Андрей Юрьевич
Андрей Юрьевич Боголюбский (прозвище получил по названию княжеского с. Боголюбово (ныне поселок Владимирского района Владимирской области), а по другой версии — из-за своей набожности), третий сын великого князя Ю. Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Осенева. По некоторым нелетописным данным, родился в 1110 г. в г. Суздале и до крещения носил родовое половецкое имя — Китай, которое дала ему мать. Крестильное же имя Андрей, по мнению большинства историков, получил в честь мученика Андрея Стратилата (убит около 300 г.) или святого Андрея, архиепископа Критского (умер в 740 г.). По порядку престолонаследия — тридцатый великий князь.
Первые 35 лет прожил в Ростовско-Суздальской земле, где вступил в брак с дочерью боярина Кучки, владельца села Кучково. Село это (по И.Е. Забелину) могло быть расположено на берегу р. Неглинной у церкви Троицы в Полях, которая, быть может, и составляла приходскую церковь с. Кучкова. Позднее здесь возникла нынешняя Москва.
В первый раз упоминается летописью под 1147 г.: в начале этого года вместе со старшим братом Ростиславом Юрьевичем идет в Рязанскую землю против рязанского князя Ростислава Ярославича; последний вынужден бежать к половцам.
В те же годы выступает на стороне отца, Юрия Долгорукого, в его войне за Киев с его племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем.
После вступления отца на великое киевское княжение (27 августа 1149 г.), получает Вышгород. В начале 1150 г. участвует в походе отца в Волынскую землю против Изяслава Мстиславича и его союзников — венгров и поляков. В ходе этого похода вместе с братом Ростиславом направлен отцом в Пересопницу на помощь своему дяде, Вячеславу Владимировичу, а затем в феврале 1150 г. проявляет необыкновенное мужество и храбрость при осаде г. Луцка, в котором затворился брат Изяслава Мстиславича, Владимир: Андрей не только первым бросился в битву, но и, увлекшись преследованием отступающих врагов, оторвался от дружины всего с двумя воинами и чудом избежал гибели: под ним был убит конь, а самого князя едва не поразили со стен крепости. «Жалуя» своего коня, Андрей приказывает похоронить его над р. Стырь близ Луцка. Тогда же выступает посредником в мирных переговорах между отцом и Изяславом («сущю бо ему милостиву на свои родъ, паче же на крестьяны», — замечает по этому поводу летописец). Мир был заключен весной (в марте), и вскоре после этого Юрий выводит Андрея из Вышгорода, освобождая город для своего брата Вячеслава.
В том же году Юрий на короткое время оставляет Киев и уходит в Городец- Остерский, Андрея же посылает в Переяславль-Русский на помощь его брату, Ростиславу. После вторичного вступления Юрия в Киев (август или начало сентября 1150 г.) Андрей послан отцом к Переяславлю для переговоров с половцами, которые явились на помощь Юрию, но вместо того, чтобы помогать, принялись разорять окрестности города. Андрею удается «укротить» половцев и заключить с ними мир.
Осенью этого же года Андрей получает от отца пограничные с Волынью города Туров, Пинск, Дорогобуж-Волынский и Пересопницу и вновь по просьбе Изяслава выступает посредником в мирных переговорах между ним и отцом. Юрий, однако, отказывается от предложений о мире.
Весной 1151 г. Изяслав Мстиславич с венгерской помощью в третий раз занимает Киев, причем Андрею, соединившемуся с союзником и сватом Юрия, галицким князем Владимирком Володарьевичем, не удается воспрепятствовать ему. Андрей вынужден в начале апреля уйти к отцу в Городец-Остерский и готовиться к новой войне с Изяславом. Тогда же, вместе с братьями Глебом и Мстиславом, хоронит в Переяславле своего старшего брата Ростислава.
