Средневековая Русь > Князья > Михаил Юрьевич
Средневековая Русь

Михаил Юрьевич

Имя князя: Михаил Юрьевич
Годы жизни: ? – 1176
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 9

Сын киевского князя Юрия Долгорукого. Впервые он упоминается у В. Н. Татищева под 1155 г. в связи с приездом в Смоленск к Ростиславу Мстиславичу. После смерти отца Михалко остался без удела. В 60-е годы XII в. Михалко находился в Переяславло-Русском у брата Глеба. Возможно, что он имел там какое-то держание. В 1171 г. после смерти великого князя Владимира Мстиславича Михалко въехал в Киев и сел там на великокняжеском столе, «по к брату Андрею (Боголюбскому. — О.Р.), как надлежало, стрейшему своему, честь приложить не послал». Андрей Юрьевич прислал в Киев своих послов, которые передали киевлянам его повеление принять к себе на княжение Романа Ростиславича смоленского. Михалко пришлось покинуть Киев. В Ипатьевской летописи под 1174 г. говорится, что Михалко находился на княжении в Торческе. Андрей Боголюбский поссорился со смоленскими Ростиславичами из-за Новгорода и приказал Роману покинуть великокняжеский стол, а Михалко принять Киев. Однако Михалко в Киев не поехал, а послал туда младшего брата Всеволода с племянником Ярополком Ростиславичем. Смоленские Ростиславичи вскоре захватили их в плен и киевским князем провозгласили Рюрика. Опасаясь Михалко, ушедшего княжить в Торческ, Рюрик Ростиславич решил его оттуда выгнать. Он подошел с войсками к городу, осаждал его 6 дней, а на 7-й день князья заключили мирный договор, по которому Михалко признал себя «подручником» Рюрика Ростиславича, за что в придачу к Торческу получил Переяславль-Русский. Когда войска Андрея Боголюбского вторглись в пределы Киевской земли (1173 г.), Михалко изменил Рюрику и переметнулся на сторону старшего брата, который собирался провозгласить его киевским князем. Однако эти замыслы не были претворены в жизнь. В 1174 г. ужо после гибели Андрея Боголюбского Михалко пошел в Северо-Восточную Русь и занял Владимир на Клязьме. Удержать его, однако, он не смог и ушел в Переяславль-Русский. В следующем году Михалко вместе с братом Всеволодом предпринял второй поход в Северо-Восточную Русь. Братьям удалось одолеть своих сыновцев Ростиславичей. Михалко стал великим владимиро-суздальским князем. Ростов он передал брату Всеволоду. Умер Михалко 20 июня 1176 г. 
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Михаил (Михалко) Юрьевич, десятый сын великого князя Ю. Владимировича Долгорукого от его второй жены Елены (?), предположительно, дочери византийского императора Мануила I (из Комнинов; умер 24 сентября 1180 г.). По порядку престолонаследия — двадцать восьмой великий князь.

Рождение княжича определяется из слов его дяди Вячеслава Владимировича, адресованных его отцу Юрию: «у тебе сыновъ з» (семь. — Д.В. Донской). Сказано это было в июле 1151 г., когда двое его старших братьев Иван и Ростислав уже умерли, а самый младший Всеволод должен был родиться только в октябре 1154 г. Таким образом, Михаил родился в этот промежуток — между июлем 1151 г. и январем 1154 г.

В 1155 г., по нелетописным данным, его мать приезжает вместе с ним и его младшим братом Всеволодом в Смоленск к великому князю Ростиславу Мстиславичу.

В 1161 г. князь Михаил изгнан братом, великим князем владимирским Андреем Юрьевичем Боголюбским, из Суздальской земли. Пребывает у своего брата Глеба в г. Переяславле-Русском. В марте 1168 г. вместе с Глебом и другими князьями участвует в большом походе великого князя киевского Мстислава Изяславича против половцев, завершившемся блестящей победой.

