгои были также опасными соседями: это ясно видно из судьбы Ростиславовой; очень вероятно, что заточение Олега произошло и не без ведома Всеволода, который воспользовался им и послал в Тмутаракань своего посадника Ратибора.
По принятии Всеволодом старшинства Всеслав обжег Смоленск, т. е. пожег посады около крепости или города; Мономах из Чернигова погнался за ним наспех о двух конях (т. е. дружина взяла с собою по паре коней для перемены); но чародея Всеслава трудно было настигнуть: Мономах не застал его под Смоленском и пошел по его следам в Полоцкую волость, повоевал и пожег землю. Потом в другой раз пошел Мономах с черниговцами и половцами к Минску, нечаянно напал на город и не оставил у него ни челядина, ни скотины, по его собственному выражению, В 1093 году умер последний из Ярославичей, Всеволод, 64 лет. Летописец говорит, что этот князь был измлада боголюбив, любил правду, был милостив к нищим, чтил епископов и священников, но особенно любил монахов, давал им все потребное; был также воздержан и за то любим отцом своим.
Летописец прибавляет, что в Киеве Всеволоду было гораздо больше хлопот, чем в Переяславле; хлопотал он все с племянниками, которые просили волостей: один просил той, другой этой, он все их мирил и раздавал волости. К этим заботам присоединились болезни, старость, и стал он любить молодых, советоваться с ними, а молодые старались отдалять его от прежней, старой дружины; до людей перестала доходить княжая правда, тиуны начала грабить, брать несправедливо пени при суде; а Всеволод ничего этого не знал в своих болезнях. Нам нет нужды разуметь здесь под молодыми именно молодых летами; трудно предположить, что Всеволод на старости лет покинул своих ровесников и окружил себя юношами; если обратить внимание на последующие явления, то можем легче объяснить смысл слов летописца: под молодыми людьми разумеются у него люди новые; новая дружина, приведенная из Переяславля и Чернигова противополагается дружине первой: князья, перемещаясь из одной волости в другую, с младшего стола на старший, приводили с собою свою дружину, которую, разумеется, предпочитали дружине, найденной в новом княжестве, оставшейся после прежнего князя; отсюда проистекала невыгода, во-первых, для народа, потому что пришельцы не соблюдали выгод чуждой для них области и старались наживаться на счет граждан; во-вторых, для старых бояр, которых пришельцы отстраняли от важных должностей, от княжеского расположения, заезжали их, по местническому позднейшему выражению. Каково было грабительство тиунов княжеских при Всеволоде, свидетельствуют слова лучших киевлян, что земля их оскудела от рати и от продаж.
Так сошло с поприща первое поколение Ярославичей; при первом уже из них начались усобицы вследствие изгнания осиротелых племянников; при первом уже из них был нарушен порядок преемства, и это нарушение увеличило число изгоев и, следовательно, усилило усобицы, жертвою которых пало три князя; переходы князей из волости в волость вследствие родовых счетов показали уже народу всю невыгоду такого порядка вещей, особенно в княжение Всеволода, когда новые дружинники разорили Киевскую землю, земля разорялась также ратью, набеги степных варваров не прекращались, и в челе половцев народ видел русских князей, приходивших искать волостей в Русской земле, которую безнаказанно пустошили их союзники; начались те времена, когда по земле сеялись и росли усобицы, и в княжих крамолах сокращался век людской, когда в Русской земле редко слышались крики земледельцев, но часто каркали вороны, деля себе трупы, часто говорили свою речь галки, собираясь лететь на добычу.
Летописец прибавляет, что в Киеве Всеволоду было гораздо больше хлопот, чем в Переяславле; хлопотал он все с племянниками, которые просили волостей: один просил той, другой этой, он все их мирил и раздавал волости. К этим заботам присоединились болезни, старость, и стал он любить молодых, советоваться с ними, а молодые старались отдалять его от прежней, старой дружины; до людей перестала доходить княжая правда, тиуны начала грабить, брать несправедливо пени при суде; а Всеволод ничего этого не знал в своих болезнях. Нам нет нужды разуметь здесь под молодыми именно молодых летами; трудно предположить, что Всеволод на старости лет покинул своих ровесников и окружил себя юношами; если обратить внимание на последующие явления, то можем легче объяснить смысл слов летописца: под молодыми людьми разумеются у него люди новые; новая дружина, приведенная из Переяславля и Чернигова противополагается дружине первой: князья, перемещаясь из одной волости в другую, с младшего стола на старший, приводили с собою свою дружину, которую, разумеется, предпочитали дружине, найденной в новом княжестве, оставшейся после прежнего князя; отсюда проистекала невыгода, во-первых, для народа, потому что пришельцы не соблюдали выгод чуждой для них области и старались наживаться на счет граждан; во-вторых, для старых бояр, которых пришельцы отстраняли от важных должностей, от княжеского расположения, заезжали их, по местническому позднейшему выражению. Каково было грабительство тиунов княжеских при Всеволоде, свидетельствуют слова лучших киевлян, что земля их оскудела от рати и от продаж.
