Сегодня и вчера

Портрет Марии-Антуанетты в муслиновом платье

Художник:
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен
(1755-1842)
1783

Замок Вольфсгартен (земля Гессен)
Германия

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Искренне убеждена, что она отличная актриса на роли молодых крестьянок


Иванов Иван Иванович. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. М. 1895

Все королевское внимание к театру не может идти в сравнение с увлечением Марии Антуанеты спектаклями и драматической литературой. Ставши супругой дофина, принцесса немедленно воспользовалась своим пребыванием в Париже, чтобы возможно чаще посещать все театры. Публика на первое время относилась очень благосклонно к Марии Антуанете и каждое появление ее в театре сопровождалось восторженными овациями зрителей и даже артистов. Австрийский посол писал Марии Терезии. «Эти появления имеют чудовищный успех. В Париже царствует такое очарование эрцгерцогиней, что нельзя и описать». Мария Антуанета часто плакала в театре, тронутая приемом публики. Она не удовлетворяется зрелищем чужого искусства и сама со страстью играет во многих пьесах. Артистические подвиги Марии Антуанеты начинаются вскоре после того, как она становится королевой. В Трианоне устраивают театр четыре года спустя после восшествия на престол Людовика XVI. Королеве стоило известного труда уговорить супруга согласиться на это.

Но раз согласие получено — королева с безграничной страстью отдается сцене. Когда во время первых родов ей запрещают оставлять свою комнату, она приказывает устраивать спектакли так, чтобы она могла видеть их с своей постели. Напрасно Марин Терезия посылает дочери строгие выговоры, напрасно австрийский посол присоединяет к этим выговорам свои предостережения: Мария Антуанета искренне убеждена, что она отличная актриса на роли субреток и молодых крестьянок. Король скоро увлекается талантом жены и с величайшим удовольствием присутствует на спектаклях. Последней ролью королевы была роль Розины в комедиях Бомарше. Свадьба Фигаро исполнялась при дворе всего за три года до революции, причем на спектакль был приглашен автор комедии, несмотря на протест короля. Граф Артуа с большим успехом исполнял роль Фигаро и громил родовую знать и другие основы старинного монархического строя...

Экспансивность Марии Антуанеты не знает границ. Королева публично пускается в оценку пьес. Она не стесняется обозвать комедию «проклятой пьесой» и даже спросить у актера, почему она принята на сцену?—при чем получает в ответ: «Это тайна труппы». Королева в своих пристрастиях не держится никаких соображений—политическлго характера. В высшей степени искренняя и увлекающаяся, она не скрывает, что ей более всего нравятся драматурги, особенно ненавистные правительству и цензуре. Она говорить, что Мерсье—этот прирожденный революционер, по выражению отнюдь не страстных поклонников цензуры,—ее трогает, а Бомарше забавляет. Она плачет, прослушавши чтение драмы Мерсье—Indigent, и одобряет вообще такого рода сюжеты.

Драма Мерсье — социальнаго содержания —изображала эксплуатацию бедняка богачами.

На представлении пьесы Седэна Deserteur Мария Антуанета также растрогана до слез. В пьесе вопрос шел о жестокости военных законов.

Мария Антуанета ходатайствуеть за многия пьесы, о которых не желало и слышать прави-тельство, в лице самого короля, духовенства и светской цензуры.

В царствование Людовика XV жестокому гонению были подвергнуты имя и история популярнейшего Французского короля — Генриха IV. И в этом гонении главное участие принимал король. Он наложить окончательный запрет на всякое воспоминание о своем предке после того, как некоторые члены государственного совета нашли возможным допустить представление комической оперы на сюжет из жизни Генриха. Это было в 1766 году, но об ярости преследования современник говорить и в самом конце царствования Людовика XV. Подданным этого короля не только не разрешалось благоденствовать в настоящем, но и все лучшие воспоминания из прошлого Французской истории, способные повести к невыгодным для настоящего сравнениям и пересудам, были тщательно пресекаемы.

10.08.2022
Из того, что бывают тайные общества вредные, никак не можно с благоразумием заключить, чтоб не могли быть и полезные
09.08.2022
Сии люди Богом избалованы и я не знаю, в чем бы они имели нужду; все есть, и все дешево
08.08.2022
О, подданные, отменно-счастливые: она вас любит как этих детей!
07.08.2022
На сем на всем, брате молодший Князь Андрей Васильевич, целуй ко мне крест к своему брату к старейшему к Великому Князю Ивану Васильевичу
06.08.2022
Свобода содержит в себе природу, как высшая ступень низшую
05.08.2022
То, что возбуждает чувства, предпочитается
04.08.2022
Пряная аналогия
03.08.2022
«Философиа есть хитрость хитростем и художьство художьством»
02.08.2022
Искренне убеждена, что она отличная актриса на роли молодых крестьянок
01.08.2022
Я не знаю, что такое знание
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"