Сегодня и вчера


Беляев Илья Васильевич. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич Грозный, Московский и Всея Руси. — М.,1866. С. 73.

Могила в приделе Московского Архангельского собора приняла останки сколько мучившего, столько же и мучившегося царя. Но, когда устранился таким образом от взоров людей его грозный образ, исключительно сосредоточивавший на себе внимание, открылась Россия, представлявшая уже более светлое, отрадное зрелище. Вместо прежних, только еще внешним образом собранных областей, открылась единая Русская Земля с единым Царем, единым для всей ее законодательством гражданским и церковным, основанным на ее исконном древнем обычае. Наконец, вместо бояр, желавших удержать все свои привилегии, которыми они пользовались, как потомки дружинников, и в то же время стоять в земщине, где мнение если и самостоятельно, то отнюдь не привилегированно, явилось сословие дворян с определенным назначением быть слугами Государевыми. Правда, все это стоило Царю Ивану Васильевичу долгой и тяжелой борьбы, — тяжелой особенно по его личному характеру и некоторым печальным обстоятельством его жизни. Иностранцы, а вслед за ними и историограф наш, назвали его «тираном», «мучителем» Но, народ русский, без сомнения, более верно чувствующий свою историю и значение в ней личных деятелей, прозвал его только Грозным», строгим. — прозванием, которое он дал и деду его, знаменитому Ивану Васильевичу III-му. Задача Москвы — основание Русского царства—впервые ясно разрешена Царем Иваном Васильевичем, и народ не даром слил его личность с началом Москвы.

«Когда зачиналась каменна Москва: Тогда зачинался и Грозный Царь, Грозный Царь Иван Васильевич»,— поет он в своих песнях.

Даже к самым поразительным событиям из жизни сего Царя, народ отнесся с своим смягчающим, умиряющим влиянием. Отношение Царя к Филиппу митрополиту он рассказал в сказке о Шибарше, указав некоторые обстоятельства из жизни Московского боярства, которые несколько оправдывают горечь впечатления, произведенного на Ивана Васильевича обличением святителя Филиппа. Что касается до смерти святителя Филиппа, народ в этой сказке не приписывает ее Царю, а только вспоминает устранение им митрополита от должности. Наконец, самое поразительное событие с сыном, народ в своей былине рассказывает, как следствие указания младшего сына на старшего, указания обвиняющего старшего в измене.
14.05.2019
Совсем по-иному описывается избрание Михаила в расспросах детей боярских И. Чепчугова, Ф. Дурова и Н. Пушкина
13.05.2019
Лицам, интересующимся Кремлем, знать книгу С. П. Бартенева следует, но пользоваться ею необходимо с большой осторожностью
08.05.2019
Чиним знаменито сим нашим листом, кому будеть потреб того ведати
07.05.2019
Самое существенное для нас слово: Димитрий – самозванец, мы находим в послании Сигизмунда III к Павлу V от 3-го октября 1611 г.
06.05.2019
От взрыва и погибели многих королевских бояр ужас перешел на сторону непрятелей
30.04.2019
Из клоунов да в политические преступники! Обидно!
29.04.2019
К вопросу о государственных цветах древней России
26.04.2019
А весна шла и кричала разными голосами птиц.
25.04.2019
При начале военно-потешной службы первейшим в оную самохотно предстал
24.04.2019
Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.