Сегодня и вчера


Речь об участии родителей в деле общественного образования детей их. (Произнесена на публичном акте 18 июня 1859 года третьей С. Петербургской гимназии младшим учителем А. Антоновым) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CIII. —СПб. 1859. С. 67


Мы принимаем от вас дитя ваше, взращенное и развитое вами, ленивое или прилежное, капризное или кроткое, злобное или доброе — но вашим начинаниям: итак, не откажитесь же принять участие в том, что начали, что вам же придется окончить, с чем вам не придется бороться; не произносите, отдавши свое детище в школу, фразы: «там его исправят, там не дадут потачки!» не заключайте своего дела словом: «пристроил!» и Бога ради, не складывайте рук. Мы просим вашего участия для вас самих, для детей ваших и потом уже, для вящего успеха, и для самих себя. Да что же, разве уж нет никакого участия со стороны нашей в деле образования детей наших? спросите вы. Есть, мм. гг., но не совсем то, какого мы вправе ожидать от вас. Не забудьте только того, что если общество всегда готово поставить нас в ответственное положение перед ним, то и вы, составляющие это общество, как отцы и матери, как родные, за ответом нашим, ставите и себя в ответственное положение, не относительно формы или кажущейся, внешней неисправности только, а относительно благого преуспеяния детей ваших в знаниях и движениях по пути нравственности. Вопрос об участии вашем в деле общественного образования не есть вопрос случайный, поднятый мною по праву говорящего и произвольно избирающего себе предмет разговора; нет, он есть скорее ответ на частые вопросы ваши: «Отчего мой сын не идет, почему его не привели, за что его наказали?» Вы спрашиваете часто, позвольте же вопросить вас и ответ держать, насколько вы, проникнутые любовью к детищу своему, принимаете настоящего участия в деле воспитания и образования. Вот те немногие факты, по которым можно сказать, что есть ваше участие в деле воспитания детей ваших. Первая встреча наша с вами была тогда, когда вы, с полным желанием образовать детей своих, переступили порог гимназии. Мы видели тогда горячее участие ваше в деле образования с той стороны, чтобы и ваши дети учились, чтобы и они разделили со временем плоды просвещения. Видели мы искреннее желание ваше, чтобы дети поступили в гимназию, видели мы, как вы старались помочь им в ответах на приемном экзамене, и гимназия сделала для вас все, насколько когда: она приняла желавших сесть на скамьях ее, насколько позволяло место. Вот ваше первое участие — и вот ответ на него гимназии. Затем, уже спокойные определением детей ваших в гимназию, и сложив всякую ответственность на гимназию, вы являлись, сначала часто, а потом и пореже, узнать: как идут наши дети? И радовался отец или мать, когда давали благоприятный ответ, что ученик во всех отношениях идет хорошо; и радовались они справедливо, благодарили гимназию; но не скрыли от нее того благородного сознания, что ведь и мы принимаем тут участие, что и мы следим за развитием нашего сына, что дом наш есть безукоризненно приготовленное поле, на котором взрастет все, посеянное нами. Русское спасибо сказала им гимназия и решила, что дети таких родителей добросовестно окончат курс свой, и вполне признала участие родителей в благом деле образования. В то же время гимназия осмотрелась и, по детям, опять решила: таких родителей немного. И смущался отец или мать, когда давали им неблагоприятный ответ, что ученик во всех отношениях идет плохо, и негодовали и горячились они несправедливо, и напрасно винили гимназию, забыв то, что мало приняли участия в образовании сына, что отдали дитя, как на фабрику, где должны изготовить к сроку, что явились в гимназию с решительным вопросом, как в место казенное, не приготовив ответа, — ответа родителя, долженствующего принять ближайшее участие в деле образования своего детища, как существа, ими поднятого на ноги, ими взращенного…
24.04.2024
Д.А. Столыпин: Я постарался узнать причину этой общей бедности
22.04.2024
Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми
20.04.2024
Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
18.04.2024
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
16.04.2024
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
15.04.2024
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
14.04.2024
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
12.04.2024
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
10.04.2024
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
08.04.2024
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"