Средневековая Русь > Князья > Андрей Юрьевич
Средневековая Русь

Андрей Юрьевич

Имя князя: Андрей Юрьевич
Прозвище: Боголюбский
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 9

Сын Юрия Владимировича «Долгорукого». С 1155 г. управлял Суздальской землей. Многое сделал для усиления ее могущества, для развития местной культуры: при Андрее был воздвигнут Успенский собор во Владимире, создан цикл произведений, посвященных св. Богородице (возможно, при непосредственном участии князя). В конце 1160-х вступил в борьбу за верховенство на всей Руси; в 1169 г. войска коалиции князей, посланные Андреем, взяли Киев, там был посажен брат Андрея Глеб. Но в 1172 г. сыновья Ростислава Мстиславича вышли из повиновения Андрея, а новый поход на Киев (1173) окончился провалом. В 1174 Андрей был убит в своем селе Боголюбове под Владимиром заговорщиками из числа его приближенных. 
Развернуть
А.А. Горский
Сын киевского князя Юрия Долгорукого. Согласно В. Н. Татищеву, Андрей родился около 1112 г. В 1149 г. он получил от отца в держание Вышгород. В 1150 г. отец вывел ого оттуда, а взамен дал Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 г. Андрей отпросился у отца и ушел в Суздальскую землю. По-видимому, там он имел какой-то удел, возможно, Владимирскую волость, расположенную в бассейне Клязьмы. В 1155 г. Юрий Долгорукий вновь посадил Андрея на княжение в Вышгород. Однако Андрей вскоре ушел из Вышгорода «без отце воле» во Владимир на Клязьме. В 1157 г. после смерти Юрия Долгорукого, «сдумавши ростовци и суждальци и володимирци, вси, пояша Андрея, сына Дюргева стареишаго, и посадиша и на отни столе Ростове, и Суждали, и Володимери». Став ростово-суздальским князем, Андрей начал проводить самовластную политику, пытаясь подчинить себе всю Русь. Около 1161 г. он выгнал из Ростово-Суздальской земли троих братьев, двух племянников и многих приближенных Юрия Долгорукого, лишив их земельных владений. «Се же створи, — говорит летописец, — хотя самовластець быти». Андрей не захотел жить в старых центрах Северо-Восточной Руси — Ростове и Суздале, боярство которых было настроено оппозиционно по отношению к нему. Своей столицей он сделал Владимир на Клязьме. Подолгу жил и в своей загородной резиденции Боголюбове, основанной им на р. Перли. В 1169–1170 гг. Андрею Боголюбскому удалось подчинить своей власти Киев и Новгород. В первом он посадил брата Глеба, во втором — «подручного» князя Рюрика Ростиславича. После смерти в Киеве Владимира Мстиславича именно Андрей Боголюбский назначил ему преемника в лице Романа Ростиславича смоленского. Он и других Ростиславичей наделил землями в Киевской земле. Когда Ростиславичи перестали ему повиноваться, Андрей собрал огромное войско со всех подчиненных ему областей и послал его в Киевскую землю. Летописец отмечал: «И послав, собрав вое свое: ростовце, сужьдалци, володимерци, переяславъци (воины Переяславля-Залесского. — О.Р.), белозерце, муромце и новгородце, и рязаньце…». По приказу Андрея Юрьевича на помощь к нему пришли дружины полоцкого, туровского, пинских, городеньских, черниговских, новгород-северского, путивльского, курского, переяславль-русского, торческого, смоленского князей. Владельцы крупнейших областей, имевшие хорошо вооруженные дружины, старались не гневить властелина Севсро-Восточной Руси и безоговорочно выполняли его требования. Однако поход 1173 г. в Киевскую землю окончился неудачей для Андрея Боголюбского. Ему но удалось подчинить себе младших Ростиславичей. Войска с позором разошлись по своим княжествам, а в Киеве Ростиславичи посадили врага Андрея — Ярослава Изяславича луцкого. 29 июня 1174 г. Андрея Юрьевича в замке в Боголюбове убили заговорщики. 
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Андрей Юрьевич Боголюбский (прозвище получил по названию княжеского с. Боголюбово (ныне поселок Владимирского района Владимирской области), а по другой версии — из-за своей набожности), третий сын великого князя Ю. Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осенева. По некоторым нелетописным данным, родился в 1110 г. в г. Суздале и до крещения носил родовое половецкое имя — Китай, которое дала ему мать. Крестильное же имя Андрей, по мнению большинства историков, получил в честь мученика Андрея Стратилата (убит около 300 г.) или святого Андрея, архиепископа Критского (умер в 740 г.). По порядку престолонаследия — тридцатый великий князь.

