История социально-экономической мысли в России в XX веке. Чаянов и Кондратьев. Часть вторая
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МОГ ЛИ ВЫЖИТЬ ЧАЯНОВ В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ?
Чаянов в 1934 году был выслан в Алма-Ату. Он стремился вернуться к полноценной академической жизни. С одной стороны, местные власти ощущают, что к ним прислали величину мирового значения, они хотят что-то сделать для него. Его привлекают к организации сельскохозяйственной выставки в Казахстане, он пишет ряд работ (кстати, последняя его работа – по казахстанскому колхозному животноводству). А с другой стороны, существуют идейны коммунисты, стукачи, которые говорят: «Разве можно врагу предоставлять трибуну, чтобы он ещё что-то писал? Всё равно он будет всегда вредителем. Сколько волка ни корми…» И в 1937 году Чаянов погиб. Но прежде чем погиб Чаянов, расстреляли тех партийных деятелей, которые в Алма-Ате как-то пытались его поддержать и создать условия для его плодотворной работы.
На мой взгляд, у советской власти, у сталинского руководства существовало гениальное политическое чутьё именно на политических лидеров. Чаянов и Кондратьев были не просто учёными-экономистами – из их идей, из их книг следовали политические выводы. Власть осознавала, что это не просто учёные, но в некоторой степени это политико-интеллектуальные лидеры направления. Мог ли выжить Чаянов? Могли расстрелять и Чилинцева, и Макарова – они выжили, но Чаянова не могли не расстрелять, потому что это действительно был интеллектуальный лидер, из учения которого следовали глубоко политические выводы о том, что возможно помыслить и другие режимы. Уже то, что можно помыслить и другие режимы, каралось смертной казнью в 30-е годы.