В том же году вместе с отцом, братьями, а также князьями Святославом Ольговичем и Владимиром Давыдовичем, Андрей принимает участие в большом походе на Киев. В битве у Киева на р. Лыбедь (правом притоке Днепра) он вновь проявляет отчаянную храбрость: отрывается от своего войска «маломъ не до полковъ ихъ» (противника. — Д.В. Донской), так что одному из половцев приходится силой удерживать его коня. В битве на р. Руте (левом притоке Роси) у Перепетова поля (конец мая или июнь 1151 г.) «рядит», то есть расставляет полк своего отца, а затем «укрѣпле … на брань» союзных половцев, «и оттуда въѣха въ полкъ свои, и укрѣпи дружину свою». Летописец вновь отмечает поразительную храбрость Андрея: он первым вступает в бой, «и изломи копье свое, тогда бодоша конь под нимъ в ноздри, конь же нача соватися под нимъ, и шеломъ спаде с него, и щитъ на немъ оторгоша». Победа, однако, остается за Изяславом, и Андрею вместе с отцом и братьями приходится бежать с поля боя.
17 июля того же года, после нового поражения Юрия у Переяславля, Андрей отпрашивается у отца и уходит в Суздальскую землю, не видя смысла продолжать воевать в Южной Руси. Однако вскоре война между Юрием и Изяславом возобновляется. В 1152 г. Андрей принимает участие в походе отца на Чернигов и в 12-дневной осаде города.
После смерти великих князей киевских Изяслава Мстиславича (14 ноября 1154 г.), а затем и Вячеслава Владимировича (конец декабря 1154 г. или начало января 1155 г.), Юрий Долгорукий в третий и последний раз занимает великокняжеский престол (20 марта 1155 г.). Андрей, как старший из оставшихся в живых его сыновей, получает Вышгород. Однако осенью того же года «безъ отнѣ волѣ» Андрей покидает Вышгород и уходит в Суздальскую землю. Вместе с собой из Вышгородского девичьего монастыря он забирает икону Пресвятой Богородицы, привезенную в 1131 г. из Константинополя на Русь митрополитом Михаилом (умер после 1146 г.), и писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой (умер во второй половине I в. от P. X.) с лика девы Марии при ее жизни; эта икона, поставленная Андреем в Успенском соборе во Владимире-на-Клязьме и получившая имя Владимирской иконы Божией Матери, со временем становится главной святыней Московской Руси (осталась невредимой при разорении города хана Батыем в 1237 г., а в 1395 г., по повелению великого князя Василия Дмитриевича, была перенесена в Москву, в Успенский собор). В 11 верстах от Владимира, на том месте, где, по преданию, кони, везшие икону, внезапно остановились, Андрей закладывает свою резиденцию: «создал же бяшетъ собѣ городъ каменъ именемь Боголюбыи (Боголюбово. — Д.В. Донской) толь далече якоже Вышегородъ от Кыева тако же и Боголюбыи от Володимѣря»
В дальнейших войнах отца в Южной Руси Андрей участия не принимает. После смерти отца в Киеве (15 мая 1157 г.), он не выдвигает претензий на великое княжение, а остается в Северо-Восточной Руси. Точно так же на север, во Владимир-на-Клязьме, сместится со временем и центр политической, духовной и экономической жизни всего русского общества. Впоследствии это станет очевидным, когда именно Северо-Восточная Русь в годину татаро-монгольского ига сумеет выстоять, отстояв свою независимость и сохранив духовное наследие и самобытность Киевского государства.
В том же году ростовцы, суздальцы и владимирцы провозглашают его своим князем, «занеже бѣ любимъ всѣми за премногую его добродѣтель».
Став официально суздальским князем (по В.Н. Татищеву — 1 июля), Андрей проводит жесткую политику, нацеленную на укрепление своей власти, а также на политическое, экономическое и культурное процветание своего княжества, превращение его в сильнейшее государственное образование во всей Русской земле. Строит множество церквей, расширяет и украшает г. Владимир, который становится подлинной столицей княжества (вместо более древних Суздаля и Ростова). Для строительных работ и украшения храмов князь Андрей Юрьевич привлекает в том числе и иноземных мастеров.