Первые 35 лет прожил в Ростовско-Суздальской земле, где вступил в брак с дочерью боярина Кучки, владельца села Кучково. Село это (по И.Е. Забелину) могло быть расположено на берегу р. Неглинной у церкви Троицы в Полях, которая, быть может, и составляла приходскую церковь с. Кучкова. Позднее здесь возникла нынешняя Москва.

В первый раз упоминается летописью под 1147 г.: в начале этого года вместе со старшим братом Ростиславом Юрьевичем идет в Рязанскую землю против рязанского князя Ростислава Ярославича; последний вынужден бежать к половцам.

В те же годы выступает на стороне отца, Юрия Долгорукого, в его войне за Киев с его племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем.

После вступления отца на великое киевское княжение (27 августа 1149 г.), получает Вышгород. В начале 1150 г. участвует в походе отца в Волынскую землю против Изяслава Мстиславича и его союзников — венгров и поляков. В ходе этого похода вместе с братом Ростиславом направлен отцом в Пересопницу на помощь своему дяде, Вячеславу Владимировичу, а затем в феврале 1150 г. проявляет необыкновенное мужество и храбрость при осаде г. Луцка, в котором затворился брат Изяслава Мстиславича, Владимир: Андрей не только первым бросился в битву, но и, увлекшись преследованием отступающих врагов, оторвался от дружины всего с двумя воинами и чудом избежал гибели: под ним был убит конь, а самого князя едва не поразили со стен крепости. «Жалуя» своего коня, Андрей приказывает похоронить его над р. Стырь близ Луцка. Тогда же выступает посредником в мирных переговорах между отцом и Изяславом («сущю бо ему милостиву на свои родъ, паче же на крестьяны», — замечает по этому поводу летописец). Мир был заключен весной (в марте), и вскоре после этого Юрий выводит Андрея из Вышгорода, освобождая город для своего брата Вячеслава.

В том же году Юрий на короткое время оставляет Киев и уходит в Городец- Остерский, Андрея же посылает в Переяславль-Русский на помощь его брату, Ростиславу. После вторичного вступления Юрия в Киев (август или начало сентября 1150 г.) Андрей послан отцом к Переяславлю для переговоров с половцами, которые явились на помощь Юрию, но вместо того, чтобы помогать, принялись разорять окрестности города. Андрею удается «укротить» половцев и заключить с ними мир.

Осенью этого же года Андрей получает от отца пограничные с Волынью города Туров, Пинск, Дорогобуж-Волынский и Пересопницу и вновь по просьбе Изяслава выступает посредником в мирных переговорах между ним и отцом. Юрий, однако, отказывается от предложений о мире.

Весной 1151 г. Изяслав Мстиславич с венгерской помощью в третий раз занимает Киев, причем Андрею, соединившемуся с союзником и сватом Юрия, галицким князем Владимирком Володарьевичем, не удается воспрепятствовать ему. Андрей вынужден в начале апреля уйти к отцу в Городец-Остерский и готовиться к новой войне с Изяславом. Тогда же, вместе с братьями Глебом и Мстиславом, хоронит в Переяславле своего старшего брата Ростислава.

В том же году вместе с отцом, братьями, а также князьями Святославом Ольговичем и Владимиром Давыдовичем, Андрей принимает участие в большом походе на Киев. В битве у Киева на р. Лыбедь (правом притоке Днепра) он вновь проявляет отчаянную храбрость: отрывается от своего войска «маломъ не до полковъ ихъ» (противника. — Д.В. Донской), так что одному из половцев приходится силой удерживать его коня. В битве на р. Руте (левом притоке Роси) у Перепетова поля (конец мая или июнь 1151 г.) «рядит», то есть расставляет полк своего отца, а затем «укрѣпле … на брань» союзных половцев, «и оттуда въѣха въ полкъ свои, и укрѣпи дружину свою». Летописец вновь отмечает поразительную храбрость Андрея: он первым вступает в бой, «и изломи копье свое, тогда бодоша конь под нимъ в ноздри, конь же нача соватися под нимъ, и шеломъ спаде с него, и щитъ на немъ оторгоша». Победа, однако, остается за Изяславом, и Андрею вместе с отцом и братьями приходится бежать с поля боя.

17 июля того же года, после нового поражения Юрия у Переяславля, Андрей отпрашивается у отца и уходит в Суздальскую землю, не видя смысла продолжать воевать в Южной Руси. Однако вскоре война между Юрием и Изяславом возобновляется. В 1152 г. Андрей принимает участие в походе отца на Чернигов и в 12-дневной осаде города.

