Владимир Давыдович
Имя князя: Владимир Давыдович
Годы жизни: ? – 1151
Ветвь: Святославичи
Колено: 8
Сын черниговского князя Давыда Святославича. У В. Н. Татищева под 1127 г. записано, что сыновья Давыда Святославича получили от Всеволода Ольговича, черниговского князя, во владение Северскую землю. Каким-то уделом в Северской земле владел в конце 20–30-х годах XII в. и Владимир. В 1139 г. Всеволод Ольгович, став киевским князем, дал Владимиру в держание Чернигов. В Ипатьевской и Густынской летописях под 1142 г. отмечено, что Всеволод Ольгович дал Владимиру и Изяславу Давыдовичам города Дрогичип, Вщиж, Берестий и Ормину. Какие из этих городов получил Владимир — неизвестно. Владимир Давыдович был черниговским князем 11 лет. В 1151 г. он погиб.
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»
Владимир Давыдович, четвертый сын князя Д. Святославича и княгини Феодосии. Из Черниговских Рюриковичей.
Дата и место его рождения неизвестны. Впервые Владимир упоминается около 1110 г., когда он и брат Изяслав уговаривают другого своего брата, Святослава, ставшего монахом, уйти из Киево-Печерского монастыря.
В конце февраля 1139 г. Владимир Давыдович идет вместе с двоюродными братьями Всеволодом и Святославом Ольговичами на Киев отнимать великое княжение у Вячеслава Владимировича. По взятии Киева 5 марта великий князь Всеволод Ольгович дает ему Чернигов, что ссорит Владимира с другим двоюродным братом, князем Игорем Ольговичем, которому этот город был уже ранее обещан. В начале 1142 г. на него идет к Чернигову Игорь Ольгович и пробует отнять город, «но кроме брани помиришася».
В 1142 г. Владимир приезжает по приглашению к великому князю Всеволоду Ольговичу и останавливается в с. Ольжичах (на р. Десне, близ впадения ее в Днепр). Встретившись с другими князьями, целует крест, чтобы заодно требовать себе волостей у великого князя. Его и других князей приглашает Всеволод к себе обедать; они отказываются и посылают к нему свои требования. «Роспрѣвшеся съ Всеволодомъ», Владимир и другие князья отправляются из Киева в Переяславль ратью на Вячеслава Владимировича.
Великий князь Всеволод вместе с Изяславом и Ростиславом Мстиславичами помогает Вячеславу Владимировичу против него и других черниговских князей. Тогда же к нему и к другим князьям великий князь посылает Святослава Давыдовича Святошу с целью примирить их с Мстиславичами и с обещанием дать им города. Владимир и другие князья соглашаются на это и по приглашению Всеволода приезжают в Киев «вси на едино мѣсто». Всеволод, желая их разъединить, наделяет Владимира и его брата Изяслава городами Берестием, Дорогочином, Вщижем и Орминой.
В 1144 г., вследствие ссоры, возникшей между великим князем Всеволодом Ольговичем и князем Владимирком Володарьевичем, Владимир участвует в походе на последнего. Под угрозой начала войны, Владимирко выплачивает великому князю контрибуцию в 1200 гривен серебра. Владимир, наряду с другими князьями, участниками похода, получает часть этих денег.
В мае 1145 г. Владимир приглашен в Киев великим князем Всеволодом для принесения присяги его наследнику Игорю Ольговичу; целует на том крест. Тогда же послан вместе с братьями великого князя в Польшу на помощь польскому князю Владиславу II Изгнаннику (из Пястов; умер 30 мая 1159 г.).
В начале 1146 г. вместе с великим князем Всеволодом, другими русскими князьями, а также с польской помощью и «дикими» половцами Владимир выступает в поход на Галич против князя Владимирка Володарьевича. После безуспешной осады Звенигорода-Червенского князья возвращаются в Киев.
Летом того же года к нему и к его брату великий князь Всеволод Ольгович посылает своего мужа Мирослава Андреевича узнать, верны ли они в крестном целовании к Игорю Ольговичу; Владимир дает Мирославу утвердительный ответ. Игорь Ольгович, по смерти брата своего, великого князя Всеволода, также их спрашивает об этом; оба дают утвердительный ответ и просят у великого князя Игоря «волостии много». Новый великий князь призывает Владимира с братом к себе.
В августе того же года, после вступления Изяслава Мстиславича в Киев, его и брата его Изяслава спрашивает Святослав Ольгович, приехавший в Чернигов, верны ли они еще присяге к Игорю Ольговичу. Получив утвердительный ответ, оставляет у них своего боярина Костяжко. Тем не менее, Владимир и его брат совещаются о захвате Святослава Ольговича; об этом их замысле узнает Костяжко и предостерегает своего князя Святослава.
Изменив Игорю, Владимир с братом Изяславом посылают к великому князю Изяславу Мстиславичу с советом держать Игоря Ольговича «твердо», а к Святославу Ольговичу сказать: «поиди из Новагорода Путивлю а брата ся Игоря лищи». За сим братья договариваются идти на Святослава Ольговича, с целью захватить его волость, Новгород-Северский; испрашивают на то позволение у великого князя Изяслава Мстиславича. Он приходит «на снемъ» к братьям, разрешает им идти на Святослава Ольговича и посылает с ними своего сына Мстислава с переяславцами и берендеями.
Осенью того же года Владимир, Изяслав и Мстислав идут к Новгороду-Северскому и осаждают его, два раза приступив к воротам; после битвы у города, который так и не был взят, отходят в село Мельтеково, которое грабят и также жгут всю округу по р. Рахне (предположительно, левый приток Сновы). Святослав Ольгович посылает к ним священника для переговоров; они требуют, чтобы он отступил от брата Игоря и заключил мир. Получив отказ, отправляются «на Игорево селче», где всего было в изобилии; грабят, приказывают зажечь двор, церковь Святого Георгия и гумно.
В конце года встречаются с великим князем Изяславом Мстиславичем; князья выступают по Сейму к г. Путивлю, который берут «на Рождество Христово» (непереходящее празднование 25 декабря. — Д.В. Донской). Находящийся здесь двор Святослава Ольговича делят на четыре части, а церковь Святого Вознесения «всю облупиша».
В январе 1147 г. к нему присылают сказать жители Новгорода-Северского, что Святослав Ольгович их оставил и пошел к г. Карачеву; тогда брат Изяслав просит у него разрешения преследовать Святослава Ольговича. Следует вместе с великим князем Изяславом Мстиславичем за своим братом. За Болдыжским лесом (на правом берегу Нессы, левого притока Неруссы, левого притока Десны) получают они известие, что Изяслав Давыдович 16 января разбит; идут на Святослава Ольговича к Карачеву; по дороге узнают, что Святослав Ольгович, узнав об их приближении, опустошил Карачев и удалился «за лѣсъ» в землю вятичей. Великий князь Изяслав Мстиславич отдает ему и его брату всю завоеванную волость Святослава Ольговича и возвращается в Киев, а он и его брат идут к Брянску с намерением преследовать Святослава Ольговича.
В феврале того же года Владимир и его брат Изяслав, узнав о военной помощи, присланной Святославу Ольговичу Юрием Владимировичем Долгоруким, «не смѣста по немъ ити» и подговаривают вятичей его убить.
Весной того же года о нахождении Владимира в Чернигове извещается в г. Серенске Святослав Ольгович. Он с дружиной идет к г. Дедославлю; из-за его приближения посадники Владимира бегут «из Вятичь», Брянска и других городов. В это же время Владимир с братом посылают своих послов к великому князю Изяславу Мстиславичу с известием о занятии Святославом Ольговичем их волости и с предложением общими силами действовать против Святослава Ольговича и Юрия Долгорукого; великий князь соглашается на их предложение.
Летом того же года Владимир и Изяслав снова посылают к великому князю Изяславу Мстиславичу, говоря ему, что «земля наша погыбает а ты не хочеши поити». Наконец Изяслав выступает в поход к нему и к его брату; переправившись за Днепр, посылает в Чернигов своего мужа Улеба. Там Улеб узнает о принесении братьями крестного целования Святославу Ольговичу и об их намерении убить великого князя Изяслава. С этим известием Улеб возвращается к великому князю и советует ему не ходить в Чернигов.
В начале осени великий князь Изяслав, вернувшись назад, посылает к ним в Чернигов с укором посла, перед которым они сначала отрицают обвинение, но потом признаются и в свое оправдание приводят сожаление о несчастной участи их двоюродного брата Игоря Ольговича. Узнав таким образом об их отступничестве, Изяслав возвращает ему и его брату договорные грамоты, посылает известить своих братьев Ростислава и Владимира, митрополита Климента (умер после 1164 г.), тысяцкого Лазаря и всех киевлян об измене Давыдовичей. Горожане «от мала и до велика», 19 сентября собравшиеся у Святой Софии, узнают об их измене. Это служит на следующий день поводом к убийству Игоря.
