Сегодня и вчера


Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCXLI. —СПб.: 1885. С. 64


Обращаюсь к памятникам русской старины; они еще беднее сведениями о божествах славян, да и эти бедные сведения констатируют весьма странный факта: полное несходство в именах богов восточных и западных славян. Случай, кажется, небывалый: две отрасли одного и того же племени должны бы сходиться настолько же, насколько скандинавы сходятся с континентальными немцами, а между тем, не смотря на то, что наши Гриммы если и уступают своему прототипу в остроумии и находчивости, зато много превосходят его смелостью, они все же не могут указать твердых и определенных параллелей между славянами балтийскими и русскими. Несомненно общее только и есть, что одно имя Сварожича, так редко встречающееся у славян балтийских, и находимое в древнерусских памятниках при довольно подозрительных обстоятельствах. Но Сварожичем и его предполагаемым отцом занялся г. Ягич, и потому до открытия новых фактов вопрос о нем можно считать исчерпанным. В древнейших и несомненных памятниках языческой Руси, в договорах с греками, встречаются только два имени: Перун и Волос, скотий бог. При Игоре упоминается идол Перуна. При этом случае считаю нелишним обратить внимание на то обстоятельство, что житие Владимира, вошедшее целиком в нашу начальную летопись, многих заставляет забывать, какое большое количество христиан было в войсках князя Киевского за два поколения до Владимира. Нет сомнения, что во многих семьях языческие предания были порядком затемнены даже к концу X века; что же удивительного, что через два-три поколения после смерти Владимира составитель его жития, желавший выставить его равноапостольный подвиг в блестящем свете, принужден был обращаться к литературным источникам, чтобы пополнить бедный ряд божеств русских?

Самое важное свидетельство русской начальной летописи находится под 980 годом; там поминаются Перун, Хорс, Мокошь, Симарьгл, Дажьбог и Стрибог. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Волоса, который упоминается в договорах Олега и Святослава. Затем, приведенные здесь шесть имен распадаются на две группы: четыре первые и два последние; первая группа в большом ходу в обличительных памятниках; за исключением Симарьгла (о нем см. у Ягича), они встречаются во всех из них без исключения, конечно, с изменениями форм и с осложнениями посредством других имен. Дажьбог и Стрибог из всех этих памятников находятся только в Слове, приписываемом Златоусту (см. Летописи, изд. Тихонравова, 1. с. № VII); предполагать на основании этого, что это Слово пользуется более чистыми, народными источниками, — нельзя, так как оно местами дословно сходно и со Словом Христолюбца, и, с другой стороны, с Словом Григория по Софийской рукописи № 1295, а кроме того, здесь же поминается и Артемида. Перун, Хорс и Мокошь в том же порядке, как и в летописи, встречаются и в Слове Христолюбца, и в Слове Златоуста, и в Слове Григория. Сварожич совершенно в той же обстановке, довольно нелепой, указывающей на плохой перевод или плохой список, является несколько раз, но вследствие дословного сходства, а стало быть, и единства литературного источника все эти случаи надо свести в один. Переплут, встречающийся в Слове Златоуста и в Слове Григория с одним и тем же указанием: «вертячеся бьют ему в розех», есть очевидная описка, вместо чего-то более осмысленного. Столь часто встречающиеся в этих Словах Вилы, по видимому, указываюсь на юго-славянское происхождение двух редакций, из переплетения которых составились цитаты, за неимением лучшего, полагаемые в основу восточно-славянского учения о богах. Дива, Род и Рожаница, также мало, как и непонятная Мокошь могут дать материалу для постройки прочной системы. Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун…
19.03.2019
Турецкие уполномоченные вынуждены были согласиться на предъявленный ультиматум
18.03.2019
В аулах о нем пелись песни; он был известен под именем Кызыл-Дженерал (т.-е. рыжий генерал)
15.03.2019
Нечто о волках на Дону
14.03.2019
И все это было из-за Православия Ивана Васильевича
13.03.2019
О способах удостоверения в верности лазутчиков и текст присяги агентов русской контрразведки.
12.03.2019
Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове
11.03.2019
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
07.03.2019
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
06.03.2019
Народная поэзия представляет то замечательное явление, что творческая сила ее ослабевает по мере развития умственного
05.03.2019
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.