Сегодня и вчера


Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища 1820-1870. —СПб.: 1870. С. 334


Главная цель преподавания русского языка в артиллерийском училище, без сомнения, должна заключаться в том, чтобы приучить учеников правильно выражаться на родном языке. Поступающим в училище уже был пройден, в систематическом порядке, полный курс обучения языку в течение ряда лет. Опыт показывает, однако, что и после такого постепенного и систематического обучения не все ученики выучиваются писать и некоторые из них часто делают ошибки, вследствие незнания основных правил языка. Вновь проходить систематический курс обучения языку в третьем специальном классе было бы неуместно. Поэтому занятия по русскому языку получили в нем следѵющий характер: имелось в виду, чтоб ученики на практике выучились тому, в чем они не имели достаточного теоретического образования. Ученики, как уже сказано, писали большие сочинения на темы, заданные преподавателем. Нельзя отвергать, что главная цель преподавания могла таким образом быть достигнута, но с огромным трудом как со стороны учеников, так и со стороны преподавателя. Труд этот еще более увеличивался вследствие другого требования. Ученикам задавались преимущественно темы литературного содержания, и они должны были употреблять много времени на прочтение большого числа сочинений, соприкосновенных к теме, для того чтобы составить себе более или менее самостоятельный взгляд на вопросы заданной темы. Конечно, чрез это ученики отчасти привыкали к самостоятельному труду и знакомились с русской литературой, но главная цель преподавания занимала второстепенное место, так как большая часть разъяснений учителя направлялась на разбор содержания сочинений, и у него не доставало времени следить за правильностью сочинения по отношению к языку.

Поэтому с 1864 года установлена была следующая система обучения русскому языку. Каждому из юнкеров назначалось сделать перевод некоторой части какого-нибудь иностранного военного сочинения. При разборе этого перевода учитель наблюдал не только за тем, понят ли смысл сочинения, но также и за правильным выражением мыслей. Чрез это ученики приобретали навык правильно выражаться на родном языке по предметам специального их образования и вместе с тем привыкали к пониманию иностранных специальных сочинений, что совершенно необходимо для хорошо образованного артиллерийского офицера. Подобные переводы сверх того положено было требовать на вступительном экзамене в академию, следовательно занятия по этому предмету составляют полезную подготовку к сказанному экзамену.

С изменением характера преподавания русского языка лекции этого предмета стали поручать артиллерийским офицерам, известным по своим познаниям в русском и иностранных языках, а не специальным преподавателям языков.
29.06.2022
Филипп же игумен для разных монастырских поделок, которыя исправлялися прежде людьми, изобрел полезныя машины
28.06.2022
Чернь провела весь тот день в сих бесчиниях мерзких и бесчеловечных
27.06.2022
Вы никогда не были довольны самым выгодным положением, и оканчивали тем, что сами разрушали свое счастье
25.06.2022
Совсем по-иному описывается избрание Михаила в расспросах детей боярских И. Чепчугова, Ф. Дурова и Н. Пушкина
24.06.2022
Лавров способен не просвещать, а помрачать умы
23.06.2022
Государи и принцы суть те же люди. Горе тем из них, кто забывает узы крови и благодарности
22.06.2022
Когда устранился от взоров людей его грозный образ, открылась Россия, представлявшая уже более светлое, отрадное зрелище
21.06.2022
Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?
20.06.2022
Он окривел на правый глаз. История с этим глазом также послужила поводом для многих часто самых фантастических рассказов…
19.06.2022
Чтобы тот собор те положения утвердил, никак нельзя увериться, первое потому, что нигде не находится подлинного соборного деяния
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"