Зимой 1147–48 гг., «како уже рѣкы сташа», Владимир и его брат посылают половцев воевать г. Брягин. Тогда же к ним и к Святославу присылает князь Глеб Юрьевич просить помощи против великого князя Изяслава Мстиславича, осадившего его в Городке, и получает отказ.
Весной 1148 г. Владимир приходит к Любечу, куда пришел и великий князь Изяслав Мстиславич после опустошения волости около Чернигова. Разлившийся Днепр мешает им сразиться с великим князем и заставляет последнего возвратиться в Киев. Тогда же Владимир, его брат и союзники решают, что они одни не в силах далее бороться с великим князем Изяславом и просят помощи у Юрия Долгорукого. Не получив помощи, он просит мира у великого князя, и последний, посоветовавшись с Ростиславом Мстиславичем, соглашается заключить мир. Посланные, белгородский епископ Феодор (умер после 1148 г.) и Киево-Печерского монастыря игумен Феодосий (умер в 1156 г.), проводят его и союзников к кресту.
Летом того же года Владимир участвует в съезде князей, бывшем в Городце, под председательством великого князя Изяслава Мстиславича, на котором решено идти на Юрия Владимировича, «егда рѣкы станут». Уславливается относительно похода с великим князем, который приглашает его на обед.
В начале 1149 г. великий князь Изяслав начинает свой поход на Юрия Долгорукого. В марте он, остановясь при устье Мологи (левый приток Волги), узнает, что Владимир и Святослав Ольговичи находятся в «Вятичѣхъ ожидаюча и зряча сто ся тамо учинитъ, межю Гюргемъ и Изяславомъ». Так они выжидали три месяца.
Наконец в июле Владимир уведомляет великого князя Изяслава Мстиславича, что он не идет на соединение, как было условленно, к устью Медведицы из-за того, что Юрий вступил в вятическую землю. К нему посылает великий князь своего посла с тем, чтобы узнать о его дальнейших действиях. Владимир отвечает послу, что он со своим братом готов и далее быть вместе с великим князем.
В середине августа того же года к нему и к его брату Изяславу посылают Юрий Владимирович и Святослав Ольгович своих послов склонить их идти против великого князя; они отвечают, что «душею не можевѣ играти» и посылают уведомить великого князя, что на него уже идут Святослав и Юрий.
По занятии Киева Юрием Долгоруким, Владимир в сентябре приезжает к новому великому князю и бьет ему челом, а Святослав Ольгович говорит ему «держиши отчину мою».
В конце июля 1150 г. к нему шлет с просьбой о помощи изгнанный из Киева Юрий Владимирович Долгорукий. В августе идет к Юрию и вместе с ним подступает к Киеву. В сентябре, по занятии Киева, вместе с Юрием едет на «Ольгову могилу» (на горе Щековице в Киеве на правом берегу Днепра) к Владимирку Володарьевичу, и на общей думе решают послать преследовать Изяслава Мстиславича.
После очередной потери Киева Юрием Долгоруким, в марте 1151 г., Владимир остается его сторонником. Юрий присылает к нему в Чернигов просить помощи против Изяслава Мстиславича. Соединившись с Святославом Ольговичем, Владимир плывет на помощь Юрию Владимировичу и достигает Городка-Остерского на «Георгевъ день» (23 апреля. — Д.В. Донской). Вместе с Юрием Владимировичем подступает к Киеву, против которого останавливается в шатрах на лугу. Отсюда они идут к Витичевскому броду (чуть ниже Киева) и далее к г. Зарубу, где в начале мая переходят Днепр.
Владимир Давыдович в конце мая или начале июня 1151 г. принимает участие в битве при р. Руте (левом притоке Роси), защищая Юрия Владимировича Долгорукого. Убит в этом сражении; над его телом плачут раненый Изяслав Мстиславич и Изяслав Давыдович, называя князя добрым и кротким. Князь был известен не только ратными подвигами, но и веселым нравом. Сохранилась его серебряная чара со заздравной надписью.
Тело его берет «на полчищѣ» Изяслав Давыдович и переносит в Чернигов, где и погребает в соборной церкви Святого Спаса. Владимир был женат с 1145 г. на дочери городенского князя Всеволодка Давыдовича; оставил сына Святослава.
Дата и место его рождения неизвестны. Впервые Владимир упоминается около 1110 г., когда он и брат Изяслав уговаривают другого своего брата, Святослава, ставшего монахом, уйти из Киево-Печерского монастыря.
В конце февраля 1139 г. Владимир Давыдович идет вместе с двоюродными братьями Всеволодом и Святославом Ольговичами на Киев отнимать великое княжение у Вячеслава Владимировича. По взятии Киева 5 марта великий князь Всеволод Ольгович дает ему Чернигов, что ссорит Владимира с другим двоюродным братом, князем Игорем Ольговичем, которому этот город был уже ранее обещан. В начале 1142 г. на него идет к Чернигову Игорь Ольгович и пробует отнять город, «но кроме брани помиришася».
В 1142 г. Владимир приезжает по приглашению к великому князю Всеволоду Ольговичу и останавливается в с. Ольжичах (на р. Десне, близ впадения ее в Днепр). Встретившись с другими князьями, целует крест, чтобы заодно требовать себе волостей у великого князя. Его и других князей приглашает Всеволод к себе обедать; они отказываются и посылают к нему свои требования. «Роспрѣвшеся съ Всеволодомъ», Владимир и другие князья отправляются из Киева в Переяславль ратью на Вячеслава Владимировича.
Великий князь Всеволод вместе с Изяславом и Ростиславом Мстиславичами помогает Вячеславу Владимировичу против него и других черниговских князей. Тогда же к нему и к другим князьям великий князь посылает Святослава Давыдовича Святошу с целью примирить их с Мстиславичами и с обещанием дать им города. Владимир и другие князья соглашаются на это и по приглашению Всеволода приезжают в Киев «вси на едино мѣсто». Всеволод, желая их разъединить, наделяет Владимира и его брата Изяслава городами Берестием, Дорогочином, Вщижем и Орминой.
В 1144 г., вследствие ссоры, возникшей между великим князем Всеволодом Ольговичем и князем Владимирком Володарьевичем, Владимир участвует в походе на последнего. Под угрозой начала войны, Владимирко выплачивает великому князю контрибуцию в 1200 гривен серебра. Владимир, наряду с другими князьями, участниками похода, получает часть этих денег.
В мае 1145 г. Владимир приглашен в Киев великим князем Всеволодом для принесения присяги его наследнику Игорю Ольговичу; целует на том крест. Тогда же послан вместе с братьями великого князя в Польшу на помощь польскому князю Владиславу II Изгнаннику (из Пястов; умер 30 мая 1159 г.).
В начале 1146 г. вместе с великим князем Всеволодом, другими русскими князьями, а также с польской помощью и «дикими» половцами Владимир выступает в поход на Галич против князя Владимирка Володарьевича. После безуспешной осады Звенигорода-Червенского князья возвращаются в Киев.
Летом того же года к нему и к его брату великий князь Всеволод Ольгович посылает своего мужа Мирослава Андреевича узнать, верны ли они в крестном целовании к Игорю Ольговичу; Владимир дает Мирославу утвердительный ответ. Игорь Ольгович, по смерти брата своего, великого князя Всеволода, также их спрашивает об этом; оба дают утвердительный ответ и просят у великого князя Игоря «волостии много». Новый великий князь призывает Владимира с братом к себе.
В августе того же года, после вступления Изяслава Мстиславича в Киев, его и брата его Изяслава спрашивает Святослав Ольгович, приехавший в Чернигов, верны ли они еще присяге к Игорю Ольговичу. Получив утвердительный ответ, оставляет у них своего боярина Костяжко. Тем не менее, Владимир и его брат совещаются о захвате Святослава Ольговича; об этом их замысле узнает Костяжко и предостерегает своего князя Святослава.
Изменив Игорю, Владимир с братом Изяславом посылают к великому князю Изяславу Мстиславичу с советом держать Игоря Ольговича «твердо», а к Святославу Ольговичу сказать: «поиди из Новагорода Путивлю а брата ся Игоря лищи». За сим братья договариваются идти на Святослава Ольговича, с целью захватить его волость, Новгород-Северский; испрашивают на то позволение у великого князя Изяслава Мстиславича. Он приходит «на снемъ» к братьям, разрешает им идти на Святослава Ольговича и посылает с ними своего сына Мстислава с переяславцами и берендеями.
Осенью того же года Владимир, Изяслав и Мстислав идут к Новгороду-Северскому и осаждают его, два раза приступив к воротам; после битвы у города, который так и не был взят, отходят в село Мельтеково, которое грабят и также жгут всю округу по р. Рахне (предположительно, левый приток Сновы). Святослав Ольгович посылает к ним священника для переговоров; они требуют, чтобы он отступил от брата Игоря и заключил мир. Получив отказ, отправляются «на Игорево селче», где всего было в изобилии; грабят, приказывают зажечь двор, церковь Святого Георгия и гумно.
