Сегодня и вчера


Новицкий Орест Маркович. О духоборцах. — Киев, 1832. С. 100.

Учение, коего держатся Духоборцы, не есть учение оригинальное; в нем все чужое, заимствованное: несмотря на сие, оно не имеет совершенного сходства ни с одним верованием, взятым отдельно. Это, более или менее верное, повторение различных мнений различных сект; слияние разнородных отголосков, в каких любило проявлять себя, в различные времена, направление духа ко внутреннему и таинственному в Религии; совокупление всех тех учений, которые, более или менее уклоняясь в область мистических видений, принимали Церковь только невидимую, внутреннюю, соединяя с тем нередко веру в таинственное действие Божественного света в человеческом духе, как главный источник Веры и Спасения. При начальном образовании учения Духоборцев мысль о внутренней Церкви и внутреннем просвещении была единственным основанием, на коем воздвигалось все прочее здание — различными строителями и из различного вещества, какое только могло идти здесь каким-нибудь образом одно к другому: от того то нельзя указать какого-либо одного, особенного основателя секты Духоборцев, — ибо в сем деле участвовали многие; от того же самое учение ее, в известные периоды своего образования, более или менее наклонялось к направлению одного какого-либо верования, пока перемена обстоятельств не изменяла его хода по направлению другому: так, при начальном появлении своем в устах Лупкина , оно близко было к учению Пляшущих XVI столетия, которые также, как Духоборцы веровали внутреннему слову и призывали в себя действие Св. Духа скаканием и прыжками; в наставлениях Силуана оно сходилось с мнениями ложных мистиков; в исповедании его последователей особенно сблизилось с учением Квакеров и т.д. Таким образом, непрестанно расширяясь в своем ходе, оно непрестанно нарастало новыми мнениями , взятыми от разных толков. И в полном своем объеме представило странную смесь разнородных суждений о предметах веры. Оттого и различные писатели, упоминавшие о Духоборцах, сравнивали их с различными сектами, судя по тому, какая сторона их учения казалась для них виднее…
09.12.2022
Положением о Дворянстве в Царстве Польском возложено на обязанность Герольдии составление Гербовника Дворянства.
08.12.2022
«Пифагорейский образ жизни»
07.12.2022
От явившихся в Крым семи монгольских завоевателей существуют и теперь у нас потомки их под фамилиями: Ширинских, Мансурских, Суджеутских, Баринских, Аргинских, Кипчакских и Яшлавских.
06.12.2022
Тираж «Нивы» — наиболее распространенного еженедельника дореволюционной России — достиг к 1900 году 235 000, а к 1917 — 275 000 экз.
05.12.2022
Строение сие вообще деревянное и расположено очень неправильно
04.12.2022
Он никак не мог освободиться от научного балласта, который, загромождая мысль, мешал ее свободному проявлению
03.12.2022
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
02.12.2022
Все почти Крымские Татары суть ханифиты. Они оказывают большое почтение своим улемам и благочестивым мужам.
01.12.2022
Устройство укреплений на Козельско-Столпицкой засеке.
30.11.2022
«Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства»
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"