Календарь


1563 год. 19 апреля Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем приступает к печатанию «Апостола», ставшего первой русской датированной печатной книгой.

Иван Федоров был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. В Москве Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой Анонимной типографии, созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени, таких как игумен Сильвестр и митрополит Макарий. До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения, но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров еще найдено не было.

В 1553 году по указу Ивана Грозного в Москве начал строиться печатный двор на Никольском крестце. С 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года Федоров и Мстиславец работают над «Деяниями и посланиями святых Апостолов» (сокращенно - «Апостолом»). Федоров провел большую текстологическую и редакторскую работу над книгой, оформив по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 века), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев). «Апостол» был набран полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 века.

Памятник Ивану Федорову в Москве
Затем мастера печатают Учительное Евангелие, а затем, в следующем году - «Часослов», но после этого на них обрушиваются гонения, так как книгопечатников сочли за еретиков. К тому же переписчики опасались конкуренции со стороны типографов. Покровитель печатников, митрополит к тому времени уже скончался. Поэтому Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Здесь они печатают «Учительное евангелие» в 1568 году и «Псалтырь с Часословцем» в 1570.

Далее Федоров перебирается во Львов, где он основал типографию, в которой в 1574 году напечатал второе издание «Апостола». Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где Федоров напечатал знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на славяно-русском языке. Скончался Иван Фёдоров в 1583 году в предместье Львова.

Первые наши "мастера печатных дел" были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию, и редакторами изданий. Первая устроенная Иоанном Грозным типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился Московский печатный двор. Издатели первой напечатанной здесь книги имели под руками немало славянских списков разных редакций и внесли в текст рукописных списков, бывших в то время во всеобщем употреблении, много новых исправлений; исправления эти в большей части случаев удачны и вообще более всех известных нам списков приближают славянский апостольский текст к принятому ныне.
Цитируется по: Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Острожская библия, 1581 год

К царствованию Иоанна IV относится и введение того могущественного средства, которое окрылило мысль человеческую - введение книгопечатания. Еще в 15 веке появилось книгопечатание в славянских странах: именно в Кракове с 1491 года; с 1525 года видим книгопечатание и в Вильне. Царь Иоанн в 1548 году между другими мастерами выписал из Германии и типографов; но их не пропустили в Россию. В 1552 году датский король Христиан III присылал в Москву Ганса Миссенгейма с предложением царю принять протестантизм; Миссенгейм привозил с собою библию и две другие книги, в которых содержалась сущность христианской веры по новому учению. Если бы царь согласился на предложение королевское, то Миссенгейм, переведя привезенные им книги на русский язык, должен был напечатать их в нескольких тысячах экземпляров. Неизвестно, как принят был Миссенгейм Иоанном; невероятно, чтоб царь поручил устроение типографии человеку, присланному явно с целию распространения протестантизма. По русским известиям, царь, нуждаясь в церковных книгах для вновь строящихся многих церквей, велел скупать их на торгах, но оказалось очень мало исправных; это привело Иоанна к мысли о необходимости книгопечатания; митрополит Макарий одобрил эту мысль, и с 1553 года приступили к делу, построили дом царскою казною, в котором только с 1563 года начали заниматься книгопечатанием два мастера - дьякон от Николы Гостунского, Иван Федоров, да Петр Тимофеев Мстиславец; кроме них, мы уже прежде встречали имя мастера печатных книг Маруши Нефедьева под 1556 годом. 1 марта 1564 года окончено было печатание первой книги - Деяний апостольских и соборных посланий с посланиями апостола Павла. В XVII веке ходили слухи, что эти первые мастера печатного дела научились своему искусству у немцев:, некоторые же говорили, что сначала русские мастера печатали книги малыми и неискусными начертаниями, а после выучились печатать лучше у немцев (у фрягов). (…)