К числу выдающихся архитектурных построек Андрея Боголюбского относятся каменный Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг); впоследствии перестроен младшим братом Андрея, Всеволодом Большое Гнездо, Золотые ворота г. Владимира (август 1164 г.), роскошный белокаменный дворец и собор Рождества Богородицы в с. Боголюбово (1158–1164 г.), церковь Покрова Богородицы на р. Нерль близ Боголюбова (1165 г.), Успенский собор в Ростове (1164 г.).
Церковная политика Андрея Боголюбского также имеет своей целью возвышение Владимира, превращение его в новый духовный центр Руси, соперничающий с Киевом. В течение короткого периода времени из Ростова (центра епархии) было изгнано два епископа, очевидно не устраивавших князя: Нестор (1156–57 гг.) и Леон (два или три раза: 1160, 1161, 3164 (?) гг.). В 60-е гг. XII в. Андрей обращается к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу (умер в 1170 г.), с просьбой вывести г. Владимир из подчинения ростовскому епископу и образовать новую владимирскую митрополию, подчиненную непосредственно константинопольскому патриарху; Андрей предлагал и своего кандидата на место митрополита Владимирского — Феодора (умер после 1162 г.). До нас дошла ответная грамота Луки Хрисоверга князю Андрею, из которой следует, что патриарх отверг обе просьбы, а также оправдал ростовского епископа (неизвестно Нестора или Леона), ранее осужденного князем, и потребовал от Андрея вновь принять его на кафедру.
В отличие от своего отца, Андрей не вмешивается непосредственно в события, происходящие в Южной Руси, но стремится к укреплению своего политического веса и влияния. Он подчиняет своей власти рязанских и муромских князей, пытается установить контроль над Великим Новгородом. Зимой 1159–60 гг. Андрей заключает союз с князем Изяславом Давыдовичем и соглашается на брак своей дочери с племянником Изяслава, Святославом Владимировичем; тогда же, согласно договоренности, посылает своего сына Изяслава на помощь Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже Святославом Ольговичем и другими южнорусскими князьями. В том же 1160 г. Андрей встречается с Изяславом Давыдовичем в Волоке и посылает оттуда в Великий Новгород, заявляя о своих претензиях на этот город: «вѣдомо буди, хочю искати Новгорода и добромъ и лихомъ». Весной того же года новгородцы арестовывают своего князя, сына великого князя киевского Ростислава Мстиславича, Святослава, и посылают к Андрею, прося у него на княжение сына. Вместо сына Андрей отправляет на княжение в Великий Новгород племянника Мстислава Ростиславича (21 июня). Тому, однако, удается прокняжить в Великом Новгороде всего год без недели. Летом следующего, 1161 г., по соглашению с Ростиславом Мстиславичем, Андрей выводит оттуда племянника. Там же вновь садится на княжение Святослав Ростиславич (28 сентября).
В том же 1161 г. Андрей изгоняет из Суздальской земли своих младших братьев, мачеху (они отправляются в Византию, а брат Михаил уходит в Южную Русь), племянников и мужей «отца своего переднии». По словам летописца, на этот шаг, означающий решительный разрыв со всей предшествующей традицией, князь пошел, «хотя самовластецъ бѣти всѣи Суждальскои земли». Тогда же Андрей отправляет к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу посла Якова Станиславича с просьбой об учреждении во Владимире отдельной митрополии. Однако патриархом Лукою и в этой просьбе князю было отказано. Изменение характера княжеской власти при Андрее Боголюбском, по мнению историков, оказало огромное влияние на последующие судьбы всей Северо-Восточной Руси.
