Сегодня и вчера


Беляев Илья Васильевич. Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич Грозный, Московский и Всея Руси. — М.,1866. С. 73.

Могила в приделе Московского Архангельского собора приняла останки сколько мучившего, столько же и мучившегося царя. Но, когда устранился таким образом от взоров людей его грозный образ, исключительно сосредоточивавший на себе внимание, открылась Россия, представлявшая уже более светлое, отрадное зрелище. Вместо прежних, только еще внешним образом собранных областей, открылась единая Русская Земля с единым Царем, единым для всей ее законодательством гражданским и церковным, основанным на ее исконном древнем обычае. Наконец, вместо бояр, желавших удержать все свои привилегии, которыми они пользовались, как потомки дружинников, и в то же время стоять в земщине, где мнение если и самостоятельно, то отнюдь не привилегированно, явилось сословие дворян с определенным назначением быть слугами Государевыми. Правда, все это стоило Царю Ивану Васильевичу долгой и тяжелой борьбы, — тяжелой особенно по его личному характеру и некоторым печальным обстоятельством его жизни. Иностранцы, а вслед за ними и историограф наш, назвали его «тираном», «мучителем» Но, народ русский, без сомнения, более верно чувствующий свою историю и значение в ней личных деятелей, прозвал его только Грозным», строгим. — прозванием, которое он дал и деду его, знаменитому Ивану Васильевичу III-му. Задача Москвы — основание Русского царства—впервые ясно разрешена Царем Иваном Васильевичем, и народ не даром слил его личность с началом Москвы.

«Когда зачиналась каменна Москва: Тогда зачинался и Грозный Царь, Грозный Царь Иван Васильевич»,— поет он в своих песнях.

Даже к самым поразительным событиям из жизни сего Царя, народ отнесся с своим смягчающим, умиряющим влиянием. Отношение Царя к Филиппу митрополиту он рассказал в сказке о Шибарше, указав некоторые обстоятельства из жизни Московского боярства, которые несколько оправдывают горечь впечатления, произведенного на Ивана Васильевича обличением святителя Филиппа. Что касается до смерти святителя Филиппа, народ в этой сказке не приписывает ее Царю, а только вспоминает устранение им митрополита от должности. Наконец, самое поразительное событие с сыном, народ в своей былине рассказывает, как следствие указания младшего сына на старшего, указания обвиняющего старшего в измене.
12.08.2022
Хотя каждый Приказ имел свой определенный предмет занятий, но правильного разграничения между предметами одного Приказа и другого не было
11.08.2022
Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вынести критику только один Перун
10.08.2022
Из того, что бывают тайные общества вредные, никак не можно с благоразумием заключить, чтоб не могли быть и полезные
09.08.2022
Сии люди Богом избалованы и я не знаю, в чем бы они имели нужду; все есть, и все дешево
08.08.2022
О, подданные, отменно-счастливые: она вас любит как этих детей!
07.08.2022
На сем на всем, брате молодший Князь Андрей Васильевич, целуй ко мне крест к своему брату к старейшему к Великому Князю Ивану Васильевичу
06.08.2022
Свобода содержит в себе природу, как высшая ступень низшую
05.08.2022
То, что возбуждает чувства, предпочитается
04.08.2022
Пряная аналогия
03.08.2022
«Философиа есть хитрость хитростем и художьство художьством»
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"