История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть первая
ЛИЧНОСТЬ ЧАЯНОВА
Выходец из разночинско-купеческой среды, он получает прекрасное образование в Петровской сельскохозяйственной академии. Это было время плеяды выдающихся умов и у нас, и в других странах. Но Чаянов выделяется тремя интеллектуальными характеристиками.
Первое – это многообразие его интересов. Если мы посмотрим библиографию работ Чаянова (а там порядка 220–240 трудов), то мы обнаруживаем исследования бюджета и макроэкономических проблем; исследования теоретические, математические, отраслевые (прежде всего по разным отраслям сельского хозяйства – там есть и хлопок, и свёкла, и сахар, и животноводство, и молочная кооперация и так далее). Но у него есть и первоклассное исследование, например, в области средневековой гравюры. Он интересовался российскими иконами (у него была первоклассная коллекция древних российских икон), изучал историю Москвы.
Второе – это изящество стиля. Чаянов был лидером так называемой организационно-производственной школы. Это целый ряд прекрасных профессоров-аграрников, написавших замечательные работы. Но, я думаю, и тогда, и особенно сейчас тяжеловесно его коллеги. Вы читаете Чаянова – у вас ощущение, как будто вы читаете Пушкина. Даже его научные труды написаны с прозрачностью повестей Белкина. Его просто увлекательно и интересно читать. И это не популяризаторство, это написано глубоко.
И третье – это умение строить модели. Модель – это тот кристалл, с помощью которого вы смотрите на действительность и понимаете суть происходящих социальных процессов. До чего бы ни касалась мысль Чаянова, он всегда воплощал своё исследование в великолепную аналитическую модель. И он создал целый веер моделей: модель трудопотребительского баланса, модель крестьянского хозяйства, модель кооперативного развития России.
Чаянов достаточно хорошо отработал модель крестьянского хозяйства, его кооперативного развития, но он работал и над проблемой взаимодействия совершенно различных экономических систем: и капитализма, и рабовладельческого хозяйства, и помещичьего, и системы государственного коммунизма – «государственного коллективизма», как он его называл. Это была великолепная работа на нескольких десятках страниц. Опубликовал он её в середине 1920-х годов в Германии. В советской России её нельзя было опубликовать, потому что там говорилось о том, что мир многообразный и система государственного коллективизма советского типа – это одна из возможных систем. Но я бы сказал, что до сих пор эта работа представляет огромный интерес. Здесь мы видим Чаянова не только как экономиста-аграрника, но прежде всего Чаянова как экономиста-теоретика и экономиста-философа.
Великолепна его книга «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Там он создаёт несколько миров. В том числе в 84-м году целый ряд экономических систем существует на разных основаниях, не только крестьянских, и они определённым образом взаимодействуют между собой.