Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Реформы патриарха Никона и история старообрядчества. Часть 2

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Реформы патриарха Никона и история старообрядчества. Часть 2

Русские цари и старообрядцы

Петр и Церковь – это сложнейшая тема. Он был, конечно, прагматик. В моем понимании это человек, который увидел в старообрядцах то, что увидели когда-то немцы. Вот мои предки жили в Прибалтике, и вот они быстро заметили, что есть такая часть русского народа, которая трезвая и работящая. Немец это оценил. А администрация, скажем, в той же Риге в то время была немецкая. Какие-то преференции начали местные старообрядцы получать, по крайней мере, хоть какие-то свободы получили, стали строить хоть какие-то свои храмы, привлекать своих родственников. Это просто была взвешенная выгода и польза. Так же и Петр сделал: он разрешил на Севере некоторые… платите, там, 2 или 3 налога и сходите с ума по-своему: носите бороду, какую вам надо, только платите за нее. Вот это подход Петра. 
С Екатериной намного все сложнее. В то время стали земли новороссийские, малороссийские присоединяться в Российскую империю, она стала ими прибывать. Стало появляться много греков, много разных других народов. Она была очень такая толерантная, мы бы сейчас сказали, веротерпимая. Вот был первый епископ – это был архиепископ Феотокос, который еще до установления единоверия – это такое движение в русской церкви, которое принимало старообрядцев: держите свои книги, только не уходите из церкви, подчиняйтесь нашим архиереям – в Малороссии открыл такой приход, единоверческий, еще когда не было такого статуса и такого понятия не было. Он просто своим греческим умом не мог понять – он был очень образованный человек, – на каком основании они не могут быть в нашей церкви, если у них, ну, книги другие, отличаются, но они же наши православные христиане. Он им разрешил молиться древними чинами.
Некоторые императоры российские позволяли старообрядцам что-то строить. Скажем, храмы не должны были иметь внешних признаков храма. Таких еще много сохранилось. Вот, знаете, стоит просто как синагога, нет там ничего: не креста, ничего – здание и здание. На синагоге можно еще увидеть какие-то восточные элементы, кто понимает. А тут просто может быть дом – и дом, без каких-то признаков, что это вообще культовое сооружение. А внутри там!.. Вот там-то внутри, да, церковь как церковь, спрятанная от внешнего зрителя.
Решительные изменения произошли только в 1905 году – это «Манифест о веротерпимости».
Тогда много что изменилось. Пройти по Москве и посмотреть: вот это старообрядческий храм, вот это старообрядческий храм, абсолютное большинство из них построено после 1905 года, и довольно много, и не все их отдали старообрядцам до сих пор. Вот на третьем кольце можно смотреть, сооружение интересное, а креста нет, шпиль. Там боксерские какие-то, силовые единоборства, не знаю, что там… спортивный зал. Но это некоторое вообще-то неуважение. Я этого не понимаю, когда явно культовые здания используются вот так. Это вечная память о «красном» терроре. Сейчас обсуждается тема возврата к единоверческой общине в Музее Арктики и Антарктики. Я очень уважаю полярников и думаю, что это очень яркая страница истории. Но то, что уничтожали храмы, это страшная страница истории, об этом нужно когда-нибудь один раз забыть. Нельзя, чтобы памятник о себе постоянно в этом смысле напоминал. 
Вот церковь построена конкретными людьми, на определенные средства, с определенной целью, чтобы за них, в том числе, молились потом всю жизнь. Это какое-то непонимание каких-то основ человеческих, когда люди начинают этому сопротивляться и считать, выгодно или невыгодно им это отдать. И придумают, и напишут, что единоверцев осталось несколько десяткой или сотен человек на всю страну. Побольше.

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"