После смерти великих князей киевских Изяслава Мстиславича (14 ноября 1154 г.), а затем и Вячеслава Владимировича (конец декабря 1154 г. или начало января 1155 г.), Юрий Долгорукий в третий и последний раз занимает великокняжеский престол (20 марта 1155 г.). Андрей, как старший из оставшихся в живых его сыновей, получает Вышгород. Однако осенью того же года «безъ отнѣ волѣ» Андрей покидает Вышгород и уходит в Суздальскую землю. Вместе с собой из Вышгородского девичьего монастыря он забирает икону Пресвятой Богородицы, привезенную в 1131 г. из Константинополя на Русь митрополитом Михаилом (умер после 1146 г.), и писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой (умер во второй половине I в. от P. X.) с лика девы Марии при ее жизни; эта икона, поставленная Андреем в Успенском соборе во Владимире-на-Клязьме и получившая имя Владимирской иконы Божией Матери, со временем становится главной святыней Московской Руси (осталась невредимой при разорении города хана Батыем в 1237 г., а в 1395 г., по повелению великого князя Василия Дмитриевича, была перенесена в Москву, в Успенский собор). В 11 верстах от Владимира, на том месте, где, по преданию, кони, везшие икону, внезапно остановились, Андрей закладывает свою резиденцию: «создал же бяшетъ собѣ городъ каменъ именемь Боголюбыи (Боголюбово. — Д.В. Донскойтоль далече якоже Вышегородъ от Кыева тако же и Боголюбыи от Володимѣря»

В дальнейших войнах отца в Южной Руси Андрей участия не принимает. После смерти отца в Киеве (15 мая 1157 г.), он не выдвигает претензий на великое княжение, а остается в Северо-Восточной Руси. Точно так же на север, во Владимир-на-Клязьме, сместится со временем и центр политической, духовной и экономической жизни всего русского общества. Впоследствии это станет очевидным, когда именно Северо-Восточная Русь в годину татаро-монгольского ига сумеет выстоять, отстояв свою независимость и сохранив духовное наследие и самобытность Киевского государства.

В том же году ростовцы, суздальцы и владимирцы провозглашают его своим князем, «занеже бѣ любимъ всѣми за премногую его добродѣтель».

Став официально суздальским князем (по В.Н. Татищеву — 1 июля), Андрей проводит жесткую политику, нацеленную на укрепление своей власти, а также на политическое, экономическое и культурное процветание своего княжества, превращение его в сильнейшее государственное образование во всей Русской земле. Строит множество церквей, расширяет и украшает г. Владимир, который становится подлинной столицей княжества (вместо более древних Суздаля и Ростова). Для строительных работ и украшения храмов князь Андрей Юрьевич привлекает в том числе и иноземных мастеров.

К числу выдающихся архитектурных построек Андрея Боголюбского относятся каменный Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг); впоследствии перестроен младшим братом Андрея, Всеволодом Большое Гнездо, Золотые ворота г. Владимира (август 1164 г.), роскошный белокаменный дворец и собор Рождества Богородицы в с. Боголюбово (1158–1164 г.), церковь Покрова Богородицы на р. Нерль близ Боголюбова (1165 г.), Успенский собор в Ростове (1164 г.).

Церковная политика Андрея Боголюбского также имеет своей целью возвышение Владимира, превращение его в новый духовный центр Руси, соперничающий с Киевом. В течение короткого периода времени из Ростова (центра епархии) было изгнано два епископа, очевидно не устраивавших князя: Нестор (1156–57 гг.) и Леон (два или три раза: 1160, 1161, 3164 (?) гг.). В 60-е гг. XII в. Андрей обращается к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу (умер в 1170 г.), с просьбой вывести г. Владимир из подчинения ростовскому епископу и образовать новую владимирскую митрополию, подчиненную непосредственно константинопольскому патриарху; Андрей предлагал и своего кандидата на место митрополита Владимирского — Феодора (умер после 1162 г.). До нас дошла ответная грамота Луки Хрисоверга князю Андрею, из которой следует, что патриарх отверг обе просьбы, а также оправдал ростовского епископа (неизвестно Нестора или Леона), ранее осужденного князем, и потребовал от Андрея вновь принять его на кафедру.

В отличие от своего отца, Андрей не вмешивается непосредственно в события, происходящие в Южной Руси, но стремится к укреплению своего политического веса и влияния. Он подчиняет своей власти рязанских и муромских князей, пытается установить контроль над Великим Новгородом. Зимой 1159–60 гг. Андрей заключает союз с князем Изяславом Давыдовичем и соглашается на брак своей дочери с племянником Изяслава, Святославом Владимировичем; тогда же, согласно договоренности, посылает своего сына Изяслава на помощь Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже Святославом Ольговичем и другими южнорусскими князьями. В том же 1160 г. Андрей встречается с Изяславом Давыдовичем в Волоке и посылает оттуда в Великий Новгород, заявляя о своих претензиях на этот город: «вѣдомо буди, хочю искати Новгорода и добромъ и лихомъ». Весной того же года новгородцы арестовывают своего князя, сына великого князя киевского Ростислава Мстиславича, Святослава, и посылают к Андрею, прося у него на княжение сына. Вместо сына Андрей отправляет на княжение в Великий Новгород племянника Мстислава Ростиславича (21 июня). Тому, однако, удается прокняжить в Великом Новгороде всего год без недели. Летом следующего, 1161 г., по соглашению с Ростиславом Мстиславичем, Андрей выводит оттуда племянника. Там же вновь садится на княжение Святослав Ростиславич (28 сентября).