В 1164 г. Андрей вместе со старшим сыном Изяславом и братом Ярославом совершает успешный поход против камских булгар, в ходе которого взят г. Бряхимов и сожжено три других булгарских города. Победа над булгарами была приписана заступничеству Пресвятой Богородицы и явилась новым чудом от иконы Владимирской Божией Матери, которую князь взял с собой. В память об этой победе князь Андрей Боголюбский устанавливает особый праздник — Всемилостивому Спасу 1 августа. Идея особого покровительства Божией Матери и Спасителя Владимиро-Суздальской Руси обоснована в цикле произведений, посвященных победе 1164 г.: «Слове о милости Божией» и «Сказании о победе над волжскими булгарами и празднике 1 августа». Первое из названных произведений, как явствует из рукописей, составлено самим князем Андреем Боголюбским. Примерно в те же годы князь Андрей поддерживает культ святого Леонтия, епископа Ростовского (умер после 1076 г.), еще одного небесного покровителя Владимиро-Суздальской Руси, мощи которого были обнаружены в 1164 г. при перестройке ростовского Успенского собора. Созданное ростовскими книжниками «Житие святого Леонтия» (60-е гг. XII в.) утверждает мысль об основании ростовской иерархии непосредственно из Константинополя, минуя Киев.
В 1165 г. князь Андрей оплакивает смерть своего старшего сына Изяслава и хоронит его во Владимирском Успенском соборе (28 октября). На следующий год умирает брат Андрея, Ярослав, похоронен там же (12 апреля).
После смерти великого князя Ростислава Мстиславича (14 марта 1167 г.) и утверждения в Киеве нового великого князя Мстислава Изяславича (15 мая), Андрей оказывает помощь новгородскому князю Святославу Ростиславичу, которого новгородцы — по согласованию с Мстиславом — изгоняют из города. В том же году принимает бежавшего от Мстислава князя Владимира Мстиславича и отправляет его в Рязань, к князю Глебу Ростиславичу.
14 апреля 1168 г. на княжение в Великом Новгороде садится сын Мстислава Изяславича, Роман. Это усугубляет вражду Андрея Боголюбского с великим князем («и тъ бѣ не имѣя любьви къ Мьстиславу», — пишет об Андрее южнорусский летописец). В том же году Андрей собирает против Мстислава Изяславича сильную коалицию князей.
В начале 1169 г. Андрей отправляет в Киев суздальское войско во главе со своим сыном Мстиславом и воеводой Борисом Жидиславичем (умер после марта 1177 г.); в состав коалиции, выступившей против Мстислава Изяславича, входят 11 князей, в том числе брат Глеба Юрьевича, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Храбрый Ростиславичи, Владимир Андреевич, Олег Святославич и другие. 9 марта князья подходят к Киеву и в течение трех дней осаждают его. 12 марта великий князь оставляет город, который в течение двух дней подвергается страшному разорению и разграблению, которое, по словам летописца, было воздаянием «за грѣхы ихъ паче же за митрополичю неправду в то бо время запрѣтилъ бѣ Поликарпа игумена Печерьского при Господьскыѣ праздникы не велѣ ему ѣсти масла ни молока въ среды и в пяткы въ Господьскыѣ праздникы, помагашеть же ему и Черниговьскыи епископъ Антонии (грек; отличался строгим соблюдением церковного устава; умер после 1169 г. — Д.В. Донской) и князю Черниговьскому многажды браняшеть ѣсти мясъ» (правила соблюдения постных дней в промежутке между Пасхой и началом Петрова поста. — Д.В. Донской). Известный русский историк В.О. Ключевский (умер 12 мая 1911 г.) оценил эти события как окончательное падение роли Киева в качестве общепризнанной столицы Русского государства: «князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом».
По повелению Андрея Боголюбского, на великое княжение садится его брат Глеб Юрьевич, а сын Мстислав с суздальским войском возвращается во Владимир к отцу «с великою честью и славою».