Так сошло с поприща первое поколение Ярославичей; при первом уже из них начались усобицы вследствие изгнания осиротелых племянников; при первом уже из них был нарушен порядок преемства, и это нарушение увеличило число изгоев и, следовательно, усилило усобицы, жертвою которых пало три князя; переходы князей из волости в волость вследствие родовых счетов показали уже народу всю невыгоду такого порядка вещей, особенно в княжение Всеволода, когда новые дружинники разорили Киевскую землю, земля разорялась также ратью, набеги степных варваров не прекращались, и в челе половцев народ видел русских князей, приходивших искать волостей в Русской земле, которую безнаказанно пустошили их союзники; начались те времена, когда по земле сеялись и росли усобицы, и в княжих крамолах сокращался век людской, когда в Русской земле редко слышались крики земледельцев, но часто каркали вороны, деля себе трупы, часто говорили свою речь галки, собираясь лететь на добычу.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1054 – 1073 | Переяславль |
1 января 1077 – 8 июля 1077 | Киевская земля |
3 октября 1078 – 13 апреля 1093 | Киевская земля |
Иллюстрации
Беседа Изяслава Ярославича Киевского и Всеволода Ярославича Черниговского о совместных действиях против половцев и присоединившихся к ним русских князей; наем воинов по приказу Изяслава.
Битва Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Переяславского с Всеславом Брячиславичем Полоцким на реке Немизе; поражение и бегство Всеслава.
Взятие Минска Изяславом Ярославичем Киевским, Святославом Ярославичем Черниговским и Всеволодом Ярославичем Переяславским во время похода на Всеслава Брячиславича Полоцкого; пленение жителей Минска по взятии города.
Выступление Ярополка Изяславича Волынского с дружиной против Всеволода Ярославича Киевского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Черниговского); бегство Ярополка к полякам
Княжение Всеволода Ярославича Киевского с сыновьями Владимиром и Ростиславом в бытность Яна Вышатича воеводой, а Иоанна — печерским игуменом. (?)
Необычное природное явление — ниспадение змея, происшедшее во время охоты Всеволода Ярославича Киевского под Вышгородом.
Обращение киевлян к Святославу Ярославичу Черниговскому и Всеволоду Ярославичу Переяславскому с предложением княжить в Киеве.
Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в Выдубицком монастыре Всеволодом Ярославичем Киевским еще в 1070 году.
Перенесение гроба с телом Ярополка Изяславича Волынского в Киев; встреча гроба Всеволодом Ярославичем Киевским, духовенством и жителями города.
Перенесение мощей св. Бориса Изяславом Ярославичем Киевским, Святославом Ярославичем Черниговским и Всеволодом Ярославичем Переяславским с духовенством; переложение мощей из деревянной раки в каменную
Победа Всеволода Ярославича Киевского над торками.
Победа половцев над войсками Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Суздальского
Подступ Изяслава Ярославича Киевского, Ярополка Изяславича Вышгородского, Всеволода Ярославича Черниговского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Смоленского) к Чернигову; захват и поджог восточных ворот и внешнего города; укрытие осажденных во внутреннем
Поражение при Сожице Всеволода Ярославича Черниговского в бою с половцами и войсками Олега Святославича Тмутараканского и Бориса Вячеславича Вщижского.
Примирение в Киеве двух братьев Ярославичей — Изяслава Киевского и Всеволода Черниговского.
Приход гонца Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Переяславского к Изяславу Ярославичу Киевскому с предупреждением не приводить поляков в Киев; возвращение Изяслава с Болеславом II Польским в Киев.
Совместный обед Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского и Всеволода Ярославича Переяславского со своими боярами после праздничной литургии. (В миниатюре дан собирательный образ одного князя — Изяслава.)
Совместный поход Изяслава Ярославича Киевского, Святослава Ярославича Черниговского, Всеволода Ярославича Переяславского (в тексте летописи пропущен) и Всеслава Брячиславича Полоцкого на торков со множеством воинов на конях и в судах.
Сражение у села Нежатиной нивы войск Изяслава Ярославича Киев-ского и Всеволода Ярославича Черниговского с войсками Олега Святославича Тмутараканского и Бориса Вячеславича Вщижского, убитого в бою.