В том же 1161 г. Андрей изгоняет из Суздальской земли своих младших братьев, мачеху (они отправляются в Византию, а брат Михаил уходит в Южную Русь), племянников и мужей «отца своего переднии». По словам летописца, на этот шаг, означающий решительный разрыв со всей предшествующей традицией, князь пошел, «хотя самовластецъ бѣти всѣи Суждальскои земли». Тогда же Андрей отправляет к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу посла Якова Станиславича с просьбой об учреждении во Владимире отдельной митрополии. Однако патриархом Лукою и в этой просьбе князю было отказано. Изменение характера княжеской власти при Андрее Боголюбском, по мнению историков, оказало огромное влияние на последующие судьбы всей Северо-Восточной Руси.

В 1164 г. Андрей вместе со старшим сыном Изяславом и братом Ярославом совершает успешный поход против камских булгар, в ходе которого взят г. Бряхимов и сожжено три других булгарских города. Победа над булгарами была приписана заступничеству Пресвятой Богородицы и явилась новым чудом от иконы Владимирской Божией Матери, которую князь взял с собой. В память об этой победе князь Андрей Боголюбский устанавливает особый праздник — Всемилостивому Спасу 1 августа. Идея особого покровительства Божией Матери и Спасителя Владимиро-Суздальской Руси обоснована в цикле произведений, посвященных победе 1164 г.: «Слове о милости Божией» и «Сказании о победе над волжскими булгарами и празднике 1 августа». Первое из названных произведений, как явствует из рукописей, составлено самим князем Андреем Боголюбским. Примерно в те же годы князь Андрей поддерживает культ святого Леонтия, епископа Ростовского (умер после 1076 г.), еще одного небесного покровителя Владимиро-Суздальской Руси, мощи которого были обнаружены в 1164 г. при перестройке ростовского Успенского собора. Созданное ростовскими книжниками «Житие святого Леонтия» (60-е гг. XII в.) утверждает мысль об основании ростовской иерархии непосредственно из Константинополя, минуя Киев.

В 1165 г. князь Андрей оплакивает смерть своего старшего сына Изяслава и хоронит его во Владимирском Успенском соборе (28 октября). На следующий год умирает брат Андрея, Ярослав, похоронен там же (12 апреля).

После смерти великого князя Ростислава Мстиславича (14 марта 1167 г.) и утверждения в Киеве нового великого князя Мстислава Изяславича (15 мая), Андрей оказывает помощь новгородскому князю Святославу Ростиславичу, которого новгородцы — по согласованию с Мстиславом — изгоняют из города. В том же году принимает бежавшего от Мстислава князя Владимира Мстиславича и отправляет его в Рязань, к князю Глебу Ростиславичу.

14 апреля 1168 г. на княжение в Великом Новгороде садится сын Мстислава Изяславича, Роман. Это усугубляет вражду Андрея Боголюбского с великим князем («и тъ бѣ не имѣя любьви къ Мьстиславу», — пишет об Андрее южнорусский летописец). В том же году Андрей собирает против Мстислава Изяславича сильную коалицию князей.

В начале 1169 г. Андрей отправляет в Киев суздальское войско во главе со своим сыном Мстиславом и воеводой Борисом Жидиславичем (умер после марта 1177 г.); в состав коалиции, выступившей против Мстислава Изяславича, входят 11 князей, в том числе брат Глеба Юрьевича, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Храбрый Ростиславичи, Владимир Андреевич, Олег Святославич и другие. 9 марта князья подходят к Киеву и в течение трех дней осаждают его. 12 марта великий князь оставляет город, который в течение двух дней подвергается страшному разорению и разграблению, которое, по словам летописца, было воздаянием «за грѣхы ихъ паче же за митрополичю неправду в то бо время запрѣтилъ бѣ Поликарпа игумена Печерьского при Господьскыѣ праздникы не велѣ ему ѣсти масла ни молока въ среды и в пяткы въ Господьскыѣ праздникы, помагашеть же ему и Черниговьскыи епископъ Антонии (грек; отличался строгим соблюдением церковного устава; умер после 1169 г. — Д.В. Донскойи князю Черниговьскому многажды браняшеть ѣсти мясъ» (правила соблюдения постных дней в промежутке между Пасхой и началом Петрова поста. — Д.В. Донской). Известный русский историк В.О. Ключевский (умер 12 мая 1911 г.) оценил эти события как окончательное падение роли Киева в качестве общепризнанной столицы Русского государства: «князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом».

