Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Конспект лекции

3 4 5 6 7

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Каковы были первые шаги Никона на посту патриарха?

Внешне это выразилось в том, что было предложено переосмыслить роль – это мы говорим, конечно, на языке более или менее современном, научном – ритуала в жизни человека, потому что, по сути говоря, были сделаны несколько шагов, которые должны были скорее символически показать две вещи. Первая – это что церковная верхушка, в тесном контакте с государственной машиной будет менять церковную жизнь и ее параметры так, как они считают нужным в результате своих приоритетов. Второе – это то, что предыдущее развитие, если не ничего не значит, то значит слишком мало, для того чтобы его всерьез учитывать. И третий параметр, очень важный, заключается в том, что в церковном прошлом были допущены серьезнейшие ошибки, которые, якобы, надо исправлять, причем эти ошибки настолько глобальные, что нужно менять все вообще базовые вещи, которые не касаются богословов, церковных каких-то серьезных царей, а касаются каждого человека: как складывать пальцы, сколько поклонов на молитве делать, как поститься, как креститься и так далее.
Понимаете, Арон Яковлевич Куревич в свое время про категорию средневековой культуры показал, что церковный ритуал выполняет роль символического триггера социальных практик, то есть, для того чтобы поменять социальные практики, нам нужно за что-то их зацепить. Они для средневекового – а русский человек был по типу средневековым человеком, – он через эти религиозные обряды, ритуалы… Слово «обряд» у нас приобрело несколько такой, немножко искаженный смысл, но здесь правильнее говорить «церковные ритуалы». И в этом смысле, заменяя один церковный ритуал на какой-то другой или его изменяя поструктурно, вроде бы мы имеем дело просто с какой-то формой. Но там внутри глубоко зашито некое символическое содержание.
Вот несколько примеров. Первое – это один из первых указов Никона, это «Память» так называемая его, которая была накануне Великого поста, которая требовала серьезного изменения в характере исполнения, творения молитвы Ефрема Силина в Великом посту. Творилась она следующим образом, с визайнтийских времен и до Никона: сначала читалась молитва «Честнейший херувим» Богородице, потом читались 3 части, с земными поклонами – великими земными поклонами, молитва Ефрема Силина «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» и так далее. А затем полагалось 12 поклонов с разными молитвами, короткими: «Боже милости, мя грешного, Боже, очисти и помилуй мя» и так далее. И потом вся молитва прочитывалась еще раз, так что поклонов всегда было 17. Она читалась только Великим постом, эта молитва имеет покаянный характер и так далее. В этих земных поклонах, как объясняли древние византийские богословы, в частности Исаак Сирин и другие, человек преклонялся к земле в знак своего происхождения от земли. Эти земные поклоны были, так сказать, некоторым проявлением смирения человека.
Никон предложил их просто убрать, заменить так называемыми поясными поклонами, то есть когда человек просто наклоняет голову или голову с плечами. Понятно, что вроде бы для внешнего человека выглядело эта так: ну, было тяжело – стало полегче. На самом деле поясной поклон имеет совершенно другую семантику, он в культуре играет совершенно другую роль. Поясной поклон – это просто выражение благочестия и больше ничего. Тут никакого покаяния в нем особого нет. И вот эти метания, то есть земные поклоны в молитве Ефрема Сирина, Никон убрал. Одновременно с этим он изменил традиционное для Византии до XIII века сложение пальцев при крестном знамении, сложение перстов, то есть вот это заменил на вот это. 

3 4 5 6 7
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"