В конце года встречаются с великим князем Изяславом Мстиславичем; князья выступают по Сейму к г. Путивлю, который берут «на Рождество Христово» (непереходящее празднование 25 декабря. — Д.В. Донской). Находящийся здесь двор Святослава Ольговича делят на четыре части, а церковь Святого Вознесения «всю облупиша».
В январе 1147 г. к нему присылают сказать жители Новгорода-Северского, что Святослав Ольгович их оставил и пошел к г. Карачеву; тогда брат Изяслав просит у него разрешения преследовать Святослава Ольговича. Следует вместе с великим князем Изяславом Мстиславичем за своим братом. За Болдыжским лесом (на правом берегу Нессы, левого притока Неруссы, левого притока Десны) получают они известие, что Изяслав Давыдович 16 января разбит; идут на Святослава Ольговича к Карачеву; по дороге узнают, что Святослав Ольгович, узнав об их приближении, опустошил Карачев и удалился «за лѣсъ» в землю вятичей. Великий князь Изяслав Мстиславич отдает ему и его брату всю завоеванную волость Святослава Ольговича и возвращается в Киев, а он и его брат идут к Брянску с намерением преследовать Святослава Ольговича.
В феврале того же года Владимир и его брат Изяслав, узнав о военной помощи, присланной Святославу Ольговичу Юрием Владимировичем Долгоруким, «не смѣста по немъ ити» и подговаривают вятичей его убить.
Весной того же года о нахождении Владимира в Чернигове извещается в г. Серенске Святослав Ольгович. Он с дружиной идет к г. Дедославлю; из-за его приближения посадники Владимира бегут «из Вятичь», Брянска и других городов. В это же время Владимир с братом посылают своих послов к великому князю Изяславу Мстиславичу с известием о занятии Святославом Ольговичем их волости и с предложением общими силами действовать против Святослава Ольговича и Юрия Долгорукого; великий князь соглашается на их предложение.
Летом того же года Владимир и Изяслав снова посылают к великому князю Изяславу Мстиславичу, говоря ему, что «земля наша погыбает а ты не хочеши поити». Наконец Изяслав выступает в поход к нему и к его брату; переправившись за Днепр, посылает в Чернигов своего мужа Улеба. Там Улеб узнает о принесении братьями крестного целования Святославу Ольговичу и об их намерении убить великого князя Изяслава. С этим известием Улеб возвращается к великому князю и советует ему не ходить в Чернигов.
В начале осени великий князь Изяслав, вернувшись назад, посылает к ним в Чернигов с укором посла, перед которым они сначала отрицают обвинение, но потом признаются и в свое оправдание приводят сожаление о несчастной участи их двоюродного брата Игоря Ольговича. Узнав таким образом об их отступничестве, Изяслав возвращает ему и его брату договорные грамоты, посылает известить своих братьев Ростислава и Владимира, митрополита Климента (умер после 1164 г.), тысяцкого Лазаря и всех киевлян об измене Давыдовичей. Горожане «от мала и до велика», 19 сентября собравшиеся у Святой Софии, узнают об их измене. Это служит на следующий день поводом к убийству Игоря.
Зимой 1147–48 гг., «како уже рѣкы сташа», Владимир и его брат посылают половцев воевать г. Брягин. Тогда же к ним и к Святославу присылает князь Глеб Юрьевич просить помощи против великого князя Изяслава Мстиславича, осадившего его в Городке, и получает отказ.
Весной 1148 г. Владимир приходит к Любечу, куда пришел и великий князь Изяслав Мстиславич после опустошения волости около Чернигова. Разлившийся Днепр мешает им сразиться с великим князем и заставляет последнего возвратиться в Киев. Тогда же Владимир, его брат и союзники решают, что они одни не в силах далее бороться с великим князем Изяславом и просят помощи у Юрия Долгорукого. Не получив помощи, он просит мира у великого князя, и последний, посоветовавшись с Ростиславом Мстиславичем, соглашается заключить мир. Посланные, белгородский епископ Феодор (умер после 1148 г.) и Киево-Печерского монастыря игумен Феодосий (умер в 1156 г.), проводят его и союзников к кресту.
Летом того же года Владимир участвует в съезде князей, бывшем в Городце, под председательством великого князя Изяслава Мстиславича, на котором решено идти на Юрия Владимировича, «егда рѣкы станут». Уславливается относительно похода с великим князем, который приглашает его на обед.
В начале 1149 г. великий князь Изяслав начинает свой поход на Юрия Долгорукого. В марте он, остановясь при устье Мологи (левый приток Волги), узнает, что Владимир и Святослав Ольговичи находятся в «Вятичѣхъ ожидаюча и зряча сто ся тамо учинитъ, межю Гюргемъ и Изяславомъ». Так они выжидали три месяца.
Наконец в июле Владимир уведомляет великого князя Изяслава Мстиславича, что он не идет на соединение, как было условленно, к устью Медведицы из-за того, что Юрий вступил в вятическую землю. К нему посылает великий князь своего посла с тем, чтобы узнать о его дальнейших действиях. Владимир отвечает послу, что он со своим братом готов и далее быть вместе с великим князем.
В середине августа того же года к нему и к его брату Изяславу посылают Юрий Владимирович и Святослав Ольгович своих послов склонить их идти против великого князя; они отвечают, что «душею не можевѣ играти» и посылают уведомить великого князя, что на него уже идут Святослав и Юрий.
По занятии Киева Юрием Долгоруким, Владимир в сентябре приезжает к новому великому князю и бьет ему челом, а Святослав Ольгович говорит ему «держиши отчину мою».
В конце июля 1150 г. к нему шлет с просьбой о помощи изгнанный из Киева Юрий Владимирович Долгорукий. В августе идет к Юрию и вместе с ним подступает к Киеву. В сентябре, по занятии Киева, вместе с Юрием едет на «Ольгову могилу» (на горе Щековице в Киеве на правом берегу Днепра) к Владимирку Володарьевичу, и на общей думе решают послать преследовать Изяслава Мстиславича.
После очередной потери Киева Юрием Долгоруким, в марте 1151 г., Владимир остается его сторонником. Юрий присылает к нему в Чернигов просить помощи против Изяслава Мстиславича. Соединившись с Святославом Ольговичем, Владимир плывет на помощь Юрию Владимировичу и достигает Городка-Остерского на «Георгевъ день» (23 апреля. — Д.В. Донской). Вместе с Юрием Владимировичем подступает к Киеву, против которого останавливается в шатрах на лугу. Отсюда они идут к Витичевскому броду (чуть ниже Киева) и далее к г. Зарубу, где в начале мая переходят Днепр.
Владимир Давыдович в конце мая или начале июня 1151 г. принимает участие в битве при р. Руте (левом притоке Роси), защищая Юрия Владимировича Долгорукого. Убит в этом сражении; над его телом плачут раненый Изяслав Мстиславич и Изяслав Давыдович, называя князя добрым и кротким. Князь был известен не только ратными подвигами, но и веселым нравом. Сохранилась его серебряная чара со заздравной надписью.
Тело его берет «на полчищѣ» Изяслав Давыдович и переносит в Чернигов, где и погребает в соборной церкви Святого Спаса. Владимир был женат с 1145 г. на дочери городенского князя Всеволодка Давыдовича; оставил сына Святослава.
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Участие в военных конфликтах:
Усобица Ольговичей с Владимиром Володаревичем в 1144 г.Усобица Изяслава Мстиславича и Давыдовичей с Святославом Ольговичем в 1146 г.
Усобица Изяслава Мстиславича и Давыдовичей с Святославом Ольговичем в 1146 г.
Усобица Изяслава Мстиславича и Давыдовичей с Святославом Ольговичем в январе 1147 г.
Цитаты
Чтоб иметь себе и в тех и в других помощь при овладении Киевом, Всеволод, по известиям летописи, родному Игорю и двоюродному Владимиру обещал после себя Чернигов, но, севши в Киеве, отдал Чернигов Владимиру Давыдовичу и таким образом перессорил родных братьев с двоюродными. Но по другим, очень вероятным известиям, он обещал, что как скоро овладеет Киевом, то выгонит Мономаховичей из их волостей, которые отдаст родным братьям, а двоюродные останутся в Чернигове; боясь же теперь действовать против Мономаховичей, чтоб не заставить их соединиться против себя, он не мог сдержать обещания родным братьям и рад был, перессорив их с двоюродными, иначе трудно себе представить, чтобы он мог с успехом обмануть братьев, обещая всем одно и то же.