По повелению Андрея Боголюбского, на великое княжение садится его брат Глеб Юрьевич, а сын Мстислав с суздальским войском возвращается во Владимир к отцу «с великою честью и славою».

Тем же (1169) г. летопись датирует ссору Андрея с его бывшим любимцем, ростовским епископом (или «лжеепископом», как именует его летописец) Феодором. 8 мая Феодор был выслан князем из Владимира в Киев на суд к митрополиту Константину II (умер в 1177 (?)). Непокорный епископ вскоре был подвергнут мучительной казни.

Зимой 1169–70 гг. Андрей направляет большое войско во главе с сыном Мстиславом в Великий Новгород против князя Романа Мстиславича; в состав коалиции входят Роман и Мстислав Ростиславичи, а также рязанские, муромские и полоцкие князья. «Въ недѣлю на съборъ» (в данном случае 22 февраля. — Д.В. Донской) войско подходит к городу, а 25 февраля, «на святого епископа Тарасия» (константинопольский архиепископ; умер в 806 г. — Д.В. Донской), 1170 г. начинается штурм. Союзники, однако, терпят поражение и, потеряв множество людей, отступают, причем отступление оказывается чрезвычайно тяжелым («одва домы своя яша пѣши опять, а друзии люднее помроша с голода. Не бысть бо николиже толь тяжка пути людем симъ»). По «Сказанию о битве новгородцев с суздальцами» (40-е гг. XIV в.), новгородский архиепископ Иоанн (умер 7 сентября 1186 г.), услыхав голос Господа, выносит икону Пресвятой Богородицы на крепостную стену прямо против осаждающих. На суздальцев икона-заступница насылает ужас, они терпят поражение, а в плен же их попадает так много, что за одного пленного суздальца дают только «по 2 ногатѣ». Чудотворная икона Знамения Божией Матери сохранилась до наших дней. Находится в Новгородском музее; в память о событиях 1170 г. под левом оком Богородицы заметен небольшой след от попадания стрелы.

В ответ на поражение Андрей прекращает подвоз хлеба в Великий Новгород. В городе начинается голод; новгородцы изгоняют Романа Мстиславича, заключают мир с Андреем и принимают присланного им князя Рюрика Ростиславича (4 октября).

В 1171 г. в Киеве умирает брат Андрея, Глеб (20 января), и на киевский престол садится князь Владимир Мстиславич (15 февраля). Это вызывает сильное недовольство Андрея, который требует от Владимира покинуть Киев и объявляет о своем желании видеть на киевском престоле князя Романа Ростиславича Смоленского. 10 мая 1171 г. Владимир умирает в Киеве. Узнав об этом, Андрей посылает к князьям Ростиславичам (княжащим в ближайших к Киеву городах) с такими словами: «тако нарекли мя есте собѣ отцемь, а хочю вы добра, а даю Романови, брату вашему Киев». Ростиславичи подчиняются, и в начале июля того же года Роман вступает в Киев.

Зимой 1171–72 гг. Андрей посылает своего сына Мстислава вместе с муромским и рязанским князьями на камских булгар. Поход оказывается очень тяжелым, «зане непогодье есть зимѣ воевати Болгаръ»; однако все обходится, и русские полки возвращаются благополучно.

Той же зимой князь Рюрик Ростиславич покидает Великий Новгород. Новгородцы обращаются к Андрею, и тот дает им на княжение своего малолетнего сына Юрия. Старший же сын Андрея, Мстислав, умирает 28 марта 1172 г. (похоронен во Владимирском Успенском соборе).

Союз Андрея с князьями Ростиславичами терпит крах в 1172 г. В это время Андрей узнает о том, что его брат Глеб был отравлен киевскими боярами, и требует от Ростиславичей выдачи убийц. Ростиславичи, считая донос неосновательным, отказывают ему; тогда Андрей требует от Романа покинуть Киев, а от его братьев Давыда и Мстислава — соответственно, Вышгород и Белгород. Роман действительно уходит из Киева в Смоленск, а на его место Андрей приказывает перейти своему брату Михаилу из Торческа. Впрочем, Михаил посылает вместо себя своего младшего брата Всеволода (будущего Всеволода Большое Гнездо) и племянника Ярополка Ростиславича; Всеволод и занимает на короткое время Киев. Братья же Романа, — Рюрик, Давыд и Мстислав отказываются выполнить волю Андрея и решаются на борьбу с ним. «На похвалу святои Богородицы» (в данном случае 24 марта — Д.В. Донской) 1173 г. они занимают Киев и захватывают в плен Всеволода Юрьевича и Ярополка Ростиславича, после чего Рюрик садится на киевский стол. В ответ на ультимативное требование Андрея покинуть Киев и ближние к нему города («в Руськои земли не велю … быти») братья — прежде всего, Мстислав — наносят личное оскорбление Андрею, обрив и лишив бороды его посла. (Летопись передает слова, с которыми они обратились к Андрею: «мы тя до си мѣстъ акы отца имѣли по любви; аже еси сь сякыми рѣчьми прислалъ, не акы кь князю, но акы кь подручнику и просту человеку, а что умыслилъ еси, а тое дѣи, а Богъ хза всѣмъ»).