В начале 1169 г. оказывается на стороне великого князя Мстислава Изяславича в его борьбе с великим князем Андреем Боголюбским. В конце того же года во главе отряда кочевников-ковуев направляется на помощь в Великий Новгород к сыну Мстислава, Роману; однако по дороге (между городами Межимостьем и Мозырем) его перехватывают союзники Андрея, князья Рюрик и Давыд Ростиславичи.

В дальнейшем переходит на сторону своего брата, Андрея Боголюбского. После взятия Киева ратью одиннадцати князей и восшествия на киевский стол Глеба Юрьевича (12 марта 1169 г.) садится на княжение в г. Торческе.

В том же году по повелению Глеба совершает успешный поход против половцев. Зимой 1170–71 гг. вновь по повелению уже больного Глеба идет на половцев вместе со своим братом Всеволодом и вновь одерживает победу.

После смерти Глеба (20 января 1171 г.) и последующих перемен на киевском столе, великим князем киевским (по воле Андрея Боголюбского) становится Роман Ростиславич Смоленский (начало июля того же года). В 1172 г., однако, союз Андрея с Ростиславичами терпит крах. Андрей требует от Романа покинуть Киев, что тот и исполняет. На киевский же престол Андрей приказывает перейти Михаилу. Михаил, в свою очередь, посылает вместо себя Всеволода, а также своего племянника Ярополка Ростиславича (февраль 1173 г.).

Княжение Всеволода, однако, продолжается не более пяти недель. Братья Романа, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, отказываются подчиниться требованию Андрея и в ночь на 24 марта 1173 г. занимают Киев и захватывают Всеволода и Ярополка в плен, после чего киевский стол занимает Рюрик Ростиславич.

В конце (?) весны того же года Михаил Юрьевич принимает в г. Торческе своего племянника по матери Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича Осмомысла, с его матерью Ольгой, своей сестрой.

Летом того же года князья Ростиславичи выступают против Михаила. После шестидневной осады Торческа они вынуждают Михаила заключить с ними мир, по условиям которого дают ему к Торческу еще и Переяславль. Также по условиям мира Ростиславичи выпускают из плена брата Михаила, Всеволода, в обмен на Владимира Ярославича, которого отсылают обратно к отцу. В том же году Михаил вместе с братом Всеволодом присоединяется к огромному войску, посланному Андреем Боголюбским на Киев, против Ростиславичей. Князья занимают Киев, а затем осаждают Вышгород (8 сентября), однако в итоге, после девятинедельной осады города, терпят сокрушительное поражение.

Ко времени смерти старшего брата, великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского (29 июня 1174 г.), Михаил вместе с братом Всеволодом и племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами находится в Чернигове у князя Святослава Всеволодовича. Сюда и является делегация из городов Суздальской земли — Ростова, Суздаля и Переяславля-Залесского — с предложением к братьям Ростиславичам занять княжеский стол. Дядья и племянники принимают, однако, решение ехать на княжение вместе, вчетвером, и признают старшим князя Михаила Юрьевича. Первыми отправляются Михаил и Ярополк. По дороге к Москве между ними происходит разрыв: ростовцы требуют, чтобы путь продолжал один Ярополк, а Михаил затворяется во Владимире, где в течение семи недель его осаждают племянники «со всею силою Ростовьская земля». Он покидает город и вновь отправляется в Чернигов, а владимирский стол занимает князь Ярополк Ростиславич.

В начале лета следующего года владимирцы, недовольные правлением Ярополка, приглашают Михаила на княжение в свой город. Михаил с братом Всеволодом выступает 21 мая из Чернигова против своих племянников Мстислава и Ярополка. Последний пытается не допустить своих дядьев во Владимир, однако войска разминулись друг с другом в лесах между Москвой и Владимиром. В воскресенье 15 июня 1175 г. происходит битва на Белеховом поле (за р. Колокшей, в 5 верстах от г. Владимира), в которой войска Михаила и его брата Всеволода наносят поражение племянникам (и это при том, что Михаил был болен, и его несли на носилках).