по-прежнему шла война между Давыдовичами и Ольговичами. Изяслав Мстислааич, уходя в Киев, имел неосторожность оставить с Давидовичами Святослава Всеволодовича, родного племянника Святославова, которого выгоды были тесно связаны с выгодами дяди, с выгодами племени Ольговичей: окончательное поражение дяди Святослава, окончательное торжество Давыдовичей отнимало у него навсегда надежду княжить в Чернигове, на что он имел со временем полное право, как сын старшего из Ольговичей. Вот почему он должен был поддерживать дядю и, точно, вместо преследования уведомлял его о движениях неприятельских. Несмотря на отступление Ивана Берладника, который, взявши у Святослава 200 гривен серебра и 12 золота, перешел к Ростиславу Мстиславячу смоленскому, дела Ольговича поправились, потому что Юрий ростовский прислал ему на помощь белозерскую дружину. Святослав уже хотел идти с нею на Давыдовичей, как вдруг опасно занемог сын Юрьев, Иван; Ольгович не поехал от больного и дружины не отпустил. Давыдовичи, с своей стороны, услыхав, что Святослав получил помощь от Юрия, не посмели идти на него, но, созвавши лучших вятичей, сказали им: «Святослав такой же враг и вам, как нам: старайтесь убить его как-нибудь обманом и дружину его перебить, а именье его вам», — после чего сами пошли назад. Двое сыновей Юрьевых — Ростислав и Андрей действовали успешно с другой стороны: заставили рязанского князя Ростислава бежать к половцам; но в это время умер брат их Иван у Святослава, который после того перешел на устье реки Протвы. Сюда прислал утешать его Юрий: «Не тужя о моем сыне, велел он сказать ему; если этого бог взял, то другого к тебе пришлют»; тогда же прислал он и богатые дары Святославу — ткани и меха, дарил и жену его, и дружину (1146 г.).
Весною Юрий с союзником своим начал наступательное движение: сам вошел в область Новгородскую, взял Торжок и землю по Мсте; а Святослав пошел на Смоленскую волость, взял Голядей, на верховьях Протвы, и обогатил дружину свою полоном, после чего получил зов от Юрия приехать к нему в Москву, имя которой здесь впервые упомянуто. Святослав поехал к нему с сыном Олегом, князем Владимиром рязанским и с небольшою дружиною; Олег поехал наперед и подарил Юрию барса (вероятно, кожу этого зверя). Дружески поздоровались Юрий с Ольговичем и начали пировать; на другой день Юрий сделал большой обед для гостей, богато одарил Святослава, сына его, Владимира рязанского и всю дружину. Но одними дарами дело не ограничилось: Юрий обещал Святославу прислать сына на помощь, и обещание было исполнено. Получивши также наемное войско от половцев, Святослав начал с успехом наступательные движения: послал половцев воевать Смоленскую волость, и они опустошили земли у верховьев Угры; тогда посадники Давыдовичей бросились бежать из городов вятичских, и Святослав занял последние; а между тем из степей пришли к нему новые толпы половцев, да с севера Глеб, сын Юрия ростовского. Изяслав Давыдович не смел долее оставаться в Новгороде-Северском, ушел к брату Владимиру в Чернигов, и Давыдовичи вместе с Святославом Всеволодовичем отправили к Ольговичу послов, которые должны были сказать ему: «Не жалуйся на нас, будем все за одно, позабудь нашу злобу; целуй к нам крест и возьми свою отчину, а что мы взяли твоего, то все отдадим назад». Из этого видно, что Святослав Всеволодович уже успел снестись с Давыдовичами; без сомнения, он был здесь главным действователем, тем более, что прежнее усердие его к дяде Ольговичу давало ему возможность быть посредником. Как видно, уже тогда между Давыдовичами и Всеволодовичем положено было заманить Изяслава Мстиславича на восточный берег Днепра, потому что, прося мира и союза у Ольговича, Давыдовичи в то же время послали сказать Изяславу: «Брат! Святослав Ольгович занял нашу волость Вятичи; пойдем на него; когда его прогоним, то пойдем на Юрия в Суздаль и либо помиримся там с ним, либо будем биться». Изяслав согласился; но Всеволодовичу нужно было прежде него быть на восточном берегу Днепра, чтоб окончательно устроить все дело; для этого он приехал к Изяславу и стал проситься у него в Чернигов: «Батюшка, говорил он, отпусти меня в Чернигов, там у меня вся жизнь; хочу просить волости у братьев, у Изяслава и Владимира». «И прекрасно ты это придумал, отвечал ему Изяслав, ступай скорее». Всеволодович поехал, и дело было окончательно улажено: уговорились перезвать Изяслава киевского на ту сторону Днепра и схватить его обманом, после чего, видя медленность киевского князя, Давыдовичи послали торопить его: «Земля наша погибает, а ты нейдешь», велели они сказать ему. Изяслав созвал бояр своих, всю дружину и киевлян, и сказал им: «Я уговорился с братьями своими Давыдовичами и Святославом Всеволодовичем: хотим пойти на дядю Юрия и на Святослава Ольговича к Суздалю за то, что дядя принял врага моего Святослава. Брат Ростислав придет также к нам с смолнянами и новгородцами». Киевляне отвечали на это: «Князь! не ходи с Ростиславом на дядю своего, лучше уладься с ним; Ольговичам не верь и в путь с ними вместе не ходи». Изяслав отвечал: «Нельзя; они мне крест целовали, я с ними вместе думу думал, не могу никак отложить похода; собирайтесь». Тогда киевляне сказали: «Ну, князь, ты на нас не сердись, а мы не можем на Владимирово племя рук поднять; вот если б на Ольговичей, то пошли бы и с детьми». Изяслав отвечал на это: «Тот будет добрый человек, кто за мною пойдет»; набралось много таких добрых людей, и он выступил с ними в поход, оставив в Киеве брата Владимирка, Переправившись за Днепр и ставши между Черниговскою и Переяславскою волостию, Изяслав послал в Чернигов боярина своего Улеба разузнать, что там делается. Улеб скоро возвратился с вестию, что Давыдовичи и Всеволодовичи отступили от него и соединились с Ольговичем; тогда же черниговские приятели Изяслава прислали сказать ему: «Князь! Не двигайся никуда с места: ведут тебя обманом, хотят убить, либо схватить вместо Игоря; целовали крест Ольговичу, послали и к Юрию с крестом: задумали и с ним на тебя».
Изяслав возвратился и отправил послов в Чернигов сказать Давыдовичам: «Мы замыслили путь великий и утвердились крестным целованием по обычаю дедов и отцов наших; утвердимся еще, чтобы в походе после не было никакой ссоры, никакого препятствия. Те отвечали: «Что это нам без нужды еще крест целовать? Ведь мы уже поклялись Изяславу; в чем же провинились?» Посол сказал на это: «Какой же тут грех еще крест поцеловать по любви? То нам на спасение». Но Давыдовичи никак не соглашались; Изяслав, отпуская посла, наказал ему, что если черниговские не станут в другой раз крест целовать, то скажи им все, что мы слышали; и вот посол объявил Давыдовичам от имени своего князя: «Дошел до меня слух, что ведете меня обманом: поклялись Святославу Ольговичу схватить меня на дороге, либо убить меня за Игоря; так, братья, было дело, или не так?» Давыдовичи не могли ничего отвечать на это; только молча переглядывались друг с другом; наконец, Владимир сказал послу: «Выйди вон, посиди; мы тебя опять позовем». Долго они думали вместе, потом позвали посла и велели ему передать Изяславу: «Брат! Точно мы целовали крест Святославу Ольговичу; жаль нам стало брата нашего Игоря; он уже чернец и схимник, выпусти его, тогда будем подле тебя ездить; разве тебе было бы любо, если б мы брата твоего держали?» В ответ на это Изяслав послал бросить им договорные грамоты, причем велел сказать: «Вы клялись быть со мною до самой смерти, и я отдал вам волости обоих Ольговичей; прогнал с вами Святослава, волость его вам добыл, дал вам Новгород и Путивль, именье его мы взяли и разделили на части, Игорево я взял себе; а теперь, братья, вы клятву свою нарушили, привели меня сюда обманом, хотели убить; да будет со мною бог и сила животворящего креста, стану управляться как мне бог даст». Тогда же Изяслав послал сказать брату своему Ростиславу в Смоленск; «Брат! Давыдовичи крест нам целовали