Летом того же 1173 г. Андрей собирает огромную рать, включающую в себя ростовцев, суздальцев, муромцев, рязанцев, новгородцев и других (всего 50 тысяч человек), во главе со своим сыном Юрием и воеводой Борисом Жидиславичем, к которым присоединяются войска более двадцати других князей, и двигает ее к Киеву. Князья вступают в покинутый Ростиславичами Киев и 8 сентября осаждают Вышгород, в котором затворился князь Мстислав Ростиславич — главный враг Андрея. Осада продолжается девять недель и заканчивается неожиданной катастрофой для союзников: к Киеву подступает князь Ярослав Изяславич Луцкий, сын Изяслава Мстиславича, намеревавшийся первоначально воевать против Ростиславичей на стороне Андрея; он, однако, требует себе старейшинства среди князей, а когда не получает его, переходит на сторону Ростиславичей, которые обещают ему Киев. Известие о соединении Ярослава с Рюриком Ростиславичем, затворившемся в Белгороде, вызывает панику среди Андреева войска: в смятении оно бежит за Днепр, причем многие тонут во время переправы, а другие избиты ратниками Мстислава Ростиславича. «Тако вьзвратишася вся сила Андрѣя, князя Суждальского, — замечает по этому поводу летописец, — …пришли бо бяху высокомысляще, а смирении отидоша в домы своя».

Впрочем, начавшаяся вскоре смута среди южных князей заставляет Ростиславичей вступить в переговоры с Андреем и вновь просить у него Киев для князя Романа Ростиславича (зима или начало весны 1174 г.). Андрей обещает подумать и дать ответ позднее, после совещания с братьями. Однако, дождаться ответа ему было уже не суждено. В «суботу на ночь» с 29 на 30 июня 1174 г., под утро, на рассвете, Андрей был убит в с. Боголюбове своими приближенными и родственниками его первой супруги, Кучковичами, составившими заговор. В их числе известны: «Петръ, Кучковъ зять, Анбалъ ясинъ (осетин. — Д.В. Донскойключник, Якымъ Куцковичь, Ефрѣмъ Монзичь» и другие, числом около 20 человек. Накануне убийства злодеи выкрадывают у князя его меч, реликвию семьи Мономаховичей, ранее принадлежавший святому князю Борису, и тем самым обезоруживают Андрея.

В летописи есть яркий рассказ о том, как упорно боролся князь со своими убийцами. На следующий после убийства день, в воскресенье, жители Боголюбова разграбили княжеский дворец, перебили и ограбили княжеских слуг и иноземных мастеров, нанятых Андреем. Обнаженное тело князя было брошено, и только один из княжеских слуг, Кузьмище Киянин, сумел сохранить его. На пятый день после убийства, в четверг 4 июля (по другим данным, на шестой день, в пятницу), игумен Феодул, настоятель (?) владимирского Успенского собора, перевозит тело князя во Владимир, где его торжественно хоронят в Успенском соборе.

В 1645 г. (по Леониду Кавелину) усердием патриарха Иосифа (умер 15 апреля 1562 г.) была устроена серебряная рака. 15 октября 1702 г. мощи князя открываются, кладутся в серебряную раку с северной стороны собора; устанавливается ему местное празднование.

По сведениям историка В.Н. Татищева (умер 15 июля 1750 г., источник этих сведений неизвестен), князь Андрей Юрьевич «ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермны (рыжие. — Д.В. Донской) кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы». Портрет этот несколько расходится с наблюдениями антропологов XX в. Установлено, что князь был несколько выше среднего роста, имел очень покатый лоб, глубоко посаженные глаза с явно монголоидным разрезом и слегка волнистые волосы.

Русская Православная Церковь причислила князь Андрея Боголюбского к лику святых; канонизация состоялась в 1982 г. включением его в Собор Владимирских святых.