Тем же (1169) г. летопись датирует ссору Андрея с его бывшим любимцем, ростовским епископом (или «лжеепископом», как именует его летописец) Феодором. 8 мая Феодор был выслан князем из Владимира в Киев на суд к митрополиту Константину II (умер в 1177 (?)). Непокорный епископ вскоре был подвергнут мучительной казни.
Зимой 1169–70 гг. Андрей направляет большое войско во главе с сыном Мстиславом в Великий Новгород против князя Романа Мстиславича; в состав коалиции входят Роман и Мстислав Ростиславичи, а также рязанские, муромские и полоцкие князья. «Въ недѣлю на съборъ» (в данном случае 22 февраля. — Д.В. Донской) войско подходит к городу, а 25 февраля, «на святого епископа Тарасия» (константинопольский архиепископ; умер в 806 г. — Д.В. Донской), 1170 г. начинается штурм. Союзники, однако, терпят поражение и, потеряв множество людей, отступают, причем отступление оказывается чрезвычайно тяжелым («одва домы своя яша пѣши опять, а друзии люднее помроша с голода. Не бысть бо николиже толь тяжка пути людем симъ»). По «Сказанию о битве новгородцев с суздальцами» (40-е гг. XIV в.), новгородский архиепископ Иоанн (умер 7 сентября 1186 г.), услыхав голос Господа, выносит икону Пресвятой Богородицы на крепостную стену прямо против осаждающих. На суздальцев икона-заступница насылает ужас, они терпят поражение, а в плен же их попадает так много, что за одного пленного суздальца дают только «по 2 ногатѣ». Чудотворная икона Знамения Божией Матери сохранилась до наших дней. Находится в Новгородском музее; в память о событиях 1170 г. под левом оком Богородицы заметен небольшой след от попадания стрелы.
В ответ на поражение Андрей прекращает подвоз хлеба в Великий Новгород. В городе начинается голод; новгородцы изгоняют Романа Мстиславича, заключают мир с Андреем и принимают присланного им князя Рюрика Ростиславича (4 октября).
В 1171 г. в Киеве умирает брат Андрея, Глеб (20 января), и на киевский престол садится князь Владимир Мстиславич (15 февраля). Это вызывает сильное недовольство Андрея, который требует от Владимира покинуть Киев и объявляет о своем желании видеть на киевском престоле князя Романа Ростиславича Смоленского. 10 мая 1171 г. Владимир умирает в Киеве. Узнав об этом, Андрей посылает к князьям Ростиславичам (княжащим в ближайших к Киеву городах) с такими словами: «тако нарекли мя есте собѣ отцемь, а хочю вы добра, а даю Романови, брату вашему Киев». Ростиславичи подчиняются, и в начале июля того же года Роман вступает в Киев.
Зимой 1171–72 гг. Андрей посылает своего сына Мстислава вместе с муромским и рязанским князьями на камских булгар. Поход оказывается очень тяжелым, «зане непогодье есть зимѣ воевати Болгаръ»; однако все обходится, и русские полки возвращаются благополучно.
Той же зимой князь Рюрик Ростиславич покидает Великий Новгород. Новгородцы обращаются к Андрею, и тот дает им на княжение своего малолетнего сына Юрия. Старший же сын Андрея, Мстислав, умирает 28 марта 1172 г. (похоронен во Владимирском Успенском соборе).