и думу думали идти вместе на дядю нашего; но все обманывали, хотели убить меня; бог и сила крестная объявили их умысел; а теперь уже, брат, где было мы думали идти на дядю, то уже не ходи, ступай сюда ко мне; а там наряди новгородцев и смольнян, пусть сдерживают Юрия, и к присяжникам своим пошли, в Рязань и всюду». Распорядившись насчет брата Ростислава, Изяслав послал в Киев к другому брату, Владимиру, к митрополиту Климу и к Лазарю тысяцкому, чтоб они созвали киевлян на двор к св. Софии, и пусть там посол его скажет народу княжеское слово и объявит обман Черниговских. Киевляне сошлись все от мала до велика, и когда стали на вече, то посол Изяславов начал говорить им: «Князь ваш вам кланяется и велел вам сказать: я вам прежде объявлял, что задумал с братом Ростиславом и Давыдовичами идти на дядю Юрия, и звал вас с собою в поход; но вы мне тогда сказали, что не можете на Владимирово племя рук поднять, на Юрия, а на Ольговичей одних пошли бы и с детьми; так теперь вам объявляю: Давыдовичи и Всеволодич Святослав, которому я много добра сделал, целовали тай ком от меня крест Святославу Ольговичу, послали к Юрию, а меня хотели или схватить, или убить за Игоря; но бог меня заступил и крест честной, что ко мне целовали. Так теперь. братья киевляне, чего сами хотели, что мне обещали, то и сделайте: ступайте ко мне к Чернигову на Ольговичей, сбирайтесь все от мала до велика: у кого есть конь, — тот на коне, у кого нет, — тот в лодье. Ведь они не меня одного хотели убить, но и вас всех искоренить». Киевляне отвечали на это: «Ради, что бог сохранил тебя нам от большей беды, идем за тобою и с детьми». Но в это самое время кто-то из толпы сказал: «По князе-то мы своем пойдем с радостию; но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславс Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ними». Народ, услыхавши это, бросился к Федоровскому монастырю. Напрасно говорил им князь Владимир: «Брат мой не велел вам этого делать, Игоря стерегут крепко; пойдем лучше к брату, как он нам велел». Киевляне отвечали ему: «Мы знаем, что добром не кончить с этим племенем ни вам, ни нам». Митрополит также их удерживал, и Лазарь тысяцкий, и Рагуйло. Владимиров тысяцкий; но они никого не послушали и с воплем кинулись на убийство. Тогда князь Владимир сел на коня и погнал к Федоровскому монастырю; на мосту не мог он проехать за толпами народа и поворотил направо мимо Глебов двора; но этот крюк заставил его потерять время; киевляне пришли прежде него в монастырь, бросились в церковь, где Игорь стоял у обедни, и потащили его с криками: «Побейте! побейте!» В монастырских воротах встретился им Владимир; Игорь, увидав его, спросил: «Ох, брат! Куда это меня ведут?» Владимир бросился с лошади и одел Игоря своим корзном, уговаривая киевлян: «Братья мои! не делайте этого зла, не убивайте Игоря!» Но толпа не слушала, и начали бить Ольговича; несколько ударов пришлось и на долю Владимира который держался близко последнего, защищая его. Владимиру, однако, с помощью боярина Михаила удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собою ворота. Но толпа, избивши Михаила, оторвавши на нем крест с цепями, выломала ворота и, увидавши Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора, через Бабин торжок на княж двор и там его прикончили; отсюда, положивши на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир, услыхав, что тело Игоря лежит на торгу, послал туда двоих тысяцких, Лазаря и Рагуйла; те приехали и сказали киевлянам: «Вы уже убили Игоря, так похороним тело его». Киевляне отвечали: «Не мы его убили; убили его Давыдовичи и Всеволодич, которые замыслили зло на нашего князя, хотели убить его обманом; но бог за нашего князя и св. София». Тогда Лазарь велел взять Игоря и положить в Михайловской церкви, в Новгородской божнице; а на другой день похоронили его в Семеновском монастыре.
Изяслав стоял на верховьях Супоя, на границах Черниговского княжества, когда пришла к нему весть об убийстве Игоря, он заплакал и сказал дружине: «Если бы я знал, что это случится, то отослал бы его подальше и сберег бы его; теперь мне не уйти от людских речей, — станут говорить, что я велел убить его; но бог свидетель, что я не приказывал и не научал; бог рассудит дело». Дружина отвечала: «Нечего тебе заботиться о людских речах; бог знает, да и все люди знают, что не ты его убил, а братья его; крест к тебе целовали и потом нарушили клятву, хотели убить тебя». Изяслав сказал на это: «Если уже так случилось, то делать нечего, — всем нам там быть и судиться пред богом»; но все не перестал жаловаться на киевлян. Между тем война продолжалась. Изяслав, как видно, прежде всего поспешил овладеть Курском и городами по Сейму, чтоб прервать связь Черниговских с половцами: в Курске уже сидел сын его Мстислав, когда к этому городу пришел Святослав Ольгович с Глебом Юрьичем. Мстислав объявил жителям Курска, что неприятель близко; те отвечали точно так же, как прежде киевляне отвечали отцу его: «Ради биться и с детьми за тебя против Ольговичей; но на племя Владимирово, на Юрьевича, не можем поднять рук».
Услыхав такой ответ, Мстислав уехал к отцу, а жители Курска послали к Глебу Юрьевичу я взяли у него себе посадника; как видно, Ольгович уступил и Глебу ту самую волость, т. е. Курск с Посемьем, которую прежде отдал брату его Ивану; вот почему Глеб посадил своих посадников также по рекам Сейму и Вырю, где заключил союз со многими половецкими ордами. Впрочем, некоторые города по Вырю остались верны Изяславу, несмотря на угрозы Черниговских, что они отдадут их в плен половцам; один из этих городов, Вьяхань, с успехом выдержал осаду; другой — Попашь был взят. Услыхав о движении Черниговских и Юрьевича, Изяслав собрал большое войско, полки дяди Вячеслава и волынские, и пошел к Переяславлю, где пришла к нему весть от брата Ростислава, что тот уже на походе: «Подожди меня, велел сказать ему Ростислав: я Любеч пожег, много воевал и зла Ольговичам много наделал; сойдемся вместе и посмотрим, что нам дальше делать». Получив эту весть, Изяслав пошел потихоньку, поджидая брата, и стал на урочище Черная Могила, куда пришел к нему Ростислав с полками смоленскими. Оба брата стали думать с дружиною и черными клобуками, куда бы им пойти теперь. Ростислав говорил: «Теперь бог нас соединил в одном месте, а тебя избавил от великой беды: так медлить нам нечего, пойдем прямо к ним, где будет ближе, и как нас с ними бог рассудит». Мнение было принято, и князья пошли на Сулу. Когда в стане черниговских князей узнали, что Изяслав идет на них, то большая часть половцев покинула ночью стан и ушла в степь; оставленные союзниками Давыдовичи и Ольговичи пошли к Чернигову; Изяслав хотел пересечь им дорогу у города Всеволожа, но уже не застал здесь Черниговских: они прошли Всеволож. Мстиславичи не пошли за ними дальше, но взяли на щит (разграбили) Всеволож, в котором находились тогда жители из двух других городов, как видно, менее укрепленных: мы уже видели этот обычай на Украйне, по которому вдруг города пустели при вести о приближении неприятеля. Когда в других городах узнали, что Всеволож взят, то и они вдруг опустели: жители их бросились бежать к Чернигову; Мстиславичи послали за ними в погоню и некоторых перехватили, а другие ушли; пустые города Изяслав велел зажечь. Только жители города Глебля не успели убежать и счастливо отбились от Мстиславичей, которые пошли оттуда в Киев, сказавши дружине своей — киевлянам и смольнянам: «Собирайтесь все; когда реки установятся, тогда пойдем к Чернигову, и как нас с ними бог управит». Поживши весело некоторое время в Киеве, Мстиславичи решили разлучиться; Изяслав говорил Ростиславу: «Брат! Тебе бог дал верхнюю землю: ты там и ступай против Юрия; там у тебя смольняне, новгородцы и другие присяжники, удерживай с ними дядю; а я здесь останусь и буду управляться с Ольговичами и Давыдовичами». Ростислав отправился в Смоленск.
