Средневековая Русь > Князья > Давыд Святославич
Средневековая Русь

Давыд Святославич

Имя князя: Давыд Святославич
Ветвь: Полоцкая
Колено: 7
Сын князя Святослава Всеславича. Его земельные владения неизвестны. По-видимому, у него тоже было какое-то небольшое держание в Витебской волости.
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»
Давыд Святославич, четвертый сын великого князя С. Ярославича и, вероятно Килликии или Кикилии, неизвестной по происхождению. Из Черниговских Рюриковичей.
Дата и место его рождения неизвестны. Назван в честь своего двоюродного деда, святого князя Глеба (в крещении — Давыда) Святославича. Княжич известен с 1073 г., изображенный на миниатюре из «Изборника Святослава» в кругу свой семьи.
В 1088 г. Давыд занимает новгородский стол после ухода оттуда Святополка Изяславича. Сидит в Великом Новгороде до конца года, когда его сменяет Мстислав Владимирович. Вновь правит в Великом Новгороде с начала 1094 по 1095 г.; уходит оттуда в Смоленск, где уже сидел до 1094 г.
В том же 1095 г. к нему в Смоленск идет великий князь Святополк вместе с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом и дает ему снова Великий Новгород. Давыд отправляется туда, но вскоре возвращается в Смоленск, так как новгородцы предупреждают его: «Не ходи к намъ».
В 1096 г. великий князь Святополк и Владимир Мономах заключают мир с его старшим братом Олегом Святославичем на том условии, чтобы он с ним, Давыдом, приехал в Киев на совет о том, как защититься от половцев. В нем планируют участвовать церковные иерархи, дружина и горожане.
Осенью 1097 г. Давыд участвует в княжеском съезде в Любече (на левом берегу Днепра), где за всеми князьями закрепляются владения их отцов, принимается декларация междукняжеских отношений. Нарушившим же ее грозят «хрестъ честныи и вся земля Русьская». Считается, что по итогам съезда Давыд стал владетелем Черниговской и Вятической земли, а по некоторым данным и Смоленска.
Решения Любечского съезда, однако, почти сразу же оказались нарушенными: князья Святополк и Давыд Игоревич вероломно захватывают князя Василька Ростиславича и ослепляют его (6 ноября). Владимир Мономах обвиняет в этом злодеянии Святополка («зло створилъ еси в Русьстеи земли и вверглъ еси ножь в ны») и вместе с ним и его братом Олегом собирает войска, намереваясь двинуть их на Киев. Давыд собирает воинов и идет к Владимиру Мономаху; посылает своих мужей к великому князю Святополку с упреком и с запросом о случившемся. Тогда же к нему в Чернигов возвращается его сын Святослав Святоша.
В августе 1099 г. (по С.В. Цыбу) участвует в съезде русских князей в г. Витичеве (Уветичах); вместе с братом Олегом дает Давыду Игоревичу 200 гривен отступных за Владимир-Волынский. В 1100 г. на р. Золотче (левом притоке Днепра под Киевом), а потом в г. Сакове Давыд с братом Олегом участвуют в переговорах с половцами; 15 сентября заключает мир.
Весной 1103 г. вместе с другими князьями Давыд идет на половцев. 4 апреля князья разбивают кочевников между pp. Сутеней (ныне р. Молочная, впадает в Азовское море) и Днепром, ниже порогов, близ острова Хортица; и сотвори князья «побѣду велику».
Зимой 1107–08 гг. Давыд вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом идет к половецкому хану Аепу и заключает с ним мир.
Весной 1110 г. вместе с великим князем Святополком и Владимиром Мономахом Давыд идет на половцев и от г. Воина возвращается, как уточняет историк В.Н. Татищев (умер 15 июля 1750г.), из-за «великой стужи и падежа конскаго». Через год, весной 1111 г., Давыд и другие князья повторяют поход на половцев. Они идут к городам Шаруканю и Сугрову (названы по именам ханов) и 24 и 27 марта разбивают их на р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца).
В январе 1113 г. Давыд радуется вместе с супругой поставлению ее духовника, Киево-Печерского монастыря игумена Феоктиста (умер 6 августа 1123 г.), в епископы Чернигова.
2 мая 1115 г. в Вышгороде князь Давыд участвует вместе с другими князьями в перенесении мощей русских святых князей Бориса и Глеба. По настоянию его и его брата Олега мощи святых ставятся не посреди церкви, как желал Мономах, а «в комару идеже отець... назнаменалъ».
В 1116 г. Давыд и другие князья идут к Минску против Глеба Всеславича; берут Друцк «на щитъ» (по другим данным, Витебск). В этом же году он посылает своего сына Всеволода на Дон против половцев.
В 1117 г. вместе с Владимиром Мономахом князь Давыд идет к Владимиру-Волынскому на Ярослава Святополковича; после 60-тидневной осады города Ярослав покоряется и заключает с ними мир.
Давыд Святославич умирает летом (по Леониду Кавелину — 1 августа) 1123 г. в Чернигове. Епископ Феоктист (умер 6 августа 1123 г.) отпевает князя в церкви Святого Спаса Преображения и погребает его в церкви святых Бориса и Глеба. Русская Православная Церковь почитала его первоначально местно в связи с чудесами, сопровождавшими его кончину. Канонизация князя подтверждена включением его в Собор Брянских святых.
Князь был женат на княгине Феодосии (имя известно из Любецкого синодика). Оставил детей: Святослава Святошу, Всеволода (с 1124 г. был женат на дочери польского князя Болеслава III Кривоустого (из Пястов; умер 28 октября 1138 г.) и Сбыславы Святополковны), Ростислава (умер в 1120 г.), Владимира, Изяслава и Ярослава (известен по нелетописным данным). Его потомство иногда называют — князья-Давыдовичи.
Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