Союз Андрея с князьями Ростиславичами терпит крах в 1172 г. В это время Андрей узнает о том, что его брат Глеб был отравлен киевскими боярами, и требует от Ростиславичей выдачи убийц. Ростиславичи, считая донос неосновательным, отказывают ему; тогда Андрей требует от Романа покинуть Киев, а от его братьев Давыда и Мстислава — соответственно, Вышгород и Белгород. Роман действительно уходит из Киева в Смоленск, а на его место Андрей приказывает перейти своему брату Михаилу из Торческа. Впрочем, Михаил посылает вместо себя своего младшего брата Всеволода (будущего Всеволода Большое Гнездо) и племянника Ярополка Ростиславича; Всеволод и занимает на короткое время Киев. Братья же Романа, — Рюрик, Давыд и Мстислав отказываются выполнить волю Андрея и решаются на борьбу с ним. «На похвалу святои Богородицы» (в данном случае 24 марта — Д.В. Донской) 1173 г. они занимают Киев и захватывают в плен Всеволода Юрьевича и Ярополка Ростиславича, после чего Рюрик садится на киевский стол. В ответ на ультимативное требование Андрея покинуть Киев и ближние к нему города («в Руськои земли не велю … быти») братья — прежде всего, Мстислав — наносят личное оскорбление Андрею, обрив и лишив бороды его посла. (Летопись передает слова, с которыми они обратились к Андрею: «мы тя до си мѣстъ акы отца имѣли по любви; аже еси сь сякыми рѣчьми прислалъ, не акы кь князю, но акы кь подручнику и просту человеку, а что умыслилъ еси, а тое дѣи, а Богъ хза всѣмъ»).
Летом того же 1173 г. Андрей собирает огромную рать, включающую в себя ростовцев, суздальцев, муромцев, рязанцев, новгородцев и других (всего 50 тысяч человек), во главе со своим сыном Юрием и воеводой Борисом Жидиславичем, к которым присоединяются войска более двадцати других князей, и двигает ее к Киеву. Князья вступают в покинутый Ростиславичами Киев и 8 сентября осаждают Вышгород, в котором затворился князь Мстислав Ростиславич — главный враг Андрея. Осада продолжается девять недель и заканчивается неожиданной катастрофой для союзников: к Киеву подступает князь Ярослав Изяславич Луцкий, сын Изяслава Мстиславича, намеревавшийся первоначально воевать против Ростиславичей на стороне Андрея; он, однако, требует себе старейшинства среди князей, а когда не получает его, переходит на сторону Ростиславичей, которые обещают ему Киев. Известие о соединении Ярослава с Рюриком Ростиславичем, затворившемся в Белгороде, вызывает панику среди Андреева войска: в смятении оно бежит за Днепр, причем многие тонут во время переправы, а другие избиты ратниками Мстислава Ростиславича. «Тако вьзвратишася вся сила Андрѣя, князя Суждальского, — замечает по этому поводу летописец, — …пришли бо бяху высокомысляще, а смирении отидоша в домы своя».
Впрочем, начавшаяся вскоре смута среди южных князей заставляет Ростиславичей вступить в переговоры с Андреем и вновь просить у него Киев для князя Романа Ростиславича (зима или начало весны 1174 г.). Андрей обещает подумать и дать ответ позднее, после совещания с братьями. Однако, дождаться ответа ему было уже не суждено. В «суботу на ночь» с 29 на 30 июня 1174 г., под утро, на рассвете, Андрей был убит в с. Боголюбове своими приближенными и родственниками его первой супруги, Кучковичами, составившими заговор. В их числе известны: «Петръ, Кучковъ зять, Анбалъ ясинъ (осетин. — Д.В. Донской) ключник, Якымъ Куцковичь, Ефрѣмъ Монзичь» и другие, числом около 20 человек. Накануне убийства злодеи выкрадывают у князя его меч, реликвию семьи Мономаховичей, ранее принадлежавший святому князю Борису, и тем самым обезоруживают Андрея.
В летописи есть яркий рассказ о том, как упорно боролся князь со своими убийцами. На следующий после убийства день, в воскресенье, жители Боголюбова разграбили княжеский дворец, перебили и ограбили княжеских слуг и иноземных мастеров, нанятых Андреем. Обнаженное тело князя было брошено, и только один из княжеских слуг, Кузьмище Киянин, сумел сохранить его. На пятый день после убийства, в четверг 4 июля (по другим данным, на шестой день, в пятницу), игумен Феодул, настоятель (?) владимирского Успенского собора, перевозит тело князя во Владимир, где его торжественно хоронят в Успенском соборе.