Князь Андрей Юрьевич был женат дважды:

1) с 1148 г., согласно преданию, записанному в XVII в., звали Улита; она была дочерью боярина Степана Ивановича Кучки. От нее дети: Изяслав, Ростислава-Мария (ее имя у В.Н. Татищева; супруга князя Святослава Владимировича), Мстислав (умер 28 марта 1172 г.), Роман (упоминается в 1169 г.), Владимир и Глеб;

2) предположительно осетинка (или булгарка). После убийства мужа она бежит в Москву, но ее находят и, как причастную к убийству, привозят для расследования во Владимир. По приговору великого князя Всеволода Юрьевича, она утоплена в озере Клещино (Поганое; ныне озеро Плещеево). От второго брака остался сын Юрий.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Мы видели, что князья не могли распорядиться волостями так, как им хотелось при вступлении на старший стол Мстислава; это оставило горечь во всех сердцах, которая должна была обнаруживаться при всяком удобном случае. После удачного похода на половцев в 1168 году князья рассердились на Мстислава за то, что он тайком от них отпускал слуг своих разорять половецкие вежи; скоро после этого Мстислав снова собрал всю братью в Киеве и предложил новый поход в степи. Речь его полюбилась всем князьям, они выступили в поход и остановились у Канева. В это время двое из дружины, Бориславичи, родные братья Петр и Нестор, начали говорить Давыду Ростиславичу злые речи на Мстислава: последний прогнал их от себя за то, что холопы их покрали его лошадей из стада и положили на них свои пятна (клейма); так теперь Бориславичи хотели отомстить ему клеветою. Давыд поверил им и начал говорить брату Рюрику: «Брат! Приятели говорят мне, что Мстислав хочет нас схватить». «А за что? За какую вину? — отвечал Рюрик, — давно ли он к нам крест целовал?» Чтоб уверить больше Ростиславичей, клеветники сказали им: «Мстислав положил схватить вас у себя за обедом; так если он начнет звать вас на обед, то значит, что мы сказали правду». И точно, Мстислав, ничего не зная, позвал на обед Рюрика и Давыда. Те послали сказать ему в ответ на зов: «Поцелуй крест, что не замыслишь на нас никакого лиха, так поедем к тебе». Мстислав ужаснулся и сказал дружине: «Что это значит? Братья велят мне крест целовать, а я не знаю за собою никакой вины!» Дружина отвечала: «Князь! Нелепо велят тебе братья крест целовать; это, верно, какие-нибудь злые люди, завидуя твоей любви к братьи, пронесли злое слово. Злой человек хуже беса; и бесу того не выдумать, что злой человек замыслит; а ты прав пред богом и пред людьми; ведь тебе без нас нельзя было ничего замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою истинную любовь ко всей братье; пошли сказать им, что ты крест целуешь, но чтоб они выдали тех, кто вас ссорит». Давыд не согласился выдать Бориславичей. «Кто же мне тогда что-нибудь скажет после, если я этих выдам», — говорил он. Несмотря на то, Мстислав целовал крест, и Ростиславичи оба поцеловали; однако сердце их не было право с ним, прибавляет летописец. В то же самое время Владимир Андреевич начал припрашивать волости у Мстислава; тот понял, что Владимир припрашивает нарочно, чтоб иметь только случай к ссоре, и послал сказать ему: «Брат Владимир! Давно ли ты крест целовал ко мне и волость взял?» Владимир в сердцах уехал в свой Дорогобуж. Этим всеобщим нерасположением южных князей к Мстиславу воспользовался Андрей Боголюбский, чтоб предъявить права свои на старшинство и на Киев: он так же не любил Мстислава, как отец его Юрий не любил отца Мстиславова Изяслава, и точно так же, как прежде отец его, начал открытую войну, удостоверившись, что найдет союзников на юге. Ждали только повода; повод открылся, когда Мстислав исполнил просьбу новгородцев и отправил к ним на княжение сына своего Романа; тогда все братья стали сноситься друг с другом и утвердились крестом на Мстислава, объявивши старшим в роде Андрея Юрьевича. Боголюбский выслал сына своего Мстислава и воеводу Бориса Жидиславича с ростовцами, владимирцами, суздальцами; к этому ополчению присоединилось 11 князей: Глеб Юрьевич из Переяславля, Роман из Смоленска, Владимир Андреевич из Дорогобужа, Рюрик Ростиславич из Овруча, братья его — Давыд и Мстислав из Вышгорода, северские — Олег Святославич с братом Игорем, наконец, младший брат Боголюбского, знаменитый впоследствии Всеволод Юрьевич и племянник от старшего брата, Мстислав Ростиславич. Не пошел Святослав Всеволодович черниговский, не желая, как видно, отнимать Киев у Мстислава в пользу князя, старшинства которого не мог он признать; не пошел и один из родных братьев Боголюбского — Михаил Юрьевич; его Мстислав отправил с черными клобуками в Новгород на помощь сыну своему Роману; но Ростиславичи — Рюрик и Давыд, узнавши, что рать Боголюбского и родного брата их Романа уже приближается, послали в погоню за Михаилом и схватили его недалеко от Мозыря благодаря измене черных клобуков.
