Календарь


Венчание на царство императрицы Екатерины II. 22-го сентября 1762 года

1762 год. 3 октября (22 сентября ст.ст.) состоялась коронация императрицы Екатерины II. В этот же день была объявлена амнистия осужденным на каторгу и отменены вынесенные смертные приговоры.



Венчание на царствие Екатерины II. 22 сентября 1762. Миропомазание. Гравюра А.Я. Колпашникова. Последняя четверть 18 века


«Коронование совершено было 22 сентября. Из внутренних покоев императрица вышла в Аудиенц-камеру, где находились приготовленыя заранее регалии. После обычнаго окропления святою водою царскаго пути, началось шествие с Краснаго крыльца к Успенскому собору. Императрица шла под балдахином, в ордене Андрея Первозваннаго, в парчевом платье, украшенном золотым позументом и вышивными двуглавыми орлами. Восемь камергеров несли ей шлейф. Во время священнодействия Екатерина первая из царствующих особ собственноручно надела на себя корону; после же миропомазания она, чрез царския врата, прошла к престолу и там приобщилась Св. Таин по чину царскому.

Милости объявлены были в Аудиенц-зале преимущественно лицам, выказавшим преданность императрице при возшествии ея на престол, а также тем, которые отличились храбростью во время бывшей незадолго прусской войны.

После обеда в Грановитой палате, вечером кремлевский дворец, колокольня Ивана Великаго и весь город были роскошно иллюминованы. Чтобы посмотреть на иллюминацию, императрица выходила инкогнито на Красное крыльцо, но была узнана народом и радостно им приветствована.

Участвовавшим в этот день в строю нижним чинам было выдано на каждую роту 3 ведра вина, бочка пива, бык, 10 баранов и 80 хлебов.

В этот же день были обнародованы два всемилостивейших манифеста. По первому из них повелено было освободить всех каторжных, исключая убийц и сосланных в безсрочную каторгу, и возвратить их на родину, отменена смертная казнь присужденным к ней, а равно и вечная ссылка с публичным наказанием для приговоренных к ней. Вместо этого повелено у осужденных дворян отнять чины и ни к каким делам их не допускать, а безчиновных сослать на поселение в отдаленныя места. Освобождены также содержавшиеся под караулом по раскольничьим, соляным, корчемным делам и прощены вины неисправно исполнявшим свои должности. Вторым манифестом подтверждались права и преимущества, дарованныя Елисаветой Петровной русскому войску, и учреждалась комиссия для разбора дел о лицах, несправедливо обойденных чинами и наградами и исключенных со службы. Заслуженным унтер-офицерам и нижним инам, участвовавшим в сражениях пальцигском и франкфуртском, повелено было выдать невзачет полугодовое жалованье».
Цитируется по: Сказанiе о венчанiи Русскихъ царей и императоровъ. Составилъ П.П. Пятницкiй. М.: Типо-литографiя О.И. Лашкевичъ и К°, 1896. с.37-40

История в лицах


Из записной книжки князя Никиты Трубецкого:
1762 год. Сентябрь 22. По высочайшему ее императорского величества великой государыни императрицы Екатерины Второй повелению, при высокоторжественной ее величества коронации в Москве, благополучно совершившейся, был я верховным маршалом.

И для того ради приготовления всего потребного к тому торжеству, 9 июля поехал я из С.-Петербурга в Москву, куда 15 числа и приехал.
Цитируется по: Журнал, собственный князя Никиты Трубецкого по возвращении в 1717 из немецкой земли // Русская старина, Том 1. 1870


Мир в это время


    В 1762 году в Болгарии Паисий Хилендарский пишет «Историю славяноболгарскую», знаменитейший памятник Болгарского Возрождения. Самая известная фраза этого трактата - «Почему ты стыдишься называться болгарином и говорить на своем языке?»

    Страница из «Истории славяноболгарской»
    «В 1762 году монахом Паисием Хилендарским (1722—1798) была закончена «История славяноболгарская» — публицистический, опирающийся на исторические данные трактат, направленный прежде всего против греческого засилья и грозящей денационализации болгар. Паисий призывал к возрождению болгарского языка и общественной мысли. Талантливым последователем идей Паисия Хилендарского был врачанский епископ Софроний (Стойко Владиславов) (1739—1814).

    Выдающийся молдавский просветитель господарь Димитрий Кантемир (1673 — 1723) написал сатирический роман «Иероглифическая история», философско-дидактическое стихотворение «Спор мудреца с небом или тяжба души с телом» и ряд исторических сочинений. На развитие культуры молдавского народа большое влияние оказал также видный историк и лингвист Енакиц Векереску (ок. 1740 — ок. 1800). Национальное возрождение балканских народов приобрело более широкий размах в начале следующего века».
    Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
даты

Май 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"