Давыд Святославич
Имя князя: Давыд Святославич
Ветвь: Полоцкая
Колено: 7
Сын князя Святослава Всеславича. Его земельные владения неизвестны. По-видимому, у него тоже было какое-то небольшое держание в Витебской волости.
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»
Давыд Святославич, четвертый сын великого князя С. Ярославича и, вероятно Килликии или Кикилии, неизвестной по происхождению. Из Черниговских Рюриковичей.
Дата и место его рождения неизвестны. Назван в честь своего двоюродного деда, святого князя Глеба (в крещении — Давыда) Святославича. Княжич известен с 1073 г., изображенный на миниатюре из «Изборника Святослава» в кругу свой семьи.
В 1088 г. Давыд занимает новгородский стол после ухода оттуда Святополка Изяславича. Сидит в Великом Новгороде до конца года, когда его сменяет Мстислав Владимирович. Вновь правит в Великом Новгороде с начала 1094 по 1095 г.; уходит оттуда в Смоленск, где уже сидел до 1094 г.
В том же 1095 г. к нему в Смоленск идет великий князь Святополк вместе с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом и дает ему снова Великий Новгород. Давыд отправляется туда, но вскоре возвращается в Смоленск, так как новгородцы предупреждают его: «Не ходи к намъ».
В 1096 г. великий князь Святополк и Владимир Мономах заключают мир с его старшим братом Олегом Святославичем на том условии, чтобы он с ним, Давыдом, приехал в Киев на совет о том, как защититься от половцев. В нем планируют участвовать церковные иерархи, дружина и горожане.
Осенью 1097 г. Давыд участвует в княжеском съезде в Любече (на левом берегу Днепра), где за всеми князьями закрепляются владения их отцов, принимается декларация междукняжеских отношений. Нарушившим же ее грозят «хрестъ честныи и вся земля Русьская». Считается, что по итогам съезда Давыд стал владетелем Черниговской и Вятической земли, а по некоторым данным и Смоленска.
Решения Любечского съезда, однако, почти сразу же оказались нарушенными: князья Святополк и Давыд Игоревич вероломно захватывают князя Василька Ростиславича и ослепляют его (6 ноября). Владимир Мономах обвиняет в этом злодеянии Святополка («зло створилъ еси в Русьстеи земли и вверглъ еси ножь в ны») и вместе с ним и его братом Олегом собирает войска, намереваясь двинуть их на Киев. Давыд собирает воинов и идет к Владимиру Мономаху; посылает своих мужей к великому князю Святополку с упреком и с запросом о случившемся. Тогда же к нему в Чернигов возвращается его сын Святослав Святоша.
В августе 1099 г. (по С.В. Цыбу) участвует в съезде русских князей в г. Витичеве (Уветичах); вместе с братом Олегом дает Давыду Игоревичу 200 гривен отступных за Владимир-Волынский. В 1100 г. на р. Золотче (левом притоке Днепра под Киевом), а потом в г. Сакове Давыд с братом Олегом участвуют в переговорах с половцами; 15 сентября заключает мир.
Весной 1103 г. вместе с другими князьями Давыд идет на половцев. 4 апреля князья разбивают кочевников между pp. Сутеней (ныне р. Молочная, впадает в Азовское море) и Днепром, ниже порогов, близ острова Хортица; и сотвори князья «побѣду велику».
Зимой 1107–08 гг. Давыд вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом идет к половецкому хану Аепу и заключает с ним мир.
Весной 1110 г. вместе с великим князем Святополком и Владимиром Мономахом Давыд идет на половцев и от г. Воина возвращается, как уточняет историк В.Н. Татищев (умер 15 июля 1750г.), из-за «великой стужи и падежа конскаго». Через год, весной 1111 г., Давыд и другие князья повторяют поход на половцев. Они идут к городам Шаруканю и Сугрову (названы по именам ханов) и 24 и 27 марта разбивают их на р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца).
В январе 1113 г. Давыд радуется вместе с супругой поставлению ее духовника, Киево-Печерского монастыря игумена Феоктиста (умер 6 августа 1123 г.), в епископы Чернигова.
2 мая 1115 г. в Вышгороде князь Давыд участвует вместе с другими князьями в перенесении мощей русских святых князей Бориса и Глеба. По настоянию его и его брата Олега мощи святых ставятся не посреди церкви, как желал Мономах, а «в комару идеже отець... назнаменалъ».
В 1116 г. Давыд и другие князья идут к Минску против Глеба Всеславича; берут Друцк «на щитъ» (по другим данным, Витебск). В этом же году он посылает своего сына Всеволода на Дон против половцев.
В 1117 г. вместе с Владимиром Мономахом князь Давыд идет к Владимиру-Волынскому на Ярослава Святополковича; после 60-тидневной осады города Ярослав покоряется и заключает с ними мир.