В этот же день братья вступают во Владимир, и Михаил занимает великокняжеский престол. «И бысть радость велика в Володимери градѣ, — замечает по этому поводу летописец, — видяще у собе великого князя всея Ростовьскыя земли». Из Владимира Михаил едет в Суздаль и Ростов, где заключает «весь нарядъ» с жителями; Всеволода же сажает на княжение в Переяславле-Залесском.

В том же году вместе с братом Всеволодом выступает к Рязани против князя Глеба Ростиславича, союзника и зятя его племянников Ростиславичей, однако на р. Москве заключает мир с Глебом и возвращается во Владимир.

Князь Михаил Юрьевич умирает «заходящю солнцю» (закат в 21 час местного времени. — Д.В. Донской) 20 июня 1176 г. в г. Городце (на Волге). Похоронен в г. Владимире-на-Клязьме в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Русская Православная Церковь канонизировала князя Михаила Юрьевича в числе святых Собора Владимирских святых в 1982 г.

Князь Михаил Юрьевич был женат на Февронии, неизвестной по происхождению, которая умерла 5 августа 1201 г. и была погребена в Суздале в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Оставил детей: Бориса (погребен во Владимире в соборной церкви Святой Богородицы Успения), дочь и, известного по нелетописным данным, Глеба.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Как скоро весть о смерти Андреевой разнеслась по волости, то ростовцы, суздальцы, переяславцы и вся дружина от мала до велика съехались во Владимир и сказали: «Делать нечего, так уже случилось, князь наш убит, детей у него здесь нет, сынок его молодой — в Новгороде, братья — в Руси; за каким же князем нам послать? Соседи у нас князья муромские и рязанские, надобно бояться, чтоб они не пришли на нас внезапно ратью; пошлем-ка к рязанскому князю Глебу (Ростиславичу), скажем ему: «Князя нашего бог взял, так мы хотим Ростиславичей Мстислава и Ярополка, твоих шурьев» (сыновей старшего сына Юриева). Они забыли, говорит летописец, что целовали крест князю Юрию, посадить у себя меньших сыновей его, Михаила и Всеволода, нарушили клятву, посадили Андрея, а меньших его братьев выгнали, и теперь после Андрея не вспомнили о своей прежней клятве, но все слушали Дедильца да Бориса — рязанских послов. Как было решено, так и сделано: поцеловали образ богородицы и послали сказать Глебу: «Твои шурья будут нашими князьями, приставь к нашим послам своих и отправь всех вместе за ними в Русь». Глеб обрадовался такой чести, что выбрали его шурьев в князья, и отправил к ним послов в Чернигов, где они тогда жили. Послы от северной дружины сказали Ростиславичам: «Ваш отец добр был, когда жил у нас; поезжайте к нам княжить, а других не хотим». Эти другие были младшие Юрьевичи, Михаил и Всеволод, которые тогда находились также в Чернигове, как видно, все четверо, и дяди и племянники, прибежали вместе с Святославом из-под Вышгорода и не смели после того возвратиться в прежние свои волости на Поросьи. Ростиславичи отвечали послам: «Помоги бог дружине, что не забывает любви отца нашего», но, несмотря на то, что звали их одних, они не захотели ехать без дядей Юрьевичей и сказали: «Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все четверо: Юрьевичей двое да Ростиславичей двое». Наперед поехали двое — Михаил Юрьевич и Ярополк Ростиславич; Михаилу дали старшинство, причем все целовали крест из рук черниговского епископа. Когда князья приехали в Москву, то ростовцы рассердились, узнавши, что вместе с Ростиславичем приехал и Юрьевич; они послали сказать Ярополку: «Ступай сюда», а Михаилу — «Подожди немного на Москве». Ярополк тайком от дяди поехал к Переяславлю, где стояла тогда вся дружина, выехавшая навстречу к князьям, а Михаил, узнав, что Ростиславич отправился по ростовской дороге, поехал во Владимир и затворился здесь с одними гражданами, потому что дружина