Сегодня и вчера


Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCXLI. —СПб.: 1885. С. 64


Обращаюсь к памятникам русской старины; они еще беднее сведениями о божествах славян, да и эти бедные сведения констатируют весьма странный факта: полное несходство в именах богов восточных и западных славян. Случай, кажется, небывалый: две отрасли одного и того же племени должны бы сходиться настолько же, насколько скандинавы сходятся с континентальными немцами, а между тем, не смотря на то, что наши Гриммы если и уступают своему прототипу в остроумии и находчивости, зато много превосходят его смелостью, они все же не могут указать твердых и определенных параллелей между славянами балтийскими и русскими. Несомненно общее только и есть, что одно имя Сварожича, так редко встречающееся у славян балтийских, и находимое в древнерусских памятниках при довольно подозрительных обстоятельствах. Но Сварожичем и его предполагаемым отцом занялся г. Ягич, и потому до открытия новых фактов вопрос о нем можно считать исчерпанным. В древнейших и несомненных памятниках языческой Руси, в договорах с греками, встречаются только два имени: Перун и Волос, скотий бог. При Игоре упоминается идол Перуна. При этом случае считаю нелишним обратить внимание на то обстоятельство, что житие Владимира, вошедшее целиком в нашу начальную летопись, многих заставляет забывать, какое большое количество христиан было в войсках князя Киевского за два поколения до Владимира. Нет сомнения, что во многих семьях языческие предания были порядком затемнены даже к концу X века; что же удивительного, что через два-три поколения после смерти Владимира составитель его жития, желавший выставить его равноапостольный подвиг в блестящем свете, принужден был обращаться к литературным источникам, чтобы пополнить бедный ряд божеств русских?

Самое важное свидетельство русской начальной летописи находится под 980 годом; там поминаются Перун, Хорс, Мокошь, Симарьгл, Дажьбог и Стрибог. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Волоса, который упоминается в договорах Олега и Святослава. Затем, приведенные здесь шесть имен распадаются на две группы: четыре первые и два последние; первая группа в большом ходу в обличительных памятниках; за исключением Симарьгла (о нем см. у Ягича), они встречаются во всех из них без исключения, конечно, с изменениями форм и с осложнениями посредством других имен. Дажьбог и Стрибог из всех этих памятников находятся только в Слове, приписываемом Златоусту (см. Летописи, изд. Тихонравова, 1. с. № VII); предполагать на основании этого, что это Слово пользуется более чистыми, народными источниками, — нельзя, так как оно местами дословно сходно и со Словом Христолюбца, и, с другой стороны, с Словом Григория по Софийской рукописи № 1295, а кроме того, здесь же поминается и Артемида. Перун, Хорс и Мокошь в том же порядке, как и в летописи, встречаются и в Слове Христолюбца, и в Слове Златоуста, и в Слове Григория. Сварожич совершенно в той же обстановке, довольно нелепой, указывающей на плохой перевод или плохой список, является несколько раз, но вследствие дословного сходства, а стало быть, и единства литературного источника все эти случаи надо свести в один. Переплут, встречающийся в Слове Златоуста и в Слове Григория с одним и тем же указанием: «вертячеся бьют ему в розех», есть очевидная описка, вместо чего-то более осмысленного. Столь часто встречающиеся в этих Словах Вилы, по видимому, указываюсь на юго-славянское происхождение двух редакций, из переплетения которых составились цитаты, за неимением лучшего, полагаемые в основу восточно-славянского учения о богах. Дива, Род и Рожаница, также мало, как и непонятная Мокошь могут дать материалу для постройки прочной системы. Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун…
27.09.2022
В руках воеводы сосредоточивалась вся правительственная деятельность в областном управлении
26.09.2022
Чего стоила война с французами 1812, 1813 и 1814 годов.
25.09.2022
Если не давать выгод тем, кои привозят нам известные полезностью изобретения, то мы лишимся их надолго и отстанем от чужестранных
24.09.2022
Россия сражаясь с целою Европою, познала в сие время всю великость сил своих и способов, до того ей самой неизвестных
23.09.2022
Случалось, что человека, которого все знакомые знали под именем Дмитрия, после кончины, на погребении, духовные поминали Федотом; и только тогда открывалось, что он был Федот
22.09.2022
На долю Монастырского Приказа выпало развитие весьма важных и сложных вопросов в истории русского права и государства
21.09.2022
И быти Джан Бек Гирею царю и всему Крыму с великим государем царем и великим князем Михаилом Феодоровичем всея Руси в крепкой дружбе на веки не подвижно
20.09.2022
И оттоле тем царьским венцом венчаються вси великие князи Владимерские, егда ставяться на великое княжение
19.09.2022
Вишневые сады охраняются с особливым рачением.
18.09.2022
Шамхал Адиль-гирей встретил императора за пять верст и поверг к его стопам себя, весь свой род и все свое имущество
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"