Когда реки стали, то Черниговские начали наступательное движение: они послали дружину свою с половцами и повоевали места на правом берегу Днепра; а союзник их Глеб Юрьевич занял Городец-Остерский, принадлежавший прежде отцу его. Изяслав послал звать его к себе в Киев, и Глеб сначала было обещался приехать, но потом раздумал, потому что вошел в сношения с переяславцами, часть которых была почему-то недовольна Изяславом или сыном его Мстиславом, княжившим у них, и звала Глеба, обещаясь предать ему город. Глеб немедленно пошел на их зов; на рассвете, когда Мстислав с дружиною еще спал, пригнали к нему сторожа и закричали: «Вставай, князь! Глеб пришел на тебя!» Мстислав вскочил, собрал дружину и выступил из города против Юрьича; оба, увидав друг друга, не решились вступить в битву; Глеб стоял до утра другого дня и возвратился; Мстислав же, соединясь с остальною дружиною и переяславцами, погнался за ним, настиг, захватил часть его войска; но самому Глебу удалось уйти в Городец. Изяслав. услыхав об этих попытках против Переяславля, собрал дружину, берендеев и пошел к Городцу; Юрьич послал объявить об этом в Чернигов: «Идет на меня Изяслав, помогите мне!» — велел он сказать тамошним князьям; а между тем Изяслав пришел и осадил Городец; не видя ниоткуда помощи, Юрьич чрез три дня поклонился Изяславу и помирился с ним, как видно, тот оставил за ним отцовский город. Но Глеб не был за это ему благодарен: как скоро Изяслав возвратился в Киев, он опять послал сказать Черниговским. «Я поневоле целовал крест Изяславу: он обступил меня в городе, а от вас не было помощи; но теперь опять хочу быть вместе с вами». В 1148 году Изяслав, наконец, собрал всю свою силу, взял полк у дяди Вячеслава и полк владимирский, призвал отряд венгров на помощь, соединился с берендеями, перешел Днепр и стал в осьми верстах от Чернигова. Три дня стоял он под городом, дожидаясь, не выйдут ли Ольговичи и Давыдовичи на битву, но никто не выходил; а он между тем пожег все их села. Наскучив дожидаться, Изяслав стал говорить дружине: «Вот мы села их пожгли все, именье взяли, а они к нам не выходят; пойдем лучше к Любечу, где у них вся жизнь». Когда Изяслав подошел к Любечу, то Давыдовичи и Ольговичи с рязанскими князьями и половцами явились также сюда, и оба войска стали друг против друга по берегам реки; Изяслав выстроил войско и пошел было против Черниговских, но река помешала; только стрельцам с обеих сторон можно было стреляться через нее. Ночью пошел сильный дождь, и Днепр начал вздуваться. Тогда Изяслав начал говорить дружине и венграм: «Здесь эта река мешает биться, а там Днепр разливаются: пойдем лучше за Днепр». Только что успели перейти Днепр, как на другой день лед тронулся; Изяслав дошел благополучно до Киева, но венгры обломились на озере и несколько их потонуло.
Несмотря, однако, на то, что поход Изяслава, предпринятый с такими большими сборами, кончился, по-видимому, ничем, Черниговские не могли долго вести борьбы: опустошая села их, Изяслав действительно отнимал у них всю жизнь, по тогдашнему выражению: нечем было содержать дружины, нечем было платить половцам; жители городов неохотно помогали князьям в их усобицах; Юрий ограничился только присылкою сына, сам не думал идти на юг, а без него силы Черниговских вовсе не были в уровень с силами Мстиславичей. В таких обстоятельствах они послали сказать Юрию: «Ты крест целовал, что пойдешь с нами на Изяслава, и не пошел; а Изяслав пришел, за Десною города наши пожег и землю повоевал; потом в другой раз пришел к Чернигову и села наши пожег до самого Любеча и всю жизнь нашу повоевал; а ты ни к нам не пошел, ни на Ростислава не наступил; теперь если хочешь идти на Изяслава, так ступай, и мы с тобою; если же не пойдешь, то мы будем правы в крестном целовании: нельзя нам одним гибнуть от рати». Не получив от Юрия благоприятного ответа, они обратились к Изяславу Мстиславичу с мирными предложениями, послали сказать ему: «То бывало и прежде при дедах и при отцах наших: мир стоит до рати, а рать до мира; не жалуйся на нас, что мы первые встали на рать: жаль было нам брата нашего Игоря; мы того только и хотели, чтоб ты выпустил его; а так как теперь он убит, пошел к богу, где и всем нам быть, то бог всех нас и рассудит, а здесь нам до каких пор губить Русскую землю? Чтоб нам уладиться?» Изяслав отвечал им: «Братья! Доброе дело христиан блюсти; но вы все вместе советовались, так и я пошлю к брату Ростиславу, подумаем и тогда пришлем ответ». Немедленно отправил Изяслав послов к брату с такими словами: «Присылали ко мне братья — Давыдовичи, Святослав Ольгович и Святослав Всеволодович: мира просят; а я с тобою хочу посоветоваться, как нам обоим будет годно; хочешь мира? Хотя они и зло нам сделали, но теперь мира просят у нас; но если хочешь войны, — скажи, как хочешь, я на тебя во всем полагаюсь». Уже из этих слов Ростислав мог понять, что сам старший брат хочет мира, и потому велел отвечать ему: «Брат! Кланяюсь тебе; ты меня старше, ты, как хочешь, так и делай, а я всюду готов с тобою; но если ты уже мне делаешь такую честь, спрашиваешь моего совета, то я бы так думал: ради русских земель и ради христиан — мир лучше; они встали на рать, но что взяли? А теперь, брат, ради христиан и всей Русской земли помирись, если только обещают, что за Игоря всякую вражду отложат и вперед не задумают сделать с тобою того, что хотели прежде сделать; если же не перестанут злобиться за Игоря, то лучше с ними воевать, как бог управит». Получив этот ответ, Изяслав послал к Черниговским епископа белгородского Феодора и печерского игумена Феодосия с боярами сказать им: «Вы мне крест целовали, что вам брата Игоря не искать, но клятву свою нарушили и много наделали мне досад; но теперь я вое это забываю для Русской земли и христиан; если вы сами ко мне прислали просить мира и раскаиваетесь в том, что хотели сделать, то целуйте крест, что отложите всякую вражду за Игоря и не задумаете вперед того, что прежде хотели сделать со мною». Черниговские поклялись отложить вражду за Игоря, блюсти Русскую землю, быть всем за один брат; Курск с Посемьем остались за Владимиром Давыдовичем.
Весною Юрий с союзником своим начал наступательное движение: сам вошел в область Новгородскую, взял Торжок и землю по Мсте; а Святослав пошел на Смоленскую волость, взял Голядей, на верховьях Протвы, и обогатил дружину свою полоном, после чего получил зов от Юрия приехать к нему в Москву, имя которой здесь впервые упомянуто. Святослав поехал к нему с сыном Олегом, князем Владимиром рязанским и с небольшою дружиною; Олег поехал наперед и подарил Юрию барса (вероятно, кожу этого зверя). Дружески поздоровались Юрий с Ольговичем и начали пировать; на другой день Юрий сделал большой обед для гостей, богато одарил Святослава, сына его, Владимира рязанского и всю дружину. Но одними дарами дело не ограничилось: Юрий обещал Святославу прислать сына на помощь, и обещание было исполнено. Получивши также наемное войско от половцев, Святослав начал с успехом наступательные движения: послал половцев воевать Смоленскую волость, и они опустошили земли у верховьев Угры; тогда посадники Давыдовичей бросились бежать из городов вятичских, и Святослав занял последние; а между тем из степей пришли к нему новые толпы половцев, да с севера Глеб, сын Юрия ростовского. Изяслав Давыдович не смел долее оставаться в Новгороде-Северском, ушел к брату Владимиру в Чернигов, и Давыдовичи вместе с Святославом Всеволодовичем отправили к Ольговичу послов, которые должны были сказать ему: «Не жалуйся на нас, будем все за одно, позабудь нашу злобу; целуй к нам крест и возьми свою отчину, а что мы взяли твоего, то все отдадим назад». Из этого видно, что Святослав Всеволодович уже успел снестись с Давыдовичами; без сомнения, он был здесь главным действователем, тем более, что прежнее усердие его к дяде Ольговичу давало ему возможность быть посредником. Как видно, уже тогда между Давыдовичами и Всеволодовичем положено было заманить Изяслава Мстиславича на восточный берег Днепра, потому что, прося мира и союза у Ольговича, Давыдовичи в то же время послали сказать Изяславу: «Брат! Святослав Ольгович занял нашу волость Вятичи; пойдем на него; когда его прогоним, то пойдем на Юрия в Суздаль и либо помиримся там с ним, либо будем биться». Изяслав согласился; но Всеволодовичу нужно было прежде него быть на восточном берегу Днепра, чтоб окончательно устроить все дело; для этого он приехал к Изяславу и стал проситься у него в Чернигов: «Батюшка, говорил он, отпусти меня в Чернигов, там у меня вся жизнь; хочу просить волости у братьев, у Изяслава и Владимира». «И прекрасно ты это придумал, отвечал ему Изяслав, ступай скорее». Всеволодович поехал, и дело было окончательно улажено: уговорились перезвать Изяслава киевского на ту сторону Днепра и схватить его обманом, после чего, видя медленность киевского князя, Давыдовичи послали торопить его: «Земля наша погибает, а ты нейдешь», велели они сказать ему. Изяслав созвал бояр своих, всю дружину и киевлян, и сказал им: «Я уговорился с братьями своими Давыдовичами и Святославом Всеволодовичем: хотим пойти на дядю Юрия и на Святослава Ольговича к Суздалю за то, что дядя принял врага моего Святослава. Брат Ростислав придет также к нам с смолнянами и новгородцами». Киевляне отвечали на это: «Князь! не ходи с Ростиславом на дядю своего, лучше уладься с ним; Ольговичам не верь и в путь с ними вместе не ходи». Изяслав отвечал: «Нельзя; они мне крест целовали, я с ними вместе думу думал, не могу никак отложить похода; собирайтесь». Тогда киевляне сказали: «Ну, князь, ты на нас не сердись, а мы не можем на Владимирово племя рук поднять; вот если б на Ольговичей, то пошли бы и с детьми». Изяслав отвечал на это: «Тот будет добрый человек, кто за мною пойдет»; набралось много таких добрых людей, и он выступил с ними в поход, оставив в Киеве брата Владимирка, Переправившись за Днепр и ставши между Черниговскою и Переяславскою волостию, Изяслав послал в Чернигов боярина своего Улеба разузнать, что там делается. Улеб скоро возвратился с вестию, что Давыдовичи и Всеволодовичи отступили от него и соединились с Ольговичем; тогда же черниговские приятели Изяслава прислали сказать ему: «Князь! Не двигайся никуда с места: ведут тебя обманом, хотят убить, либо схватить вместо Игоря; целовали крест Ольговичу, послали и к Юрию с крестом: задумали и с ним на тебя».
