Календарь


Первый русский летчик Михаил Ефимов

В 1910 году, 21 марта (8 марта ст.ст.) в Одессе первый русский дипломированный летчик Михаил Ефимов совершает первый в России публичный полет на самолете "Фарман-IV".

С детства Ефимов был увлеченным велогонщиком. В 1907 году он покупает подержанный мотоцикл «Пежо» и всего год спустя становится чемпионом России по мотоциклетному спорту. Большую роль в судьбе Ефимова сыграл один из первых в России аэроклубов, созданный в Одессе 21 марта 1908 года. Аэроклуб планирует приобрести аэроплан, а пока - устроить полеты на планере. Первая попытка взлететь на планере закончилась неудачей. И тогда вызвался полететь Ефимов. Перед этим он внимательно изучил труды о парящем полете Н.Е.Жуковского и Отто Лилиенталя, обсуждает детали полета с одесским конструктором планера Цацкиным. Авиация только рождалась в это время. В 1903 году братья Райт изобретают аэроплан, в 1908 году Уилбур Райт демонстрирует потрясающие для тех лет полеты во Франции. Спустя год французский летчик Луи Блерио перелетает Ла-Манш. Именно после этого события в России было принято решение содействовать развитию авиационного дела. Начинают проводиться авиационные выставки, открываться школы. Но это не было чем-то будничным, большинство людей относилось к самолетам как к чуду.

И вот в 1908 году состоялся первый полет Ефимова. Хотя планер, буксируемый автомобилем, продержался в воздухе всего несколько секунд, он показал незабываемый по красоте полет. Очень скоро одесские газеты окрестили Ефимова «рекордсменом по количеству полетов на планере».

Один из «почетных» председателей Одесского аэроклуба банкир Ксидиас решил купить аэроплан у французского пилота и конструктора Анри Фармана. Он предлагает известному летчику Сергею Уточкину оплатить его обучение в летной школе Фармана во Франции, после чего Уточкин в течение трех лет за определенное вознаграждение должен будет работать на него. Фактически это была кабала. Уточкин с негодованием отвергает предложение банкира. И тогда Ксидиас обращается к Ефимову. Последний, не ведая о переговорах с Уточкиным, принимает предложение и выезжает во Францию - в небольшой городок Мурмелон. В летной школе Ефимов проявляет себя как один из самых талантливых учеников. Узнав о симпатичном и способном русском, сам Фарман объявляет, что лично будет обучать Ефимова летному делу.

Полет Михаила Ефимова в Ницце в 1910 году

12 декабря 1909 года Ефимов совершает свой первый самостоятельный полет. Совершив еще несколько полетов, Ефимов становится дипломированным пилотом - первым из русских авиаторов. Более того, Фарман решил использовать Ефимова в качестве инструктора. Между тем, Ксидиас требует возвращения Ефимова в Одессу - ему не терпится начать зарабатывать на полетах Ефимова. Михаил Никифорович понимал, что избавиться от кабального договора с Ксидиасом он сможет, только оплатив неустойку в 15 тысяч рублей. Но где взять деньги? А тут еще пришло печальное известие из Одессы: умер отец. В отчаянии Ефимов направляет телеграмму президенту аэроклуба и владельцу авиационного завода Артуру Анатра.

Между тем в Одессе с нетерпением ждут приезда Ефимова. Газеты одна за другой посвящают ему специальные статьи. Конфликт с Ксидиасом вызывает всеобщий интерес. В феврале 1910 года Ефимов появляется в ставшей ему родной Одессе. Он возвращает Ксидиасу деньги - их ему предоставил Фарман.

И вот 21 марта на Одесском ипподроме состоялся первый показательный полет. Было приготовлено 25 тысяч мест, но желающих пришло намного больше – 60 тысяч человек. Ефимов на аэроплане «Фарман-IV» делает три круга на высоте 50 метров и плавно опускается на землюВсего в этот день Ефимов совершил пять полетов, в том числе два - с пассажирами: Анатрой и своим недавним врагом Ксидиасом.

А через 23 дня на том же ипподроме совершает полет другой кумир одесситов - Сергей Уточкин. И грамоту на звание пилота-авиатора Уточкину вручает не кто иной, как Михаил Ефимов.


История в лицах


Телеграмма Михаила Ефимова Артуру Анатра

Нужда с детства мучила меня. Приехал во Францию. Мне было тяжело и больно: у меня не было ни единого франка. Я терпел, думал: полечу - оценят. Прошу Ксидиаса дать больному отцу 50 рублей, дает 25. Оборвался, прошу аванс 200 рублей, дает 200 франков. Без денег умер отец, и без денег я поставил мировой рекорд с пассажиром. Эмброс (доверенный Ксидиаса - издатель журнала «Спортивная жизнь») говорит: «Ждите награды». Кто оценит у нас искусство? Здесь за меня милые ученики заплатили, спасибо им... Больно и стыдно мне, первому русскому авиатору. Получил предложение ехать в Аргентину. Заработаю - все уплачу Ксидиасу. Если контракт не будет уничтожен, не скоро увижу Россию. Прошу извинить меня

Александр Блок, первоначальная редакция стихотворения «Комета», 1910 год

Ты нам грозишь последним часом,
Из синей вечности звезда!
Но наши девы - по атласам
Выводят шелком миру: да!
Но будят ночь всё тем же гласом -
Стальным и ровным - поезда!

Всю ночь льют свет в твои селенья
Берлин, и Лондон, и Париж,
И мы не знаем удивленья,
Следя твой путь сквозь стекла крыш,
Бензол приносит исцеленья,
До звезд разносится матчиш!

Наш мир, раскинув хвост павлиний,
Как ты, исполнен буйством грез:
Через Симплон, моря, пустыни,
Сквозь алый вихрь небесных роз
Летят на дьявольской машине
Моран, Ефимов и Шавез.

Грозись, грозись над головою,
Звезды ужасной красота!
Смолкай сердито за спиною,
Однообразный треск винта!
Но гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!



Мир в это время


    В 1910 году Япония полностью подчиняет и присоединяет к себе Корею. Японское владычество продлится в Корее до конца Второй мировой войны.

    Япония и Корея в 1910 году

    Японское влияние начало распространяться после подписания с династией Чосон мирного соглашения на Канхвадо в 1876 году, значительно усилилось после убийства королевы Мин в 1895 и соглашения о протекторате, навязанного корейскому руководству японцами и подписанном 17 (4 ст.ст.) ноября 1905 года. Фактически с этого момента Корея находится под властью японского императора. А с 1910 года, после подписания 22 августа договора о присоединении, Корея уже официально становится генерал-губернаторством в составе Японии.

    В Корее этот период принято называть Периодом Вооружённой Оккупации Японией . В Японии же употребляется название Эпоха японского правления в Корее. При том, что в годы пребывания под властью Японии Корея бурно развивалась в экономическом и техническом плане, это было время подавление самосознания корейцев, утраты возможности идти собственным историческим путем.

    Дом генерал-губернатора Кореи

    После присоединения Кореи к Японии государственным языком становится японский, географические объекты получают новые названия. Так крупнейший корейский город Сеул начинает именоваться Кейдзё, а Пхеньян – Хэйдзё.

даты

Май 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"