владимирская в числе 1500 человек отправилась также в Переяславль по приказанию ростовцев. Здесь вся дружина поцеловала крест Ярополку и отправилась с ним ко Владимиру выгонять оттуда Михаила. Ко всем силам земли Ростовской присоединились полки муромские и рязанские, окрестности были пожжены, город обложен. Что же заставило владимирцев, не привыкших к самостоятельной деятельности, воспротивиться приговору старших городов, взять себе особого князя и отстаивать его против соединенных сил всей земли Ростовской и Рязанской? К этому принудила их явно высказавшаяся вражда старого города Ростова, который с ненавистью смотрел на свой пригород, населенный большею частию людьми простыми, ремесленными, жившими преимущественно от строительной деятельности князя Андрея, и, несмотря на то, похитивший у старого города честь иметь у себя стол княжеский. Ростовцы и суздальцы говорили: «Пожжем Владимир или пошлем туда посадника: то наши холопы каменщики». Нельзя не заметить также, что здесь, в этих словах, слышится преимущественно голос высшего разряда ростовских жителей — бояр, дружины вообще, которая, как видно, особенно не любила Андрея за нововведения. Как бы то ни было, важно было начало борьбы между старыми и новыми городами, борьбы, которая должна была решить вопрос: где утвердится стол княжеский — в старом ли Ростове или новом Владимире, от чего зависел ход истории на севере. Заодно с Владимиром, как следует ожидать, были и другие новые города. Переяславцы хотели также Юрьевичей и поневоле признали Ростиславичей. Семь недель владимирцы отбивались от осаждающих. Наконец, голод принудил их сказать Михаилу: «Мирись либо промышляй о себе». Михаил отвечал: «Вы правы: не погибать же вам для меня» и поехал из города назад в Русь; владимирцы проводили его с плачем великим, говорит летописец. По отъезде Михаила они заключили договор с Ростиславичами, те поклялись что не сделают никакого зла городу, после чего владимирцы отворили ворота и встретили князей со крестами; в Богородичной церкви заключен был окончательный договор: во Владимире оставался княжить младший Ростиславич, Ярополк, а в Ростове старший, Мстислав. Таким образом, благодаря мужеству владимирцев торжество ростовцев было неполное: правда, стол старшего брата поставлен был у них, но зато ненавистный пригород, Владимир, получил своего князя, а не посадника из Ростова. Но ростовцы и особенно бояре, принужденные уступить требованиям владимирцев, продолжали враждовать к последним и вызвали их к возобновлению борьбы, столь важной для судеб севера. Южные волости нередко испытывали неудобство от перемещения князей, когда новые князья приводили с собою свою дружину, своих слуг, которым раздавали разные должности, и те спешили обогащаться за счет граждан, зная, что недолго среди них останутся; теперь север в свою очередь испытал то же неудобство: Ростиславичи приехали в Ростовскую область с дружинниками, набранными на юге, и роздали им посаднические должности; эти русские (т. е. южнорусские) детские, как называет их летописец, скоро стали очень тяжки для народа судебными взысками и взятками, но владимирцы терпели не от одних русских детских; князья, говорит летописец, были молоды, слушались бояр, а бояре получали их как можно больше брать, и вот взяли они из церкви Владимирской богородицы золото и серебро, в первый же день отобрали ключи от ризницы, отняли город и все дани, которые назначил для этой церкви князь Андрей. Видно, что, кроме корыстолюбия, здесь действовала ненависть к памяти Андрея, ко всему им сделанному: хотели ограбить Владимирский собор — великолепный памятник, который оставил по себе Андрей. Грабеж церквей позволяли себе князья и дружины их только в завоеванных городах; легко после этого понять, как должны были смотреть владимирцы на ограбление своего собора, лучшего