Календарь


Санкт-Петербург, "Белые таксомоторы".
Автомобили производства "Панар-Левассор", Франция

1909 год. 14 мая (1 мая ст.ст.) в столице Российской империи начинает работать такси – в этот день было образовано общество "Санкт-Петербургский таксомотор".

Основал его торговый агент американской фирмы «Ford», предприниматель М. С. Фриде - именно Фриде приписывается введение в обиход термина "таксомотор".

Позже Фриде переименовал свою кoмпанию в "Международное Таксомоторное Общество" (МТО), его таксомоторы были исключительно машины марки «Ford» модели "Т", окрашенные в голубой цвет, из-за чего компанию МТО иногда называли "Голубые таксомоторы".

Питерский таксомотор 1911-1914 годов. «Лаурин-Клемент", Австрия
Один из первых петербургских таксомоторов, «Velox», Австрия, 1906 год

«В 1912 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 328 таксомоторов, в Москве – более 220 и в других городах России – от трех до десяти. В 1909 году в Москве было образовано специализированное автопредприятие – «Товарищество автомобильного передвижения» (ТАП). Оно имело гараж на 30 автомобилей-такси с боксами для произведения ремонтных работ. В качестве таксомоторов использовались легковые машины французской фирмы «Дарракс», имеющие мощность 14-16 л.с. и кузов с четырьмя сиденьями. Шасси было специально усилено для российских дорожных условий. Автомобили имели окраску вишневого цвета, внутри обиты желто-синим сукном, оборудованы устройством для подогрева и элегантно выглядели внешне. В Санкт-Петербурге основным предприятием, занимавшимся эксплуатацией автомобилей-такси, было акционерное общество «Столичный таксомотор», образованное 1 мая 1909 года. Весь парк автомобилей-такси имел кузова типа «ландоле». В апреле 1909 года в Одессе было учреждено паевое товарищество для эксплуатации таксомоторов.

Реклама Международного Таксомоторного общества
Пользование таксомоторами оплачивалось по тарифам, утвержденном городскими управами. В Москве существовало два аида оплаты: первая применялась днем при поездке в автомобиле от одного до трех пассажиров и равнялась 40 копейкам за версту, вторая – ночью, а также днем с четырьмя-пятью пассажирами, и составляла 60 копеек за версту. В Петербурге тариф за проезд равнялся 35 копеек за версту, и 10 копеек взимались за каждые четыре минуты простоя.

Реклама таксометра Бруна – счетчика для такси.
Часто клиент вызывал такси на дом по телефону. В Петербурге вызов осуществлялся через центральную станцию по приему заказов. Таким образом, централизованное диспетчерское руководство работой автомобилей-такси имело место уже в начале XX века. Кроме удобства для пассажиров, организация таксомоторных стоянок давала для городских властей дополнительный доход. За право стоянки таксомоторов у гостиниц, ресторанов, на площадях взимались довольно крупные суммы (200-500 рублей в год), так же, как и с извозчиков.

Рост численности таксомоторов вызвал дополнительную потребность в шоферах. Предложение немедленно отреагировало на спрос. Водители такси могли зарабатывать вместе с чаевыми 100-150 рублей в месяц, поэтому желающих получить престижную профессию было довольно много. Журнал «Автомобилист» в 1909 году отмечал: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим просом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».
Цитируется по: Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М.: Академия, 2004. С. 178-179

История в лицах


Газета «Русское слово»:
С 1 мая в Петербурге открывает свою деятельность новое товарищество под названием «С-Петербургский таксомотор». Такса установленная новым обществом: 40 коп. верста. Эту цену нельзя назвать дешевой, но особые условия эксплуатации автомобилей в России заставляют значительно на первое время повысить таксу до выяснения этих условий на практике. Во время остановки взимается 1 р. в час. Таксо-моторы не имеют определенных стоянок, но будут останавливаться, как обыкновенные извозчики, в различных частях города. Все таксо-моторы с американскими машинами «Ford», которые отличаются легкостью и изяществом. Шоферы одеты по французскому образцу. Организатором дела является американский гражданин Mister Friede, президент международного общества таксо-моторов. К 1 мая будет выпущено 15 таксо-моторов и постепенно их число в непродолжительное время будет доведено до 500.
Цитируется по: Русское слово от 12 мая (29 апреля ст.ст.) 1909 года

Мир в это время


    В 1909 году в парижской газете «Фигаро» публикуется программное сочинение молодого авангардного направления в искусстве - «Манифест футуризма» Филиппо Маринетти.
     
    Филиппо Томмазо Маринетти

    «Футуризм (от лат. futurum – будущее), одно из наиболее влиятельных направлений авангардизма, особенно популярное в Италии и России. Термин был изобретён писателем и поэтом Ф. Т. Маринетти (1909). С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.

    Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др. Италия представлялась им «громадным рынком древностей», и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». 11 февраля 1910 г. Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошёл в историю как «Манифест футуристического художника». Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но всё художественное наследие без разбора. Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям. Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Художники показывали нам предметы, и люди размещались перед ними. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.
     
    Джакомо Балла. «Уличный фонарь». 1909 год

    Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год

    Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм – прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909 г. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости». Динамику современного им мира футуристы выражали в своих картинах зигзагообразными, воронкообразными, спиралевидными и т. п. формами, раздробленными на фрагменты фигурами, совмещая в одной композиции разные моменты движения: «…движущиеся объекты постоянно умножают себя; их форма изменяется, как быстрые вибрации, в их сумасшедшем быстром движении. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать, и их движение трёхстороннее…».

    Симультанность (одновременность разных моментов одного действия) выразилась в смещении пространственных планов, наплывах друг на друга различных предметов, удалённых в реальном пространстве («Улица входит в дом», «Симультанное зрение» У. Боччони). В центре внимания художников – красота движения, скорости («Скорости мотоцикла» Дж. Балла; «Что мне рассказал трамвай» К. Карра). Для футуристов характерен культ машин и моторов. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».

    В России футуризм был воспринят главным образом поэтами, в живописи проявился как кубофутуризм (Д. Д. Бурлюк, О. В. Розанова, раннее творчество К. С. Малевича). Шумные манифестации футуристов привели к зарождению акционизма – одной из форм искусства модернизма».
    Цитируется по: Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн – Пресс, 2007
даты

Май 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"