Изяслав возвратился и отправил послов в Чернигов сказать Давыдовичам: «Мы замыслили путь великий и утвердились крестным целованием по обычаю дедов и отцов наших; утвердимся еще, чтобы в походе после не было никакой ссоры, никакого препятствия. Те отвечали: «Что это нам без нужды еще крест целовать? Ведь мы уже поклялись Изяславу; в чем же провинились?» Посол сказал на это: «Какой же тут грех еще крест поцеловать по любви? То нам на спасение». Но Давыдовичи никак не соглашались; Изяслав, отпуская посла, наказал ему, что если черниговские не станут в другой раз крест целовать, то скажи им все, что мы слышали; и вот посол объявил Давыдовичам от имени своего князя: «Дошел до меня слух, что ведете меня обманом: поклялись Святославу Ольговичу схватить меня на дороге, либо убить меня за Игоря; так, братья, было дело, или не так?» Давыдовичи не могли ничего отвечать на это; только молча переглядывались друг с другом; наконец, Владимир сказал послу: «Выйди вон, посиди; мы тебя опять позовем». Долго они думали вместе, потом позвали посла и велели ему передать Изяславу: «Брат! Точно мы целовали крест Святославу Ольговичу; жаль нам стало брата нашего Игоря; он уже чернец и схимник, выпусти его, тогда будем подле тебя ездить; разве тебе было бы любо, если б мы брата твоего держали?» В ответ на это Изяслав послал бросить им договорные грамоты, причем велел сказать: «Вы клялись быть со мною до самой смерти, и я отдал вам волости обоих Ольговичей; прогнал с вами Святослава, волость его вам добыл, дал вам Новгород и Путивль, именье его мы взяли и разделили на части, Игорево я взял себе; а теперь, братья, вы клятву свою нарушили, привели меня сюда обманом, хотели убить; да будет со мною бог и сила животворящего креста, стану управляться как мне бог даст». Тогда же Изяслав послал сказать брату своему Ростиславу в Смоленск; «Брат! Давыдовичи крест нам целовали и думу думали идти вместе на дядю нашего; но все обманывали, хотели убить меня; бог и сила крестная объявили их умысел; а теперь уже, брат, где было мы думали идти на дядю, то уже не ходи, ступай сюда ко мне; а там наряди новгородцев и смольнян, пусть сдерживают Юрия, и к присяжникам своим пошли, в Рязань и всюду». Распорядившись насчет брата Ростислава, Изяслав послал в Киев к другому брату, Владимиру, к митрополиту Климу и к Лазарю тысяцкому, чтоб они созвали киевлян на двор к св. Софии, и пусть там посол его скажет народу княжеское слово и объявит обман Черниговских. Киевляне сошлись все от мала до велика, и когда стали на вече, то посол Изяславов начал говорить им: «Князь ваш вам кланяется и велел вам сказать: я вам прежде объявлял, что задумал с братом Ростиславом и Давыдовичами идти на дядю Юрия, и звал вас с собою в поход; но вы мне тогда сказали, что не можете на Владимирово племя рук поднять, на Юрия, а на Ольговичей одних пошли бы и с детьми; так теперь вам объявляю: Давыдовичи и Всеволодич Святослав, которому я много добра сделал, целовали тай ком от меня крест Святославу Ольговичу, послали к Юрию, а меня хотели или схватить, или убить за Игоря; но бог меня заступил и крест честной, что ко мне целовали. Так теперь. братья киевляне, чего сами хотели, что мне обещали, то и сделайте: ступайте ко мне к Чернигову на Ольговичей, сбирайтесь все от мала до велика: у кого есть конь, — тот на коне, у кого нет, — тот в лодье. Ведь они не меня одного хотели убить, но и вас всех искоренить». Киевляне отвечали на это: «Ради, что бог сохранил тебя нам от большей беды, идем за тобою и с детьми». Но в это самое время кто-то из толпы сказал: «По князе-то мы своем пойдем с радостию; но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславс Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ними». Народ, услыхавши это, бросился к Федоровскому монастырю. Напрасно говорил им князь Владимир: «Брат мой не велел вам этого делать, Игоря стерегут крепко; пойдем лучше к брату, как он нам велел». Киевляне отвечали ему: «Мы знаем, что добром не кончить с этим племенем ни вам, ни нам». Митрополит также их удерживал, и Лазарь тысяцкий, и Рагуйло. Владимиров тысяцкий; но они никого не послушали и с воплем кинулись на убийство. Тогда князь Владимир сел на коня и погнал к Федоровскому монастырю; на мосту не мог он проехать за толпами народа и поворотил направо мимо Глебов двора; но этот крюк заставил его потерять время; киевляне пришли прежде него в монастырь, бросились в церковь, где Игорь стоял у обедни, и потащили его с криками: «Побейте! побейте!» В монастырских воротах встретился им Владимир; Игорь, увидав его, спросил: «Ох, брат! Куда это меня ведут?» Владимир бросился с лошади и одел Игоря своим корзном, уговаривая киевлян: «Братья мои! не делайте этого зла, не убивайте Игоря!» Но толпа не слушала, и начали бить Ольговича; несколько ударов пришлось и на долю Владимира который держался близко последнего, защищая его. Владимиру, однако, с помощью боярина Михаила удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собою ворота. Но толпа, избивши Михаила, оторвавши на нем крест с цепями, выломала ворота и, увидавши Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора, через Бабин торжок на княж двор и там его прикончили; отсюда, положивши на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир, услыхав, что тело Игоря лежит на торгу, послал туда двоих тысяцких, Лазаря и Рагуйла; те приехали и сказали киевлянам: «Вы уже убили Игоря, так похороним тело его». Киевляне отвечали: «Не мы его убили; убили его Давыдовичи и Всеволодич, которые замыслили зло на нашего князя, хотели убить его обманом; но бог за нашего князя и св. София». Тогда Лазарь велел взять Игоря и положить в Михайловской церкви, в Новгородской божнице; а на другой день похоронили его в Семеновском монастыре.
Изяслав стоял на верховьях Супоя, на границах Черниговского княжества, когда пришла к нему весть об убийстве Игоря, он заплакал и сказал дружине: «Если бы я знал, что это случится, то отослал бы его подальше и сберег бы его; теперь мне не уйти от людских речей, — станут говорить, что я велел убить его; но бог свидетель, что я не приказывал и не научал; бог рассудит дело». Дружина отвечала: «Нечего тебе заботиться о людских речах; бог знает, да и все люди знают, что не ты его убил, а братья его; крест к тебе целовали и потом нарушили клятву, хотели убить тебя». Изяслав сказал на это: «Если уже так случилось, то делать нечего, — всем нам там быть и судиться пред богом»; но все не перестал жаловаться на киевлян. Между тем война продолжалась. Изяслав, как видно, прежде всего поспешил овладеть Курском и городами по Сейму, чтоб прервать связь Черниговских с половцами: в Курске уже сидел сын его Мстислав, когда к этому городу пришел Святослав Ольгович с Глебом Юрьичем. Мстислав объявил жителям Курска, что неприятель близко; те отвечали точно так же, как прежде киевляне отвечали отцу его: «Ради биться и с детьми за тебя против Ольговичей; но на племя Владимирово, на Юрьевича, не можем поднять рук».