Знал ли Мстислав о сбиравшейся на него грозе или нет, трудно решить; скорее можно предположить, что не знал, иначе не послал бы он черных клобуков с Юрьевичем в Новгород. В Вышгороде соединились все князья — неприятели Мстислава и отсюда пошли и обступили Киев. Мстислав затворился в городе и крепко бился за него: любовь к сыну Изяславову и еще больше, быть может, нелюбовь к сыну Юриеву заставила киевлян в первый раз согласиться выдержать осаду; летописец не говорит, чтоб кто-нибудь из них, как прежде, вышел навстречу к осаждавшим князьям или все вечем говорили Мстиславу: «Ступай, князь, теперь не твое время»; одни только черные клобуки по обычаю начали предательствовать. После трехдневной осады дружины осаждавших князей успели ворваться в город; тогда дружина Мстиславова сказала своему князю: «Что стоишь? Поезжай из города; нам их не перемочь»; Мстислав послушался и побежал на Василев; отряд черных клобуков гнался за ним, стрелял взад, побрал в плен много дружины; но самому Мстиславу удалось соединиться с братом Ярославом и пробраться вместе с ним во Владимир-Волынский. В первый раз Киев был взят вооруженною рукою при всеобщем сопротивлении жителей и в первый раз мать городов русских должна была подвергнуться участи города, взятого на щит: два дни победители грабили город, не было никому и ничему помилования; церкви жгли, жителей — одних били, других вязали, жен разлучали с мужьями и вели в плен, младенцы рыдали, смотря на матерей своих; богатства неприятели взяли множество, церкви все были пограблены; половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар; были в Киеве тогда, говорит летописец, на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные.
Но не старший сын Юрия, во имя которого совершен был поход, взят и разорен стольный город отцов, не Боголюбский сел в Киеве; сын его Мстислав посадил здесь дядю, Глеба переяславского, который отдал Переяславль сыну своему Владимиру; старший в роде князь остался жить на севере, в далеком Владимире Клязменском, и сын его Мстислав пошел назад к отцу с великою честию и славою, говорит летописец, но в некоторых списках стоит: с проклятием.
Развернуть
Андрей выгнал из своей волости старых бояр отцовских и окружил себя новыми, видели также, каким повелительным тоном говорил Андрей даже и с князьями: можем заключить, что он был повелителен и строг с окружавшими его; так, он казнил смертью одного из ближайших родственников своих по жене, Кучковича; тогда брат казненного, Яким, вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими слугами княжескими решился злодейством освободиться от строгого господина. Мы знаем также, что русские князья принимали к себе в службу пришельцев из разных стран и народов; Андрей подражал в этом отношении всем князьям, охотно принимал пришельцев из земель христианских и нехристианских, латинов и православных, любил показывать им свою великолепную церковь Богоматери во Владимире, чтоб иноверцы видели истинное христианство и крестились, и многие из них крестились действительно. В числе этих новокрещенных иноземцев находился один яс, именем Анбал: он пришел к Андрею в самом жалком виде, был принят в княжескую службу, получил место ключника и большую силу во всем доме; в числе приближенных к Андрею находился также какой-то Ефрем Моизич, которого отчество — Моизич, или Моисеевич, указывает на жидовское происхождение. Двое этих-то восточных рабов выставлены летописцем вместе с Кучковичем и зятем его, как зачинщики дела, всех же заговорщиков было двадцать человек; они говорили: «Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так промыслим об этом князе!» Кроме злобы и опасения за свою участь, заговорщиков могла побуждать и зависть к любимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня 1174 года, в пятницу, в обеднюю пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме Кучкова зятя, Петра, и порешили убить князя на другой день, 29 числа, ночью. В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней, зашли в погреб, напились вина и, ободрившись им, пошли опять на сени. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: «Господин! Господин!», чтоб узнать, тут ли Андрей. Тот, услышавши голос, закричал: «Кто там?» Ему отвечали: «Прокопий». «Мальчик! — сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, — ведь это не Прокопий?» Между тем убийцы, услыхавши Андреев голос, начали стучать в двери и выломили их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (он принадлежал св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В это время, когда Андрей искал меча, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, по Андрей был силён и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на земле, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями: «Нечестивцы! — кричал он им, — зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то бог отомстит вам за мой хлеб». Наконец, Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стоная; убийцы услыхали стоны и возвратились назад, один из них говорил: «Я сам видел, как князь сошел с сеней». «Ну так пойдемте искать его», — отвечали другие; войдя в спальню и видя, что его тут нет, начали говорить: «Погибли мы теперь! Станем искать поскорее». Зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу: Андрей сидел за лестничным столпом; на этот раз борьба не могла быть продолжительна с ослабевшим от ран князем: Петр отсек ему руку, другие прикончали его.
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1157 – 1174 Владимирское княжество
1157 – 1174 Суздальская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"