Календарь


Театр в саду "Аквариум". Санкт-Петербург, фотография 1890-х гг.

1896 год. 16 мая (4 мая ст.ст.) в петербургском саду «Аквариум» в антракте между 2-м и 3-м отделениями опереточного спектакля «Альфред-паша в Париже» состоялся первый в России киносеанс.

Публике были продемонстрированы короткие документальные фильмы братьев Люмьер - "Выход рабочих с завода", "Разрушение стены" и знаменитое "Прибытие поезда".

Кадр из короткометражной ленты братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». 1895 год

«Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всём мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов «Гранд-кафе» в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренёра Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.

Из всех ранних откликов в русской печати на новое изобретение корреспонденция М.Горького представляет наибольший интерес. Для нас особенная её ценность заключается в том, что в ней удивительно живо переданы те непосредственные впечатления, которые возникали у зрителей после первого просмотра фильмов.

Что же поражало первых зрителей в кинематографе?

Первое – иллюзия реальности. (…) Иллюзия была настолько велика, что первые кинозрители воспринимали картины, проходившие на экране, как действительность, а экран был для них окном, распахнутым в жизни (…)

Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противоположным качеством – её условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновременно ирреальным.

Братья Огюст и Луи Люмьер
Эта условность кинозрелища удивляла зрителей, пожалуй, ещё больше, чем его иллюзорность. Странным казалось многое: «серый тон гравюры, изменение реальных размеров людей и вещей («все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины») и, главное, безмолвие (…)

Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их неестественностью, фантастичностью. Этим он удивлял зрителей. И примерно до 1906-1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли и он перестал их удивлять, кинематограф оставался, по преимуществу, аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей всё же привлекала и специфичность образов, воплощаемых на экране. Фантастичность, «неестественность», кинозрелища уже на первом этапе его развития породила жанр сказки-феерии, а впоследствии вызвала к жизни детективно-приключенческий жанр и т.п. Фотографическая же его достоверность привела к использованию кино как средства документации событий действительности. Это последнее качество было особенно важным. Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего обратился к созданию хроникальных фильмов».
Цитируется по: Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007. С.20-22

История в лицах


Максим Горький:
Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты – и всё это, являясь откуда-то, из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идёт вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом… Перед вами кипит странная жизнь – настоящая , живая, лихорадочная жизнь…

На вас идёт издали курьерский поезд – берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит.

Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас к какую-то неестественно однотонную жизнь , жизнь без красок и без звуков, но полную движения… Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных.
Цитируется по: М.Горький. Собр. соч., том 23. М., 1953. // «Синематограф Люмьера». С. 242-246.


Мир в это время


    6 апреля 1896 года в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. В первых играх принимали участие 311 спортсменов из 12 стран: Австралии, Австро-Венгрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, США, Франции, Чили, Швейцарии и Швеции. Было разыграно 43 комплекта наград. Открыл игры король Греции Георг I в присутствии 80 тысяч зрителей.
     
     
    Аверс и реверс серебряной медали первых Олимпийских игр

    «Олимпийские игры. Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 году, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Олимпийских игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Согласно хартии Олимпийские игры «...объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам...». Олимпийские игры проводятся в первый год олимпиады (4-летнего периода между играми). Счёт олимпиадам ведётся с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896—99)».
    Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Издательство: Большая Советская Энциклопедия, 1950 г.

    Рисунок из журнала "Нива" № 9 за 1897 год
даты

Май 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"