Давыд Святославич умирает летом (по Леониду Кавелину — 1 августа) 1123 г. в Чернигове. Епископ Феоктист (умер 6 августа 1123 г.) отпевает князя в церкви Святого Спаса Преображения и погребает его в церкви святых Бориса и Глеба. Русская Православная Церковь почитала его первоначально местно в связи с чудесами, сопровождавшими его кончину. Канонизация князя подтверждена включением его в Собор Брянских святых.
Князь был женат на княгине Феодосии (имя известно из Любецкого синодика). Оставил детей: Святослава Святошу, Всеволода (с 1124 г. был женат на дочери польского князя Болеслава III Кривоустого (из Пястов; умер 28 октября 1138 г.) и Сбыславы Святополковны), Ростислава (умер в 1120 г.), Владимира, Изяслава и Ярослава (известен по нелетописным данным). Его потомство иногда называют — князья-Давыдовичи.
Дата и место его рождения неизвестны. Назван в честь своего двоюродного деда, святого князя Глеба (в крещении — Давыда) Святославича. Княжич известен с 1073 г., изображенный на миниатюре из «Изборника Святослава» в кругу свой семьи.
В 1088 г. Давыд занимает новгородский стол после ухода оттуда Святополка Изяславича. Сидит в Великом Новгороде до конца года, когда его сменяет Мстислав Владимирович. Вновь правит в Великом Новгороде с начала 1094 по 1095 г.; уходит оттуда в Смоленск, где уже сидел до 1094 г.
В том же 1095 г. к нему в Смоленск идет великий князь Святополк вместе с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом и дает ему снова Великий Новгород. Давыд отправляется туда, но вскоре возвращается в Смоленск, так как новгородцы предупреждают его: «Не ходи к намъ».
В 1096 г. великий князь Святополк и Владимир Мономах заключают мир с его старшим братом Олегом Святославичем на том условии, чтобы он с ним, Давыдом, приехал в Киев на совет о том, как защититься от половцев. В нем планируют участвовать церковные иерархи, дружина и горожане.
Осенью 1097 г. Давыд участвует в княжеском съезде в Любече (на левом берегу Днепра), где за всеми князьями закрепляются владения их отцов, принимается декларация междукняжеских отношений. Нарушившим же ее грозят «хрестъ честныи и вся земля Русьская». Считается, что по итогам съезда Давыд стал владетелем Черниговской и Вятической земли, а по некоторым данным и Смоленска.
Решения Любечского съезда, однако, почти сразу же оказались нарушенными: князья Святополк и Давыд Игоревич вероломно захватывают князя Василька Ростиславича и ослепляют его (6 ноября). Владимир Мономах обвиняет в этом злодеянии Святополка («зло створилъ еси в Русьстеи земли и вверглъ еси ножь в ны») и вместе с ним и его братом Олегом собирает войска, намереваясь двинуть их на Киев. Давыд собирает воинов и идет к Владимиру Мономаху; посылает своих мужей к великому князю Святополку с упреком и с запросом о случившемся. Тогда же к нему в Чернигов возвращается его сын Святослав Святоша.
В августе 1099 г. (по С.В. Цыбу) участвует в съезде русских князей в г. Витичеве (Уветичах); вместе с братом Олегом дает Давыду Игоревичу 200 гривен отступных за Владимир-Волынский. В 1100 г. на р. Золотче (левом притоке Днепра под Киевом), а потом в г. Сакове Давыд с братом Олегом участвуют в переговорах с половцами; 15 сентября заключает мир.
Весной 1103 г. вместе с другими князьями Давыд идет на половцев. 4 апреля князья разбивают кочевников между pp. Сутеней (ныне р. Молочная, впадает в Азовское море) и Днепром, ниже порогов, близ острова Хортица; и сотвори князья «побѣду велику».
Зимой 1107–08 гг. Давыд вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом идет к половецкому хану Аепу и заключает с ним мир.
Весной 1110 г. вместе с великим князем Святополком и Владимиром Мономахом Давыд идет на половцев и от г. Воина возвращается, как уточняет историк В.Н. Татищев (умер 15 июля 1750г.), из-за «великой стужи и падежа конскаго». Через год, весной 1111 г., Давыд и другие князья повторяют поход на половцев. Они идут к городам Шаруканю и Сугрову (названы по именам ханов) и 24 и 27 марта разбивают их на р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца).
В январе 1113 г. Давыд радуется вместе с супругой поставлению ее духовника, Киево-Печерского монастыря игумена Феоктиста (умер 6 августа 1123 г.), в епископы Чернигова.
2 мая 1115 г. в Вышгороде князь Давыд участвует вместе с другими князьями в перенесении мощей русских святых князей Бориса и Глеба. По настоянию его и его брата Олега мощи святых ставятся не посреди церкви, как желал Мономах, а «в комару идеже отець... назнаменалъ».
В 1116 г. Давыд и другие князья идут к Минску против Глеба Всеславича; берут Друцк «на щитъ» (по другим данным, Витебск). В этом же году он посылает своего сына Всеволода на Дон против половцев.