украшения, которым так гордился их город; они стали сбираться и толковать: «Мы приняли князей на всей нашей воле, они крест целовали, что не сделают никакого зла нашему городу, а теперь они точно не в своей волости княжат, точно не хотят долго сидеть у нас, грабят не только всю волость, но и церкви; так промышляйте, братья!» Из этих слов видно как будто, что владимирцы не только оскорблялись тем, что князья поступают с их волостью, как с завоеванною, но еще боялись, что Ярополк, ограбивши волость, уйдет от них и ростовцы пришлют к ним своего посадника: «Князь поступает так, как будто не хочет сидеть у нас», — говорили они. Но по старой привычке владимирцы прежде обратились к старшим городам — Ростову и Суздалю — с жалобою на свою обиду; ростовцы и суздальцы на словах были за них, а на деле нисколько не думали за них вступаться; бояре же крепко держались за Ростиславичей, прибавляет летописец и тем опять дает знать, что преимущественно боярам хотелось вести дела в противность тому, как шли они при Андрее. Тогда владимирцы, видя явное недоброжелательство старших городов и бояр, решились вместе с переяславцами действовать собственными силами и послали в Чернигов сказать Михаилу: «Ты старший между братьями: приходи к нам во Владимир; если ростовцы и суздальцы задумают что-нибудь на нас за тебя, то будем управляться с ними как бог даст и святая богородица». Михаил с братом Всеволодом и с Владимиром Святославичем, сыном черниговского князя, отправился на север, но едва успел он отъехать верст 11 от Чернигова, как сильно занемог и больной приехал в Москву, где дожидался его отряд владимирцев с молодым князем Юрием Андреевичем, сыном Боголюбского, который жил у них, будучи изгнан из Новгорода. Между тем Ростиславичи, узнав о приближении Михаила, советовались в Суздале с дружиною, что делать. Решено было, чтоб Ярополк шел с своим войском против Юрьевичей к Москве, биться с ними и не пускать ко Владимиру. Михаил сел обедать, когда пришла весть, что племянник Ярополк идет на него; Юрьевичи собрались и пошли по владимирской дороге навстречу неприятелю, но разошлись с Ярополком в лесах, тогда москвичи, услыхавши, что Ярополк, миновав их войско, продолжает идти к Москве, возвратились с дороги от Михаила для оберегания своих домов, а Ярополк, видя, что разошелся с Михаилом, пошел от Москвы вслед за ним, послав, между тем, сказать брату Мстиславу в Суздаль: «Михалко болен, несут его на носилках и дружины у него мало; я иду за ним, захватывая задние его отряды, а ты, брат, ступай поскорее к нему навстречу, чтоб он не вошел во Владимир». Мстислав объявил об этой вести дружине и на другой день рано выехал из Суздаля, помчался быстро, точно на зайцев, так что дружина едва успевала за ним следовать, и в пяти верстах от Владимира встретился с Юрьевичами; полк Мстиславов, готовый к битве, в бронях, с поднятым стягом вдруг выступил от села Загорья; Михаил начал поскорее выстраивать свое войско, а враги шли на него с страшным криком, точно хотели пожрать его дружину, по выражению летописца. Но эта отвага была непродолжительна: когда дошло до дела и стрельцы начали перестреливаться с обеих сторон, то Мстиславова дружина, не схватившись ни разу с неприятелем, бросила стяг и побежала; Юрьевичи взяли много пленных, взяли бы и больше, но многих спасло то, что победители не могли различать, кто свои и кто чужие; Мстислав убежал в Новгород; Ярополк, узнавши о его поражении, побежал в Рязань, но мать их и жены попались в руки владимирцам. С честию и славою вступил Михаил во Владимир; дружина и граждане, бывшие в сражении, вели пленников. Первым делом Юрьевича было возвращение городов, отнятых у Богородичной церкви Ярополком; и была, говорит летописец, радость большая во Владимире, когда он увидал опять у себя великого князя всей Ростовской