Сегодня и вчера


Костомаров Николай Иванович. Мысли о федеративном устройстве Древней Руси // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. Том Первый. — СПб.: Тип. товарищества "Общественная польза". 1863 С.3


Географическая местность страны и обстоятельства, под влиянием которых сложился быт Восточных Славян, произвели надолго, в истории русского народа, сочетание единства и целости земли с раздельностью частей ее и с своеобразности жизни в каждой из этих частей. Коренной зачин русского государственного строя шел двумя путями: с одной стороны, к сложению всей Русской Земли в единодержавное тело, а с другой — к образованию в нем политических обществ, которые, сохраняя каждое свою самобытность, не теряли бы между собою связи и единства, выражаемого их совокупностью. Это начало Федерации не представляет в истории нашей чего-то исключительно свойственного славянскому племени; его встречаем мы, как у древних, так и у новых народов, повсюду, где только живучесть нравственных сил человека не была подавлена насильственным сплочением, или где, вследствие неблагоприятных для поддержания единства оборотов судьбы; части не приняли характера совершенно отдельных друг от друга целых, и не разошлись па своем пути в разный стороны. Русская Земля была слишком велика для скорого образования из себя единодержавного тела; племена, населявшие ее, были слишком разновидны, чтоб скоро слиться в один народ; самое то племя, которое имело более залогов сделаться господствующим первенствующим между другими, было само разделено на второстепенные племена, заключавшие в себе залоги долгого существования в отдельности.

Еще в незапамятные времена, после пришествия Славян с Дуная, на всем русском материке жило два рода Славян: одни Славяне — старые, другие — пришлые; в языке, нравах и обычаях тех и других должны были заключаться такие отличия, которые препятствовали их скорому слитию. Сверх различий, какие необходимо должны были существовать между массою древнейших обитателей края и массою пришлых, каждая масса подразделялась на виды, которых прирожденные признаки, этнографические особенности, означались не одними только местами нового их поселения, но и укоренялись, и развивались в течении значительного времени, привычками, преданиями и своеобразными приемами быта. Достаточно указать на описание Полян и Древлян в наших летописях: обе эти ветви принадлежали к одной массе новопришлых Славян и притом обитали по соседству друг с другом; но различие между ними доходило даже до вражды. «Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих, и стыденье к снохам своим и к сестрам, к матерем и к родителем своим, к свекровем и деверем велико стыденье имеху; брачные обычаи имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней что вдадуче. А Древляне живяху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху уводы девиця» (Летоп., т. I). Радимичи и Вятичи производили себя от Ляхов: в этом предании, конечно переходившем от поколения к поколению, лежит уже причина их отличия и зародыш отдельности; да сверх того каждый из этих двух народов имел собственные заветные предания, которые были чужды другим славяно-русским народам и им самим не давали смешиваться друг с другом. У Радимичей был свой родоначальник—Радим, у Вятичей—Вятко. Для других Русских Славян эти праотцы не были священными лицами, какими были для признававших себя их потомками. Как у Древлян, так и у Радимичей и Вятичей, летописец подметил особые черты нравов. «И Радимичи, и Вятичи, и Север один обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отьци и пред снохами: браци не бываху в них, но игрища межу селы. Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены. Аще кто умряше, творяше трызиу над ним и по сем творяху кладу велику, и възложахут и на кладу мертвеца и сожьжаху, а, по сем собравши кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творять Вятичи и ныне. Си же творяху обычая Кривичи, прочии погании, не ведуще закона Божья, но творяще сами собе закон».
07.10.2022
Как скоро начинают говорить о кредите, он падает
06.10.2022
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
05.10.2022
Они служат доказательством, что при Государственных смятениях могут новые Народы и новые поселения получить свое бытие
03.10.2022
Когда придет время поднять завесу, скрывающую тайные пружины происшествий той эпохи, то увидят, что вся Европейская политика вращалась около Александра
02.10.2022
Не противоречит ли правде требование процентов?
01.10.2022
Греки, Турки, Славяне, все равно уверены, что Константинополь будет взят Русскими
30.09.2022
Где Михаил Федорович Романов с матерью инокинею Марфою нашел безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года?
29.09.2022
Сложное и непонятное большинству современников, областное управление Петра сменилось вслед за его кончиной более простой и удобной системой, напоминавшей старый московский строй
28.09.2022
Собрать известное число Воинов, которых вооружа собственным иждевением, содержать буду во все продолжение войны
27.09.2022
В руках воеводы сосредоточивалась вся правительственная деятельность в областном управлении
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"