Оглавление

Два мира в древне-русской иконописи

Статья написана во время Первой мировой войны с надеждой на духовное возрождение России. Автор обращается к древнерусскому религиозному искусству – бессмертному памятнику духовного величия. Мироощущение иконописца повышено в существе своем. Он живо чувствует совершающийся на земле ад, ту бездну, куда ниспадает завязывающаяся на земле греховная цепь, и ясно видит небо, куда направляется светлый духовный подъем и полет. Точка соприкосновения этих двух миров – подножие креста на Голгофе. Во всеобщем стремлении и приобщении к кресту, ощущении ужаса ада вся тайна иконописных откровений. Автор говорит о том, что на современный мир надвинулось беспросветное духовное мещанство. Творчество религиозной мысли и религиозного чувства иссякло повсюду. Угасание духовной жизни коренится в той победе мещанства, которая обусловливается возрастанием житейского благополучия. Чем больше этого благополучия и комфорта в земной обстановке человека, тем меньше он ощущает влечения к беспредельному и тем больше он наклонен к спокойному удобному нейтралитету между добром и злом. Он погружается в духовный сон и уже не видит ни рая, ни ада. Однако в истории бывают эпохи, когда этот нейтралитет бывает решительно невозможным. Это бывает в дни войн и великих потрясений. Тогда рушится человеческое благополучие и вместе с ним проваливается и духовное мещанство. Философ предполагает, что переживаемые дни лишь начало грозного периода всемирной истории, и напоминает о том, что великий духовный подъём и великая творческая мысль всегда выковывается страданиями народов и великими испытаниями.
назад к книге Оглавление
страница
масштаб
поворот страницы
вид
скачать
Загрузка...