земли. Подивимся, продолжает тог же летописец, чуду новому, великому и преславному божия матери, как заступила она свой город от великих бед и граждан своих укрепляет: не вложил им бог страха, не побоялись двоих князей и бояр их, не посмотрели на их угрозы, семь недель прожили без князя, положивши всю надежду на святую богородицу и на свою правду. Новгородцы, смольняне, киевляне и полочане и все власти как на думу на веча сходятся, и на чем старшие положат, на том и пригороды станут, а здесь город старый — Ростов и Суздаль, и все бояре захотели свою правду поставить, а не хотели исполнять правды божией, говорили: «Как нам любо, так и сделаем: Владимир — пригород наш». Воспротивились они богу и святой богородице и правде божией, послушались злых людей, ссорщиков, не хотевших нам добра по зависти. Не сумели ростовцы и суздальцы правды божией исправить, думали, что они старшие, так и могут делать все по своему, но люди новые, худые владимирские, уразумели, где правда, стали за нее крепко держаться, сказали: «Либо Михаила князя себе добудем, либо головы свои сложим за святую богородицу и за Михаила князя». И вот утешил их бог и св. богородица: прославлены стали владимирцы по всей земле за их правду.
Скоро явились во Владимир к Михаилу послы от суздальцев: «Мы, князь, — говорили они, — не воевали против тебя с Мстиславом, а были с ним одни наши бояре: так не сердись на нас и приезжай к нам». Михаил поехал в Суздаль, оттуда в Ростов, устроил весь наряд людям, утвердился с ними крестным целованием, взял много даров у ростовцев и, посадивши брата своего Всеволода в Переяславле, сам возвратился во Владимир. Таким образом последний пригород, населенный холопами-каменщиками, сделался опять стольным городом князя всей Ростовской земли; князь опять освобождал себя из-под влияния городов, которые привыкли решать дела на вече и приговоров этого веча должны были слушаться города младшие; мало того, младший брат Михаила, Всеволод, сел также в новом городе Переяславле Залесском, а не в Ростове: выказалось ли в этом явное предпочтение князей к новым городам пред старыми, хотели ли наградить усердие переяславцев, действовавших заодно с владимирцами, — во всяком случае явление было очень важное, свидетельствовавшее полную победу пригородов, полное низложение того начала, которое могло противодействовать новому порядку вещей. Если первым делом Михаила по вступлении во Владимир было возвращение соборной церкви городов, отнятых у нее Ростиславичами, то по утверждении своем в целой земле Ростовской он должен был прежде всего идти на рязанского князя Глеба, в руках которого также находилось много сокровищ, пограбленных из этой церкви, и, между прочим, самый образ богородицы, привезенный Андреем из Вышгорода, и книги. Михаил отправился с полками на Рязань, но встретил на дороге послов Глебовых, которым поручено было сказать ему: «Князь Глеб тебе кланяется и говорит: я во всем виноват и теперь возвращаю все, что взял у шурьев своих, Ростиславичей, все до последнего золотника». И, точно, возвратил все. Михаил, уладившись с ним, поехал назад во Владимир; здесь по некоторым, очень вероятным известиям казнил убийц Андреевых и потом отправился за чем-то в Городец-Волжский, занемог в нем и умер (1176 г.). Ростовцы, не дождавшись даже верного известия о смерти Михайловой, послали сказать в Новгород прежнему своему князю Мстиславу Ростиславичу: «Ступай, князь, к нам: Михалка бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим». Мстислав приехал на зов, собрал ростовцев, всю дружину и отправился с ними ко Владимиру. Но здесь был уже князь
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
10 мая 1171 – июль 1171 Киевская земля
1175 – 1176 Владимирское княжество
15 июня 1175 – 20 июня 1176 Суздальская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"