Сегодня и вчера


Витте Сергей Юльевич. Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.— СПб. 1912. С.69

По условиям своей исторической жизни Россия долгое время была исключительно континентальным государством. Издревле русское Белое море, составляющее часть Северного океана, не могло служить путем торгового и культурного единения русского народа с Западной Европой как ввиду неблагоприятных климатических условий, так и вследствие того, что между побережьем этого моря и центром страны, бывшим средоточием ее государственной и экономической жизни, лежали неизмеримо огромные пространства почти не населенных земель. Сознание настоятельной необходимости найти выход к морю было руководящим началом Московских Царей и Императоров России. Основывая столицу русского государства на берегах Финского залива, Великий Преобразователь открыл этим путем своему народу «окно в Европу». С каждой новой войною Россия приближалась к морям и в настоящее время владеет берегами на двух океанах и шести морях. Однако, наше положение относительно морей не вполне благоприятно. Моря эти находятся в совершенно различных климатических, географических, экономических, торговых и политических условиях; наши морские побережья, к тому же, или слабо населены, или находятся в обладании инородческого населения, или мало доступны и не имеют местного торгового значения. На Северном океане плавание круглый год возможно только на части Мурманского берега; на Балтийском море Россия владеет одним только незамерзающим портом (Либава); на Черном море — Дунай, Днепр, Днестр, Дон и все Азовское море до Керчи, а на Каспийском море — часть к северу от Брянской косы неизменно замерзают каждый год. Кроме того гавани на Черном и Азовском морях засоряются впадающими в них реками, и многие из них, не обладая достаточной глубиной, не допускают прямой нагрузки и разгрузки судов большой осадки; это заставляет прибегать в перегрузке на более мелкие суда, что требует значительной затраты времени, труда и денег. К сказанному следует прибавить, что морские берега даже Европейской России удалены друг от друга на такое расстояние, которое равно расстоянию некоторых колоний от Англии. Так, например, проход из Черного моря в Балтийское составляет около 5.000 морских миль. При таких условиях Россия не может в должной степени пользоваться благами морских сообщений и развивать свою морскую торговлю.

Значение морей, каик ѵдобиных и дешевых путей сообщения. несколько уменьшилось с изобретением и развитием железных дорог. Отныне .местности, значительно удаленный от морей, лишенный даже внугренних водных сообщений, благодаря железным дорогам получают возможность принять участие в торговом обмене и поставлять - свои произведения на международный рынок.
09.04.2022
Как купец предлагал устроить лотерею из конфискованного у него за долги товара, и что сказала на это Государыня.
08.04.2022
Рыбы по высшему естественному праву владеют водою, и притом большие пожирают меньших
07.04.2022
Неустрашимый воин, искуснейший своего времени Министр
06.04.2022
Христианство требует от единичных только той приверженности к государству, которая согласна с обязанностями человека к Богу
05.04.2022
Для поверки хронологии вычислением затмений, должно пользоваться древними летописями с большой осторожностью
04.04.2022
Кто же оставался на стороне нового правительства? В чем состояла его сила?
03.04.2022
Морские берега Европейской России удалены друг от друга на такое расстояние, которое равно расстоянию некоторых колоний от Англии.
02.04.2022
Кара, по обычаю того времени, постигала не одного осужденного по политическому преступлению, но всех его родственников, близких и дальних…
01.04.2022
Одною из главнейших причин прискорбного равнодушия к пропаганде разрушительных начал, представляется всеобщая неизвестность размеров пропаганды
31.03.2022
О веществе монетных единиц гривенной системы мудрено сказать что-либо определительного
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.