Услыхав такой ответ, Мстислав уехал к отцу, а жители Курска послали к Глебу Юрьевичу я взяли у него себе посадника; как видно, Ольгович уступил и Глебу ту самую волость, т. е. Курск с Посемьем, которую прежде отдал брату его Ивану; вот почему Глеб посадил своих посадников также по рекам Сейму и Вырю, где заключил союз со многими половецкими ордами. Впрочем, некоторые города по Вырю остались верны Изяславу, несмотря на угрозы Черниговских, что они отдадут их в плен половцам; один из этих городов, Вьяхань, с успехом выдержал осаду; другой — Попашь был взят. Услыхав о движении Черниговских и Юрьевича, Изяслав собрал большое войско, полки дяди Вячеслава и волынские, и пошел к Переяславлю, где пришла к нему весть от брата Ростислава, что тот уже на походе: «Подожди меня, велел сказать ему Ростислав: я Любеч пожег, много воевал и зла Ольговичам много наделал; сойдемся вместе и посмотрим, что нам дальше делать». Получив эту весть, Изяслав пошел потихоньку, поджидая брата, и стал на урочище Черная Могила, куда пришел к нему Ростислав с полками смоленскими. Оба брата стали думать с дружиною и черными клобуками, куда бы им пойти теперь. Ростислав говорил: «Теперь бог нас соединил в одном месте, а тебя избавил от великой беды: так медлить нам нечего, пойдем прямо к ним, где будет ближе, и как нас с ними бог рассудит». Мнение было принято, и князья пошли на Сулу. Когда в стане черниговских князей узнали, что Изяслав идет на них, то большая часть половцев покинула ночью стан и ушла в степь; оставленные союзниками Давыдовичи и Ольговичи пошли к Чернигову; Изяслав хотел пересечь им дорогу у города Всеволожа, но уже не застал здесь Черниговских: они прошли Всеволож. Мстиславичи не пошли за ними дальше, но взяли на щит (разграбили) Всеволож, в котором находились тогда жители из двух других городов, как видно, менее укрепленных: мы уже видели этот обычай на Украйне, по которому вдруг города пустели при вести о приближении неприятеля. Когда в других городах узнали, что Всеволож взят, то и они вдруг опустели: жители их бросились бежать к Чернигову; Мстиславичи послали за ними в погоню и некоторых перехватили, а другие ушли; пустые города Изяслав велел зажечь. Только жители города Глебля не успели убежать и счастливо отбились от Мстиславичей, которые пошли оттуда в Киев, сказавши дружине своей — киевлянам и смольнянам: «Собирайтесь все; когда реки установятся, тогда пойдем к Чернигову, и как нас с ними бог управит». Поживши весело некоторое время в Киеве, Мстиславичи решили разлучиться; Изяслав говорил Ростиславу: «Брат! Тебе бог дал верхнюю землю: ты там и ступай против Юрия; там у тебя смольняне, новгородцы и другие присяжники, удерживай с ними дядю; а я здесь останусь и буду управляться с Ольговичами и Давыдовичами». Ростислав отправился в Смоленск.
Когда реки стали, то Черниговские начали наступательное движение: они послали дружину свою с половцами и повоевали места на правом берегу Днепра; а союзник их Глеб Юрьевич занял Городец-Остерский, принадлежавший прежде отцу его. Изяслав послал звать его к себе в Киев, и Глеб сначала было обещался приехать, но потом раздумал, потому что вошел в сношения с переяславцами, часть которых была почему-то недовольна Изяславом или сыном его Мстиславом, княжившим у них, и звала Глеба, обещаясь предать ему город. Глеб немедленно пошел на их зов; на рассвете, когда Мстислав с дружиною еще спал, пригнали к нему сторожа и закричали: «Вставай, князь! Глеб пришел на тебя!» Мстислав вскочил, собрал дружину и выступил из города против Юрьича; оба, увидав друг друга, не решились вступить в битву; Глеб стоял до утра другого дня и возвратился; Мстислав же, соединясь с остальною дружиною и переяславцами, погнался за ним, настиг, захватил часть его войска; но самому Глебу удалось уйти в Городец. Изяслав. услыхав об этих попытках против Переяславля, собрал дружину, берендеев и пошел к Городцу; Юрьич послал объявить об этом в Чернигов: «Идет на меня Изяслав, помогите мне!» — велел он сказать тамошним князьям; а между тем Изяслав пришел и осадил Городец; не видя ниоткуда помощи, Юрьич чрез три дня поклонился Изяславу и помирился с ним, как видно, тот оставил за ним отцовский город. Но Глеб не был за это ему благодарен: как скоро Изяслав возвратился в Киев, он опять послал сказать Черниговским. «Я поневоле целовал крест Изяславу: он обступил меня в городе, а от вас не было помощи; но теперь опять хочу быть вместе с вами». В 1148 году Изяслав, наконец, собрал всю свою силу, взял полк у дяди Вячеслава и полк владимирский, призвал отряд венгров на помощь, соединился с берендеями, перешел Днепр и стал в осьми верстах от Чернигова. Три дня стоял он под городом, дожидаясь, не выйдут ли Ольговичи и Давыдовичи на битву, но никто не выходил; а он между тем пожег все их села. Наскучив дожидаться, Изяслав стал говорить дружине: «Вот мы села их пожгли все, именье взяли, а они к нам не выходят; пойдем лучше к Любечу, где у них вся жизнь». Когда Изяслав подошел к Любечу, то Давыдовичи и Ольговичи с рязанскими князьями и половцами явились также сюда, и оба войска стали друг против друга по берегам реки; Изяслав выстроил войско и пошел было против Черниговских, но река помешала; только стрельцам с обеих сторон можно было стреляться через нее. Ночью пошел сильный дождь, и Днепр начал вздуваться. Тогда Изяслав начал говорить дружине и венграм: «Здесь эта река мешает биться, а там Днепр разливаются: пойдем лучше за Днепр». Только что успели перейти Днепр, как на другой день лед тронулся; Изяслав дошел благополучно до Киева, но венгры обломились на озере и несколько их потонуло.
Несмотря, однако, на то, что поход Изяслава, предпринятый с такими большими сборами, кончился, по-видимому, ничем, Черниговские не могли долго вести борьбы: опустошая села их, Изяслав действительно отнимал у них всю жизнь, по тогдашнему выражению: нечем было содержать дружины, нечем было платить половцам; жители городов неохотно помогали князьям в их усобицах; Юрий ограничился только присылкою сына, сам не думал идти на юг, а без него силы Черниговских вовсе не были в уровень с силами Мстиславичей. В таких обстоятельствах они послали сказать Юрию: «Ты крест целовал, что пойдешь с нами на Изяслава, и не пошел; а Изяслав пришел, за Десною города наши пожег и землю повоевал; потом в другой раз пришел к Чернигову и села наши пожег до самого Любеча и всю жизнь нашу повоевал; а ты ни к нам не пошел, ни на Ростислава не наступил; теперь если хочешь идти на Изяслава, так ступай, и мы с тобою; если же не пойдешь, то мы будем правы в крестном целовании: нельзя нам одним гибнуть от рати». Не получив от Юрия благоприятного ответа, они обратились к Изяславу Мстиславичу с мирными предложениями, послали сказать ему: «То бывало и прежде при дедах и при отцах наших: мир стоит до рати, а рать до мира; не жалуйся на нас, что мы первые встали на рать: жаль было нам брата нашего Игоря; мы того только и хотели, чтоб ты выпустил его; а так как теперь он убит, пошел к богу, где и всем нам быть, то бог всех нас и рассудит, а здесь нам до каких пор губить Русскую землю? Чтоб нам уладиться?» Изяслав отвечал им: «Братья! Доброе дело христиан блюсти; но вы все вместе советовались, так и я пошлю к брату Ростиславу, подумаем и тогда пришлем ответ». Немедленно отправил Изяслав послов к брату с такими словами: «Присылали ко мне братья — Давыдовичи, Святослав Ольгович и Святослав Всеволодович: мира просят; а я с тобою хочу посоветоваться, как нам обоим будет годно; хочешь мира? Хотя они и зло нам сделали, но теперь мира просят у нас; но если хочешь войны, — скажи, как хочешь, я на тебя во всем полагаюсь». Уже из этих слов Ростислав мог понять, что сам старший брат хочет мира, и потому велел отвечать ему: «Брат! Кланяюсь тебе; ты меня старше, ты, как хочешь, так и делай, а я всюду готов с тобою; но если ты уже мне делаешь такую честь, спрашиваешь моего совета, то я бы так думал: ради русских земель и ради христиан — мир лучше; они встали на рать, но что взяли? А теперь, брат, ради христиан и всей Русской земли помирись, если только обещают, что за Игоря всякую вражду отложат и вперед не задумают сделать с тобою того, что хотели прежде сделать; если же не перестанут злобиться за Игоря, то лучше с ними воевать, как бог управит». Получив этот ответ, Изяслав послал к Черниговским епископа белгородского Феодора и печерского игумена Феодосия с боярами сказать им: «Вы мне крест целовали, что вам брата Игоря не искать, но клятву свою нарушили и много наделали мне досад; но теперь я вое это забываю для Русской земли и христиан; если вы сами ко мне прислали просить мира и раскаиваетесь в том, что хотели сделать, то целуйте крест, что отложите всякую вражду за Игоря и не задумаете вперед того, что прежде хотели сделать со мною». Черниговские поклялись отложить вражду за Игоря, блюсти Русскую землю, быть всем за один брат; Курск с Посемьем остались за Владимиром Давыдовичем.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
5 марта 1139 – май-июнь 1151 | Черниговская земля |