вот в 1097 г. князья — Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег — съехались на устроенье мира в городе Любече, следовательно, в Черниговской волости, по ту сторону Днепра: быть может, это была новая уступка подозрительности Олеговой. Князья говорили: «Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы; теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю». Кроме Василька Ростиславича, сидели все двоюродные братья, внуки Ярославовы; урядиться им было легко: стоило только разделить между собою волости точно так же, как они были разделены между их отцами, которых места они теперь занимали; вся вражда пошла оттого, что Святославичам не дали тех волостей, какими они имели полное право владеть по своему положению в роде, как сыновья второго Ярославича. И вот князья объявили, что пусть каждое племя (линия) держит отчину свою: Святополк — Киев вместе с тою волостию, которая изначала и до сих пор принадлежала его племени, с Туровым; Владимир получил все волости Всеволодовы. т. е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом; Святославичи — Олег, Давыд и Ярослав — Черниговскую волость: теперь остались изгои — Давыд Игоревич и Ростиславичи; относительно их положено было держаться распоряжений великого князя Всеволода: за Давыдом оставить Владимир-Волынский, за Володарем Ростиславичем — Перемышль, за Васильком — Теребовль. Уладившись, князья целовали крест: «Если теперь кто-нибудь из нас поднимется на другого, говорили они, то мы все встанем на зачинщика и крест честной будет на него же». Все повторяли: «Крест честной на него и вся Земля русская». После этого князья поцеловались и разъехались по домам.
Развернуть
Мономах, узнав о смерти Святополка, много плакал и не пошел в Киев: если по смерти Всеволода он не пошел туда, уважая старшинство Святополка, то ясно, что и теперь он поступал по тем же побуждениям, уважая старшинство Святославичей. Но у киевлян были свои расчеты: они разграбили двор Путяты тысяцкого за то, как говорит одно известие, что Путята держал сторону Святославичей, потом разграбили дворы сотских и жидов; эти слова летописи подтверждают то известие, что Святополк из корыстолюбия дал большие льготы жидам, которыми они пользовались в ущерб народу и тем возбудили против себя всеобщее негодование. После грабежа киевляне послали опять к Владимиру с такими словами: «Приходи, князь, в Киев; если же не придешь, то знай, что много зла сделается: ограбят уже не один Путятин двор или сотских и жидов, но пойдут на княгиню Святополкову, на бояр, на монастыри, и тогда ты, князь, дашь богу ответ, если монастыри разграбят». Владимир, услыхавши об этом, пошел в Киев; навстречу к нему вышел митрополит с епископами и со всеми киевлянами, принял его с честью великою, все люди были рады, и мятеж утих.
Так после первого же старшего князя во втором поколении нарушен уже был порядок первенства вследствие личных достоинств сына Всеволодова; племя Святославово потеряло старшинство, должно было ограничиться одною Черниговскою волостию, которая таким образом превращалась в отдельную от остальных русских владений отчину, подобно Полоцкой отчине Изяславичей. На первый раз усобицы не было: Святославичам нельзя было спорить с Мономахом; но они затаили обиду свою только на время.
Развернуть
По смерти Мономаха на киевском столе сел старший сын его Мстислав; соперников ему быть не могло: Олег и Давыд Святославичи умерли еще при жизни Мономаха; в Чернигове сидел младший брат их, Ярослав, но этот незначительный князь не мог удержать старшинства и в собственном роде
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1097 – лето 1123 Черниговская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"