Проекты > Лекционный зал > Введение в историю русской философской мысли. Часть первая

Введение в историю русской философской мысли. Часть вторая

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Введение в историю русской философской мысли. Часть вторая

Коснувшись темы философствования на основе внешнего материала (литература, наука), хотелось бы отметить еще и Данилевского, предложившего свою концепцию культурно-исторических типов. Он полагал, что нет единого всемирно-исторического процесса, это иллюзия, это историки, грубо говоря, придумали, что есть древний мир, средние века, новое время. Им удобно применять универсальную планку, хронологическую линейку и на основе их искусственного мерила считать одни цивилизации более развитыми, чем другие. Нет единой истории, есть сосуществование культурно-исторических типов. И Россия – новый культурно-исторический тип, имеющий особенность, которой лишены другие культурно-исторические типы: иудейский, романо-германский и т.д. В то время как прочие культурно-исторические типы (или цивилизации) бывают одно-дву-трехосновными (одноосновные – где доминирует, например, религиозная составляющая, у других доминирует, скажем, религиозная и торгово-экономическая составляющая), Россия будет первым четырехосновным культурно-историческим типом, где получит развитие в полной мере религиозная составляющая, экономическая, социальная, культурная составляющая. Поэтому первый четырехосновный культурно-исторический тип, который займет лидирующее положение, будет воплощением человечности, поскольку все виды деятельности: интеллектуальной, физической, экономической и т.д. доведены до полноты развития исходного принципа. Конечно, Данилевский оговаривался, что речь не идет о том, что мы уже реальный четырехосновный культурно-исторический тип, но можем быть таким, потому как есть все условия, и в этом наша историческая миссия.

Отголоски этих идей мы можем заметить и в творчестве Соловьева. Следует отметить, что он выступил против концепции Данилевского, обвинив его еще и в плагиате. Причем, по иронии судьбы, когда в начале XX века в Германии Освальд Шпенглер опубликует свое сочинение «Закат Европы», некоторые критики будут обвинять его в плагиате, припоминая, что основные положения автора очень похожи на идеи Данилевского. Владимир Соловьев предлагал, опираясь на концепцию цельного разума, цельного знания, тот тип устройства общества, к которому нам необходимо стремиться. Для этого необходимо совместными усилиями провести определенные реформы в области естествознания, философии, религиозной жизни, экономической деятельности, политической сфере и т.д. И тогда мы достигнем состояния, которое он называл «органическим состоянием», когда общество будет подобно живому организму, где все работает друг на друга, сосуществует для другого, в то время как беды и проблемы нашего общества в том и состоят, что все сосредоточены исключительно на себе: церковь живет своими интересами, ученые живут ради своих научных целей, игнорируя церковь и политику и т.д.; экономика ставит целью только извлечение прибыли и сверхприбыли, неважно, какими средствами, игнорируя социальную справедливость; политики озабочены захватом власти и ее удержанием любой ценой, используя науку и церковь, но не служа им. Отсюда всеобщий раздор, общество находится в состоянии постоянной войны внутри себя, все слои, все индивиды находятся в конкурентной борьбе друг с другом, в войне всех против всех. Соловьев же предлагал модель сосуществования, которая уберет основания для вражды, и церковь не будет забывать об экономической, социальной и философской деятельности; философы не будут забывать о церкви, о политике, об экономике. Конечно, это можно назвать некой утопией, тем не менее, была некая картина будущего, программа действий в настоящем, если мы претендуем на роль богоизбранного народа.

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"