Календарь | ||
В этот день
|
22 ноября
П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы. Апрель 1910 г.
1906 год. 22 ноября (9 ноября ст.ст.) начались столыпинские аграрные преобразования, первой мерой стал «Указ о выходе из крестьянской общины». Отныне любой крестьянин мог подать через сельского старосту заявление о выходе из общины, а принадлежащий ему пай земли переходил в его вечное пользование. Новой формой землевладения должны были стать хутор и отруб.«После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г. По своему экономическому содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный. Но он обеспечивал прогресс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал «зеленую улицу» «американскому», фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества. Суть закона раскрывалась в его 1 статье, устанавливавшей, что каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, мог потребовать «укрепления» причитавшейся ему земли в личную собственность. Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит /86/ общине, но не по существовавшим на данный день ценам, а по выкупной цене 1861 г., когда эти цены была значительно ниже. В общинах, где не было переделов земли более 24 лет, за излишки платить не надо было вообще. На выход из общины требовалось согласие сельского схода, но, если оно не давалось в течение 30 дней, выдел осуществлялся распоряжением земского начальника. По требованию выделявшихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб. Предусматривалось также отселение на хутора. Общины, где не было переделов с момента наделения землей, объявлялись перешедшими к подворному владению. Существенным дополнением к закону 14 июня 1910 г., усиливавшим его насильственный характер, был принятый обеими палатами закон о землеустройстве, называвшийся законом 29 мая 1911 г. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительною укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно-подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими правами, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов. Важными инструментами разрушения общины и насаждения мелкой личной собственности были Крестьянский банк и переселение. Еще в августе 1906 г. банку для продажи крестьянам были переданы удельные земли и часть казенных земель. Но свой главный земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель, которые он потом дробил и пускал в продажу как отдельным крестьянам, так и разным земельным объединениям. В короткое время Крестьянский банк стал крупнейшим земельным собственником. Помещики охотно продавали ему свои имения, поскольку в задачу банка входило также поддержание высоких цен на дворянские земли. Условия продажи были достаточно жесткими — за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась банку для новой продажи. В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную тесноту прежде всего в центральных губерниях России, где малоземелье и безземелье крестьян были особенно остры. Основными районами переселения являлись Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия. Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, /87/ который был последней ставкой царизма в борьбе за свое выживание? Закон 14 июня 1910 г. действовал в течение восьми-девяти лет (1907 — 1915). На 1905 г. в Европейской части России насчитывалось 12,3 млн крестьянских дворов. Из них 9,5 млн дворов, или 77,1%, владели на общинном праве 115,4 млн десятин земли, что составляло 83,2% всех надельных земель. На 1 сентября 1914 г. заявлений об укреплении земли в личную собственность подало 2,7 млн крестьянских хозяйств. Из них только 26,6% получили согласие сельских сходов, причем и оно зачастую давалось лишь под нажимом земского начальника. Наибольшее количество выделов падает на 1908 — 1909 гг. Последующие годы дают резкое снижение» Цитируется по: Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. — М.: Политиздат, 1991
История в лицахМ.Ошанин, помещик: Мы сначала довольно легкомысленно прочитали этот указ и поняли его в том смысле, что под словом домохозяин должно понимать весь двор, т.е. нераздельную семью, которая и является фактическим и юридическим владельцем. Мы думали, что этот указ положит начало освобождению сельскохозяйственной личности крестьянина, и нам в радужном свете представлялись сотни тысяч благоустроенных крестьянских хуторов… Цитируется по: Вестник сельского хозяйства, 1906 год
Мир в это время
Первое плавание «Лузитании». Сентябрь 1907 год
«В 1907 году «Кьюнард» пополнила свой флот однотипными турбинными пароходами «Лузитания» и «Мавритания», построенными фирмами «Джон Браун» и «Суон Хантер». Адмиралтейство покрыло часть расходов на эти лайнеры с характерным прямым форштевнем, кормой с большим подзором, длинной низкой надстройкой и четырьмя слегка наклоненными дымовыми трубами, придававшими им изящный стремительный вид. Требования военных были учтены – скорость полного хода была 24 узла, на верхней палубе имелись фундаменты для 150-мм пушек. Кроме того, «Кьюнард» обязались не принимать на командные должности иностранцев, а 75% экипажа набирать из британских подданных. Оба лайнера вошли в историю. «Мавритания» в 1909 году пересекла океан за 4 суток, 10 часов и 51 минуту, завоевав почетную «Голубую ленту Атлантики» и сумев удержать ее в течение 22 лет! А «Лузитания»… Первое прибытие «Лузитании» в Нью-Йорк. 1907 год
С началом войны Адмиралтейство переменило планы относительно кьюнардовских лайнеров «Мавритания» сделала несколько рейсов в качестве госпитального судна и встала для лучшей сохранности на прикол. «Лузитания» продолжала трудиться на линии Ливерпуль – Нью-Йорк. 1 мая 1915 года она вышла из американского порта с 1257 пассажирами и 702 моряками. А через несколько дней у юго-западного побережья Ирландии появилась немецкая субмарина, потопившая там два парохода. Вечером 6 мая капитан лайнера У.Тернер узнал из радиограммы, что «в южных водах Ирландии активизировали свое действия подводные лодки». Никаких рекомендаций Тернер не получил, хотя дирекции компании и Адмиралтейству было известно, что лайнер направляется в этот район. Тернер приказал опустить шлюпки на уровень прогулочной палубы, чтобы в случае чего пассажиры быстро попали в них. Утро 7 мая было туманным, и корабли эскорта потеряли «Лузитанию», однако не известили об этом ее капитана. Выйдя из тумана, тот решил идти в одиночку 18-узловым ходом, прижимаясь к берегу, - надеялись, что немцы не появятся на мелководье. В 14 часов 10 минут с лайнера заметили пенный след торпеды, которая через несколько секунд попала в правый борт, напротив первой дымовой трубы. Через некоторое время лайнер содрогнулся от второго, более мощного взрыва в носовой части, остановился, накренился и через 18 минут пошел на дно. Все произошло так быстро, что шлюпки спустить не успели. Погибло 1198 человек, в том числе немало американцев, что вызвало резкую реакцию Вашингтона, обвинившего Германию в намеренном нарушении правил ведения войны на море – атаке без предупреждения на пассажирское безоружное судно». Цитируется по: Калинин В. Три версии//Техника молодежи, №3, 1992. с.7
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|