о. Иоанн Миролюбов
Краткая библиографическая справка
Священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, доктор теологии (1994), специалист по истории старообрядчества и единоверия; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; Секретарь Синодальной комиссии по старообрядчеству и единоверию (с 2005).
Родился 20 января 1956 года в традиционной старообрядческой семье. Его отец — Иван Евфросинович Миролюбов был заместителем председателя Рижской Гребенщиковской поморской старообрядческой общины (РГСО), руководил иконописно-реставрационными мастерскими. Мать Анна Калиновна Юрьева и брат Борис (получивший образование инженера-строителя, был причётником храма Гребенщиковской общины) проживают в Риге.
В 1978 году окончил с отличием факультет приборостроения и автоматизации Политехнического института в городе Риге, учился в аспирантуре.
По приглашению Патриарха Пимена (Извекова) (в числе ряда старообрядцев разных согласий, приглашенных в 1970—1980-х годах) был направлен Гребенщиковской поморской старообрядческой общины города Риги на обучение в Ленинградскую духовную семинарию, по окончанию которой поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1992 году со степенью кандидата богословия.
В 1994 году присвоена степень доктора теологии Латвийского университета.
В 1999 году избран действительным членом (академиком) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Деятельность среди старообрядцев Латвии
С ноября 1980 года состоял в причте Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. В 1984 году благословлён быть вторым наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Преподавал в им основанном старообрядческом училище при РГСО, выступал на конференциях в Латвии и России, писал статьи в поморские календари и различные издания по истории староверия, догматическим и религиозно-нравственным вопросам.
В 1983 году избран редактором «Старообрядческого церковного Календаря». Его духовным отцом был поморский наставник из Санкт-Петербурга Олег Иванович Розанов (ныне председатель Российского совета Древлеправославной поморской церкви). Много лет был старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). С 1989 по 1994 и с 1997 по 2001 годы избирался Председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. С 1985 по 1995 годы был ректором Рижского старообрядческого духовного училища. В 1999 году избирался Председателем Международного координационного Совета ДПЦ стран Балтии, Польши и Беларуси.
В 1991 году Рижская поморская община была охвачена кризисом, который имел в своей основе финансовую деятельность общины. Апогей пришёлся на 1993-95 годы, когда из общины ушла большая часть прихожан, которых возглавил наставник РГСО о. Алексей Каратаев. В 1995 году Первый Вселатвийский Собор Древлеправославной церкви Латвии (ДПЦЛ) подверг жесткой критике действия И. И. Миролюбова за сближение с новообрядцами, но ни он сам, ни его сторонники на Собор не были допущены.
Вместе с несколькими другими наставниками из Латвии И. И. Миролюбов в 1998 году вошёл в учрежденную Московским патриархатом Комиссию по старообрядчеству и единоверию. В сентябре 2001 года в Даугавпилсской Гайковской общине состоялся очередной Собор Древлеправославной поморской церкви Латвии, на который съехались представители 51 старообрядческой общины. Собор вторично не одобрил действий Миролюбова, направленных на сближение с новообрядцами. Однако накануне Собора И. И. Миролюбов сам попросил освободить его от должности председателя Центрального совета ДПЦЛ и сообщил о выходе РГСО из состава ЦС ДПЦЛ. Вместо Миролюбова Центральный совет возглавил Алексей Каратаев, ушедший из общины в 1995 году.
В 2009 году Европейский суд по правам человека признал, что в результате решения, принятого Управлением по делам религии (УДР) Латвии от 23 августа 2002 года, согласно которому было аннулировано регистрационное удостоверение представленных истцами (И. И. Миролюбовым С. Пичугиным и А. Заикиной) религиозной общины, были ограничены права истцов на свободу религии, гарантированную 9-й статьей Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.
После освобождения И. Миролюбова от должности старшего наставника РГСО многие из его бывших сторонников примирились с Церковным Советом Древлеправославной церкви Латвии и подписали осуждение Миролюбова (наставник Трифон Кустиков, наставник М. Александров), а частично последовали за ним, присоединившись к Русской православной церкви (В. Клементьев из Минска).
Единоверие
После переезда в Москву, в 2004 году официально вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата, став сотрудником Отдела внешних церковных связей у митрополита Кирилла, а в 2005 году стал Секретарем Комиссии ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, сменив на этом посту игумена Никиту (Добронравова). За переход в Русскую православную церковь подвергался жесткой критике со стороны старообрядцев.
25 декабря 2005 года был поставлен митрополитом Кириллом в сан диакона, а 12 апреля 2007 года в сан священника. В единоверческом приходе в Михайловой слободе прошёл богослужебную практику у игумена Иринарха (Денисова).
С 2007 года клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Москва), при котором в 2009 году был учреждён Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
В конце 2005 года в старообрядческой и единоверческой среде широко распространилась информация о возможной хиротонии И. И. Миролюбова во епископа для единоверцев, однако сам он опроверг эти слухи, сославшись, в частности, на факт своего пребывания в браке.
14 декабря 2010 года возглавил молебен, совершённый по старому обряду в Храме Христа Спасителя в день памяти св. праведного Филарета Милостивого. Молебен совершён в рамках программы празднования 210-летия учреждения Единоверия.
8 апреля 2015 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в храме Христа Спасителя в Москве возведен в сан протоиерея.
Церковно-общественная деятельность
Является активным сторонником более широкого и динамичного развития единоверческих приходов в лоне Русской православной церкви. Один из инициаторов включения секции «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее» в программу ежегодных Рождественские чтения, проводимых Отделом катехизации и религиозного образования Московского Патриархата. Секция неизменно привлекает к себе внимание как епископата Русской православной церкви, так и всё большее количество священнослужителей и мирян (в том числе и из среды старообрядцев).
Публицист, автор многочисленных интервью и статей по истории старообрядчества и единоверия.