В 1645 г. (по Леониду Кавелину) усердием патриарха Иосифа (умер 15 апреля 1562 г.) была устроена серебряная рака. 15 октября 1702 г. мощи князя открываются, кладутся в серебряную раку с северной стороны собора; устанавливается ему местное празднование.
По сведениям историка В.Н. Татищева (умер 15 июля 1750 г., источник этих сведений неизвестен), князь Андрей Юрьевич «ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермны (рыжие. — Д.В. Донской) кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы». Портрет этот несколько расходится с наблюдениями антропологов XX в. Установлено, что князь был несколько выше среднего роста, имел очень покатый лоб, глубоко посаженные глаза с явно монголоидным разрезом и слегка волнистые волосы.
Русская Православная Церковь причислила князь Андрея Боголюбского к лику святых; канонизация состоялась в 1982 г. включением его в Собор Владимирских святых.
Князь Андрей Юрьевич был женат дважды:
1) с 1148 г., согласно преданию, записанному в XVII в., звали Улита; она была дочерью боярина Степана Ивановича Кучки. От нее дети: Изяслав, Ростислава-Мария (ее имя у В.Н. Татищева; супруга князя Святослава Владимировича), Мстислав (умер 28 марта 1172 г.), Роман (упоминается в 1169 г.), Владимир и Глеб;
2) предположительно осетинка (или булгарка). После убийства мужа она бежит в Москву, но ее находят и, как причастную к убийству, привозят для расследования во Владимир. По приговору великого князя Всеволода Юрьевича, она утоплена в озере Клещино (Поганое; ныне озеро Плещеево). От второго брака остался сын Юрий.
Цитаты
Знал ли Мстислав о сбиравшейся на него грозе или нет, трудно решить; скорее можно предположить, что не знал, иначе не послал бы он черных клобуков с Юрьевичем в Новгород. В Вышгороде соединились все князья — неприятели Мстислава и отсюда пошли и обступили Киев. Мстислав затворился в городе и крепко бился за него: любовь к сыну Изяславову и еще больше, быть может, нелюбовь к сыну Юриеву заставила киевлян в первый раз согласиться выдержать осаду; летописец не говорит, чтоб кто-нибудь из них, как прежде, вышел навстречу к осаждавшим князьям или все вечем говорили Мстиславу: «Ступай, князь, теперь не твое время»; одни только черные клобуки по обычаю начали предательствовать. После трехдневной осады дружины осаждавших князей успели ворваться в город; тогда дружина Мстиславова сказала своему князю: «Что стоишь? Поезжай из города; нам их не перемочь»; Мстислав послушался и побежал на Василев; отряд черных клобуков гнался за ним, стрелял взад, побрал в плен много дружины; но самому Мстиславу удалось соединиться с братом Ярославом и пробраться вместе с ним во Владимир-Волынский. В первый раз Киев был взят вооруженною рукою при всеобщем сопротивлении жителей и в первый раз мать городов русских должна была подвергнуться участи города, взятого на щит: два дни победители грабили город, не было никому и ничему помилования; церкви жгли, жителей — одних били, других вязали, жен разлучали с мужьями и вели в плен, младенцы рыдали, смотря на матерей своих; богатства неприятели взяли множество, церкви все были пограблены; половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар; были в Киеве тогда, говорит летописец, на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные.
Но не старший сын Юрия, во имя которого совершен был поход, взят и разорен стольный город отцов, не Боголюбский сел в Киеве; сын его Мстислав посадил здесь дядю, Глеба переяславского, который отдал Переяславль сыну своему Владимиру; старший в роде князь остался жить на севере, в далеком Владимире Клязменском, и сын его Мстислав пошел назад к отцу с великою честию и славою, говорит летописец, но в некоторых списках стоит: с проклятием.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1157 – 1174 | Владимирское княжество |
1157 – 1174 | Суздальская земля |