Страница Часовника 1565 г., второй книги Ивана Федорова и Петра Мстиславца
Первые мастера, напечатавши в 1565 году Часовник, принуждены были бежать из Москвы за границу, обвиненные в ереси; они сами потом объясняли это гонение завистию многих начальников, священноначальников и учителей, которые на них многие ереси умышляли, желая благое претворить во зло, не потому, чтобы навыкали грамматической хитрости или были исполнены духовного разума, но так, понапрасну злое слово пронесли. Есть известие, что типографский дом был сожжен неблагонамеренными людьми. В 1568 году была напечатана Андроником Невежею псалтирь в Москве, в 1578 она же напечатана в Александровской слободе; но в известии XVII века о книгопечатном деле говорится, что Андроник Невежа с товарищами печатал часовники и псалтири, апостолы и евангелия, триоди, октоих и прочие божественные книги. Московские изгнанники Иван Федоров и Петр Тимофеев, удалившись в Литву, напечатали там много книг: оба трудились в Заблудове, у гетмана Ходкевича; потом Иван Федоров печатал во Львове, Петр Тимофеев-в Вильне, наконец, Иван Федоров перешел в Острог к князю Константину, и в 1581 году напечатал там целую славянскую библию.
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 7, глава 1

История в лицах


Рафаэль Барберини, из «Путешествия в Московию в 1565 году»:
Они искусно выделывают разные кожаные вещи, например: седла, тулупы и тому подобное, в сшивании и украшивании которых не уступают самим Туркам. В прошлом году, ввели они у себя печатание, которое вывезли из Константинополя, и я сам видел с какою ловкостью уже печатались книги в Москве. Буквы их большею частью заимствованы из греческого алфавита. Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают, но все еще не могут ее употреблять, потому что не довели этого искусства до совершенства. Таким образом мало-помалу они заметно подвигаются вперед; тем более, что уже льют у себя и пушки и колокола, и сами делают пищали и другие разные вещи на подобие тех, какие захватили у пленных, лет за тридцать назад.
Цитируется по: Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества. Часть III, № 7. 1842 год

Мир в это время


    В это время в Англии окончательно утверждается национальная англиканская церковь и символ веры англиканства – билль под названием 39 Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion).

    Продолжительный конфликт английского короля с главой католической церкви достиг своего апофеоза в 1529 году, когда Генрих VIII, увлеченный фрейлиной Анной Болейн, решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и отправить ее в монастырь. Папа Климент VII категорически отказался содействовать этому разводу, кардинал Уолси также заявил, что против брака короля с Анной. Тогда Уолси был смещен и сослан, а его место занял Томас Кромвель, который предложил Генриху развестись с Екатериной без согласия папы. Он же подал королю идею самому стать главой английской церкви по образцу немецких князей. Поводом для выпада против Рима послужила присяга папе, которую с давних времен должны были давать английские прелаты, однако по английским законам они не имели права присягать никому кроме монарха.
     
    Генрих VIII

    В 1531 году начинается процесс против всего английского духовенства. Съехавшиеся прелаты предложили королю большую сумму денег, чтобы прекратить процесс, однако Генрих ответил, что у него другое условие – духовенство должно признать его главой английской церкви. Так и было сделано. Вслед за тем парламент принимает ряд указов, разрывающих связи Англии и Рима, статус главы церкви отныне принадлежал королю. Выступления несогласных с реформой в Англии были жестко подавлены. Так как учение христианства было тесно переплетено с догматами папской власти, Генрих приступил к созданию новых основ для английской церкви. В 1536 году были приняты так называемые 10 статей. Этот акт постановлял, что источниками вероучения могут быть только Священное писание и три древних символа веры, свое значение сохраняли лишь три таинства – крещение, причастие и покаяние. Количество обрядов значительно уменьшилось. Многие реликвии – иконы, мощи, статуи - в связи с этим уничтожались. Также была проведена секуляризация имущества монастырей, их имущество переходило в казну. Также в казну начали поступать десятина и другие церковные подати.
     
    Елизавета I

    Дочь Генриха VIII, Елизавета продолжила политику отца. В 1559 году были изданы законы, окончательно сформировавшие национальную церковь. Один из законов устанавливал ведение службы только на английском языке, другой предписывал новую общую форму богослужения для всей страны. 23 января 1563 года Елизавета выдвигает на рассмотрение парламента билль «39 статей», который был утвержден 29 января. Этот билль стал нормой исповедания англиканской церкви. В нем еще раз закреплялись все принципы новой веры. Реформация получила свое законодательное основание.
даты

Апрель 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"