Проекты > Лекционный зал > История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть первая

История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть вторая

Конспект лекции

1 2 3 4 5

История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть вторая

СОЦИАЛЬНЫЕ ОПТИМУМЫ ЧАЯНОВА

В чём величие чаяновской утопии? Он попробовал смоделировать в начале XX века в своей книге «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» модель, в которой сельский мир обладает источниками собственного саморазвития, органического саморазвития, и он является определяющим для всей страны. Можно говорить о том, что 1910-е и 1920-е годы – это уникальная попытка поиска не только индустриального, но и сельского развития человечества. Во всём мире бурно развивается сельская кооперация. В странах Восточной Европы, прежде всего в крестьянских странах, происходит рост сельских политических партий, сельских политических движений. Крестьянские партии приходят к власти и в Болгарии, и в Чехословакии. В 20-е годы крестьяне требуют от советской власти: «Создайте крестьянский союз, крестьянскую партию». Речь идёт о том, что был поиск альтернатив индустриальному пути развития. Можно говорить и о том, что это был утопический поиск (он, кстати, шел и в Соединённых Штатах), что в конечном счёте он не удался – 30-е годы всё расставили на свои места, и индустриальный путь развития победил окончательно, он всё побеждает.

Во всём мире из сёл уходит молодёжь. И во всём мире, в том числе в европейских странах, странах так называемого первого мира, это главная проблема. Вот фермер стареет и начинает думать: а кому передать моё первоклассное фермерское хозяйство? В Германии ли, в Америке ли, в Японии – дети уходят в города. Во всём мире неудержимо сокращается сельское население. Остается главная проблема: как спасти эту сельскую ткань, ткань сельского мира, эту социальную реальность. Все признают, что без неё тяжело жить на свете. Во-первых, в продовольственном смысле – а кто будет землю обрабатывать, кто будет производить продукцию? Во-вторых, в культурно-экологическом смысле.

Запад может себе позволить роскошь сохранять сельскую местность в виде так называемых постиндустриальных, постмодернистских ландшафтов, когда фермерам в Англии (Англия тут пионер) говорят: «Вы уже можете не обрабатывать землю, не выращивать свою сельскохозяйственную продукцию. Этим будут заниматься страны третьего мира. Вы сохраняйте чудесные ландшафты. К вам будут приезжать туристы и в ваших хлевах, переоборудованных под гостиницы, жить. Вы больше получите дохода как хозяева этих сельских пансионатов на своих фермерских землях».

Но это пока некоторые такие островки. А тот же фермер в Штатах сидит как сыч, на десятке километров от него есть ещё какой-то следующий фермер. Человеку необходимо общение, а села, деревни, маленького городка уже нет. Происходит глобальная специализация тех или иных регионов в производстве сельскохозяйственной продукции.

Например, Айова – штат, с которым соревновался Хрущёв в 50-е годы. Это штат, который производил порядка 30–40 видов сельскохозяйственной продукции и экспортировал их по всему миру: конечно же, зерно, но также там были и персики, и яблоки, и чего там только не было. Сейчас мировая конъюнктура рынка способствует жёсткой специализации. И сейчас этот штат гонит в основном кукурузу и отчасти зерновые. Все остальные 38 видов продукции производить невыгодно, потому что можно импортировать ещё откуда-то. В результате Айова находится в очень плачевном состоянии прежде всего в социальном смысле. Там бесконечные маленькие городки, в которых поселилась перманентная депрессия, люди сидят на велфоре или просто уезжают (американцы достаточно мобильные) туда, где более благоприятная экономическая обстановка.

Поэтому можно говорить, что в целом для сельской сферы наступили весьма нелёгкие времена.

Таким образом, становятся актуальны концепции Чаянова, прежде всего связанные с поиском развития оптимальных путей крупного и мелкого индустриального производства со значением так называемого социального фактора. Согласно Чаянову, не всё решает экономическая рентабельность, есть ещё проблема социальной рентабельности. Давайте посмотрим на наше село и на возможности его развития с точки зрения социальной рентабельности.

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"