История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть вторая
СОЦИАЛЬНЫЕ ОПТИМУМЫ ЧАЯНОВА
В чём величие чаяновской утопии? Он попробовал смоделировать в начале XX века в своей книге «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» модель, в которой сельский мир обладает источниками собственного саморазвития, органического саморазвития, и он является определяющим для всей страны. Можно говорить о том, что 1910-е и 1920-е годы – это уникальная попытка поиска не только индустриального, но и сельского развития человечества. Во всём мире бурно развивается сельская кооперация. В странах Восточной Европы, прежде всего в крестьянских странах, происходит рост сельских политических партий, сельских политических движений. Крестьянские партии приходят к власти и в Болгарии, и в Чехословакии. В 20-е годы крестьяне требуют от советской власти: «Создайте крестьянский союз, крестьянскую партию». Речь идёт о том, что был поиск альтернатив индустриальному пути развития. Можно говорить и о том, что это был утопический поиск (он, кстати, шел и в Соединённых Штатах), что в конечном счёте он не удался – 30-е годы всё расставили на свои места, и индустриальный путь развития победил окончательно, он всё побеждает.
Во всём мире из сёл уходит молодёжь. И во всём мире, в том числе в европейских странах, странах так называемого первого мира, это главная проблема. Вот фермер стареет и начинает думать: а кому передать моё первоклассное фермерское хозяйство? В Германии ли, в Америке ли, в Японии – дети уходят в города. Во всём мире неудержимо сокращается сельское население. Остается главная проблема: как спасти эту сельскую ткань, ткань сельского мира, эту социальную реальность. Все признают, что без неё тяжело жить на свете. Во-первых, в продовольственном смысле – а кто будет землю обрабатывать, кто будет производить продукцию? Во-вторых, в культурно-экологическом смысле.
Запад может себе позволить роскошь сохранять сельскую местность в виде так называемых постиндустриальных, постмодернистских ландшафтов, когда фермерам в Англии (Англия тут пионер) говорят: «Вы уже можете не обрабатывать землю, не выращивать свою сельскохозяйственную продукцию. Этим будут заниматься страны третьего мира. Вы сохраняйте чудесные ландшафты. К вам будут приезжать туристы и в ваших хлевах, переоборудованных под гостиницы, жить. Вы больше получите дохода как хозяева этих сельских пансионатов на своих фермерских землях».
Но это пока некоторые такие островки. А тот же фермер в Штатах сидит как сыч, на десятке километров от него есть ещё какой-то следующий фермер. Человеку необходимо общение, а села, деревни, маленького городка уже нет. Происходит глобальная специализация тех или иных регионов в производстве сельскохозяйственной продукции.
Например, Айова – штат, с которым соревновался Хрущёв в 50-е годы. Это штат, который производил порядка 30–40 видов сельскохозяйственной продукции и экспортировал их по всему миру: конечно же, зерно, но также там были и персики, и яблоки, и чего там только не было. Сейчас мировая конъюнктура рынка способствует жёсткой специализации. И сейчас этот штат гонит в основном кукурузу и отчасти зерновые. Все остальные 38 видов продукции производить невыгодно, потому что можно импортировать ещё откуда-то. В результате Айова находится в очень плачевном состоянии прежде всего в социальном смысле. Там бесконечные маленькие городки, в которых поселилась перманентная депрессия, люди сидят на велфоре или просто уезжают (американцы достаточно мобильные) туда, где более благоприятная экономическая обстановка.
Поэтому можно говорить, что в целом для сельской сферы наступили весьма нелёгкие времена.
Таким образом, становятся актуальны концепции Чаянова, прежде всего связанные с поиском развития оптимальных путей крупного и мелкого индустриального производства со значением так называемого социального фактора. Согласно Чаянову, не всё решает экономическая рентабельность, есть ещё проблема социальной рентабельности. Давайте посмотрим на наше село и на возможности его развития с точки зрения социальной рентабельности.