Сегодня и вчера
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу

Художник:
Бронников, Фёдор Андреевич
(1827 - 1902)
210 х 125 см
Холст, масло
1869

Острогожский историко-художественный музей им. И. Н. Крамского
г. Острогожск, Воронежская область, Россия

Фрагмент.
Смотреть полностью.

«Пифагорейский образ жизни»



Маковельский Александр Осипович. Досократики. Часть третья (Пифагорейцы, Анаксагор и др.). Казань, 1919

Диоген Лаэрций сообщает, что древняя пифагорейская школа просуществовала девять или десять поколений. Годом основания пифагорейского союза можно считать 531 г. Конец же древней школы можно приурочить к смерти Ксенофила (вторая половина IV века). Таковы хронологические рамки деятельности древней пифагорейской школы; что же касается географических рамок, то главной ареной ее деятельности была Нижняя Италия. У Ямвлиха дается перечень всех членов пифагорейского союза, причем в этом списке пифагорейцы распределены по месту происхождения. Вначале все пифагорейцы жили и действовали в Италии, лишь с Филолая мы встречаем пифагорейцев вне Италии; Филолай переселился в Фивы в конце V века и только с этого времени появляются пифагорейцы в Элладе.

Первоначально пифагорейский союз был по преимуществу религиозно-нравственным институтом, в котором научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы, и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли, сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако, пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии.

Эта стадия эволюции пифагореизма, поскольку она выдвигает на первый план примитивные религиозные обряды и суеверия, является возвращением к первоначальному пифагореизму, но существенно отличается от последнего тем, что обращается к народной массе, вербует своих адептов из социальных низов и в соответствии с этим радикально изменяет «пифагорейский образ жизни». Главным творцом этого перелома в развитии пифагореизма был Диодор Аспендский, живший в начале IV века. Он впервые ввел образ жизни, позднее названный «циническим». Раньше пифагорейцы весьма заботились о чистоте тела и одежды и, следуя общему обычаю, стригли волосы и бороду. Диоген Аспендский ходил всегда грязный, босой, не стриг волос, носил длинную бороду и выделялся особым одеянием, которое состояло из грубого плаща (трибона), посоха и сумы. Таким образом циническая внешность и циническое одеяние впервые появились в одной из сект пифaropeйской школы и своим возникновением обязаны Диодору Аспендскому, который ввел их par affectation. Отсюда они были заимствованы последователями Антисфена. В конце IV века поэты средней комедии осмеивали нечистоплотность и неопрятность пифагорейцев и их воздержание от мяса и вина. Пифагорейские мисты встречаются до самого конца языческой древности. В начале первого века до Р. Хр. происходит возрождение пифагорейской философии, возникает так называемый неопифагореизм. С другой стороны, многие идеи, выработанный древней пифагорейской школой, были усвоены Академией, от которой перешли к Стое и к христианской церкви. Такова была судьба духовного наследства, оставленного древним пифагореизмом.

Группе говорит, что было бы ошибкой смотреть на пифагорейские учения, как на части единой системы; пифагорейский союз преследовал практическую цель, в теоретической же области каждая выдающаяся личность школы прокладывала свой собственный путь и в школе существовали различный философские учения; то, что нам кажется противоречием в пифагорейском учении, на самом деле принадлежит различным кругам идей, который пытаться свести в единое целое было бы напрасным трудом. Против этого мнения мы можем возразить ссылкой на Аристотеля, который всегда говорит о «пифагорейцах», а не об отдельных философах пифагорейской школы; равным образом мы должны отметить общность научных занятий в пифагорейской школе и указать, что при двухвековом существовании древней пифаго-рейской школы ее учения не могли оставаться чем-то единым застывшим целым, но должны были развиваться и изменяться, если только на самом деле в школе культивировался дух научного исследования.

01.02.2023
Он надеялся манипулировать женщиной, плохо приспособленной к решению государственных задач; в действительности же ему пришлось иметь дело с российской императрицей.
31.01.2023
О даче жалованья зазорным младенцам, которых рождают жены и девки беззаконно
30.01.2023
Нужен был царь, какими были исконные московские государи, а не первый ловкий претендент
29.01.2023
Составитель Лаврентьевского сборника имел под руками источники, неизвестные составителю Ипатьевской летописи
28.01.2023
Беспорядкам, позорящим науку и университеты, должен быть, во благо вверенного Мне Богом народа, положен конец
27.01.2023
Любопытно было бы также знать, откуда взято имя нашего города Самара, и не занесено ли оно с востока?
26.01.2023
Вдруг перед глазами моими точно вспыхнули слова «царь Алексей», писанные твердым, крупным почерком
25.01.2023
И с того времени тем царским венцом венчаются все великие князья Владимирские, когда ставятся на великое княжение
24.01.2023
Прежде с холма в подзорную трубу вожди войск могли видеть все поле сражения. Теперь этого ничего не видно. Часто не видно и войск.
22.01.2023
Долго ожидать надобно, пока доброго офицера получить можно, ибо не только науку скоро окончить нельзя, но и для практики еще довольно времени потребно
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"