Сегодня и вчера


Надеждин Александр Николаевич. История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884. — СПб., 1885. С. 167.

Обратимся к воспоминаниям бывшего воспитанника петербургской семинарии, протоиерея Виноградова. Между прочим он пишет следующее: «Они (семин. воспитатели) приучают любить добродетель не увещаниями трогательными и описанием красот ее, но только страхом наказания... Водясь страхом неключимого раба, мы не только в младенчестве делаемся рабами, но и в жизни и службе — навсегда, касательно своих начальников... Эта слабость у нас величается названием смирения. Низко кланяться, робеть, трястись от страха пред лицом ректора или инспектора, отвечать им несмело, вот признаки сей вредной добродетели... Слыхал я, как какой-нибудь генерал в звездах и крестах начнет выставлять вред шалостей и пользу благонравия; право, другому доктору богословия, со всею огромною теориею, и в голову не пришло бы такое сильное поучение! Св. инокам довольно, кажется, что они носят имя попечителей нравственности, довольно, что могут при сем и пожить в свое удовольствие, и как им хочется. Невольно, а спросишь после сего: сии начальники не суть ли наемники, им же овцы не своя. Имея мало дела, и вернейший своего звания предмет нравственность врученных им детей считают они лишним, или маловажным. От сего то небрежения, что делается с теми, кои обречены на сан священный с детства? Невинные, в течение 6 или 7 лет, после надзора родительского, чем становятся они в училище благочестия? Боже, мороз простирается по телу, когда представлю себе прошедшее!.. Унизительное состояние по наружности и убитый рабством дух не были причиною добра будущего... У нас порок гнуснейший — нетрезвость был в похвальбе... О харчевнях я умалчиваю... И это-то деется под надзором святых в мире ангелов! Господи! сколько потеряно тут первой младенческой доброты»!.. Говоря далее о нищенском содержании семинаристов, о. Виноградов прибавляет: «Пословицу (по платью встречают, по уму провожают) приводили нам в нравоучение те, кои одеваются богато, не как отшельники мира сего; равно как о пощении и воздержании говорили часто нам, а сами всегда едят и пьют лучше, нежели миряне, и даже во дни поста великого, держа питомцев на сухоядении, сами питаются стерлядями и шампанским. Deus sit cum illis».
19.06.2019
Польские послы добились на рейхстаге отдельной аудиенции у императора и в сильных выражениях представили полную ужаса картину московского господства в Ливонии
18.06.2019
В делах людей и в их царствах возможными оказываются невероятнейшие вещи
17.06.2019
«Здесь все классы народа от высших до низших Вам душою преданы. Просто сказать: Вас здесь, в Москве, любят». — «Как бы это так было!» — отозвался Государь.
14.06.2019
Никто, естественно, не решился сказать, что виноват «Его величество»
13.06.2019
Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества
11.06.2019
Внизу, под скалою типы русских племен, игравших главную роль в этом событии. Какие же это племена, что это за событие?
10.06.2019
Никто в этот день не был убит, случай небывалый в истории коронований польских монархов
07.06.2019
Угличские владетельные князья
07.06.2019
Там всего бывает: поют, кричат, смеются, шутят, представляются — тот жидом, а тот дурнем, тот собакою, а тот кошкою, или жабою
06.06.2019
Ухо Дженкинса потрясло воображение общественности и стало символом всеобщего возбуждения
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.