В 1117 г. вместе с Владимиром Мономахом князь Давыд идет к Владимиру-Волынскому на Ярослава Святополковича; после 60-тидневной осады города Ярослав покоряется и заключает с ними мир.
Давыд Святославич умирает летом (по Леониду Кавелину — 1 августа) 1123 г. в Чернигове. Епископ Феоктист (умер 6 августа 1123 г.) отпевает князя в церкви Святого Спаса Преображения и погребает его в церкви святых Бориса и Глеба. Русская Православная Церковь почитала его первоначально местно в связи с чудесами, сопровождавшими его кончину. Канонизация князя подтверждена включением его в Собор Брянских святых.
Князь был женат на княгине Феодосии (имя известно из Любецкого синодика). Оставил детей: Святослава Святошу, Всеволода (с 1124 г. был женат на дочери польского князя Болеслава III Кривоустого (из Пястов; умер 28 октября 1138 г.) и Сбыславы Святополковны), Ростислава (умер в 1120 г.), Владимира, Изяслава и Ярослава (известен по нелетописным данным). Его потомство иногда называют — князья-Давыдовичи.
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Цитаты
вот в 1097 г. князья — Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег — съехались на устроенье мира в городе Любече, следовательно, в Черниговской волости, по ту сторону Днепра: быть может, это была новая уступка подозрительности Олеговой. Князья говорили: «Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы; теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю». Кроме Василька Ростиславича, сидели все двоюродные братья, внуки Ярославовы; урядиться им было легко: стоило только разделить между собою волости точно так же, как они были разделены между их отцами, которых места они теперь занимали; вся вражда пошла оттого, что Святославичам не дали тех волостей, какими они имели полное право владеть по своему положению в роде, как сыновья второго Ярославича. И вот князья объявили, что пусть каждое племя (линия) держит отчину свою: Святополк — Киев вместе с тою волостию, которая изначала и до сих пор принадлежала его племени, с Туровым; Владимир получил все волости Всеволодовы. т. е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом; Святославичи — Олег, Давыд и Ярослав — Черниговскую волость: теперь остались изгои — Давыд Игоревич и Ростиславичи; относительно их положено было держаться распоряжений великого князя Всеволода: за Давыдом оставить Владимир-Волынский, за Володарем Ростиславичем — Перемышль, за Васильком — Теребовль. Уладившись, князья целовали крест: «Если теперь кто-нибудь из нас поднимется на другого, говорили они, то мы все встанем на зачинщика и крест честной будет на него же». Все повторяли: «Крест честной на него и вся Земля русская». После этого князья поцеловались и разъехались по домам.
Мономах, узнав о смерти Святополка, много плакал и не пошел в Киев: если по смерти Всеволода он не пошел туда, уважая старшинство Святополка, то ясно, что и теперь он поступал по тем же побуждениям, уважая старшинство Святославичей. Но у киевлян были свои расчеты: они разграбили двор Путяты тысяцкого за то, как говорит одно известие, что Путята держал сторону Святославичей, потом разграбили дворы сотских и жидов; эти слова летописи подтверждают то известие, что Святополк из корыстолюбия дал большие льготы жидам, которыми они пользовались в ущерб народу и тем возбудили против себя всеобщее негодование. После грабежа киевляне послали опять к Владимиру с такими словами: «Приходи, князь, в Киев; если же не придешь, то знай, что много зла сделается: ограбят уже не один Путятин двор или сотских и жидов, но пойдут на княгиню Святополкову, на бояр, на монастыри, и тогда ты, князь, дашь богу ответ, если монастыри разграбят». Владимир, услыхавши об этом, пошел в Киев; навстречу к нему вышел митрополит с епископами и со всеми киевлянами, принял его с честью великою, все люди были рады, и мятеж утих.
Так после первого же старшего князя во втором поколении нарушен уже был порядок первенства вследствие личных достоинств сына Всеволодова; племя Святославово потеряло старшинство, должно было ограничиться одною Черниговскою волостию, которая таким образом превращалась в отдельную от остальных русских владений отчину, подобно Полоцкой отчине Изяславичей. На первый раз усобицы не было: Святославичам нельзя было спорить с Мономахом; но они затаили обиду свою только на время.
Так после первого же старшего князя во втором поколении нарушен уже был порядок первенства вследствие личных достоинств сына Всеволодова; племя Святославово потеряло старшинство, должно было ограничиться одною Черниговскою волостию, которая таким образом превращалась в отдельную от остальных русских владений отчину, подобно Полоцкой отчине Изяславичей. На первый раз усобицы не было: Святославичам нельзя было спорить с Мономахом; но они затаили обиду свою только на время.
По смерти Мономаха на киевском столе сел старший сын его Мстислав; соперников ему быть не могло: Олег и Давыд Святославичи умерли еще при жизни Мономаха; в Чернигове сидел младший брат их, Ярослав, но этот незначительный князь не мог удержать старшинства и в собственном роде
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1097 – лето 1123 | Черниговская земля |