История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть первая
Вставка
В теориях Чаянова есть краткое определение гармонии: сочетание несочетаемого. В нём перемешивается странным образом несколько традиций. С одной стороны, такой математический аппарат маржиналистской экономики – это вполне респектабельное, сверхлиберальное учение, сверхлиберальная традиция, скажем так, – и её Чаянов адаптирует к народнической проблематике крестьянского хозяйства. И здесь происходит реальный синтез западных моделей и моделей крестьянского общества, крестьянской семьи, которыми занимались русские народники. До того считалось, что это непроходимая граница. Одно дело – это западники, другое дело – славянофилы. Сам Чаянов в подобного рода категориях не мыслил. Он обладал достаточно универсальным умом, и мы не найдём у него ни прозападнических, ни славянофильских настроений. Но он очень легко из разных источников брал идеи, концепции и создавал на основе этого некоторые достаточно универсальные модели. Модели Чаянова работают и в Африке, и в Латинской Америке, и в Японии, и в Индии.
Вот это многообразие интересов, умение строить модели и полёт фантазии обеспечили Чаянову лидерство среди блестящей интеллектуальной социально-экономической элиты 20-х годов XIX века в России.