Проекты > Лекционный зал > Введение в историю русской философской мысли. Часть первая

Введение в историю русской философской мысли. Часть вторая

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Введение в историю русской философской мысли. Часть вторая

Своеобразный переход, точнее, скачок от физики к метафизике и фантазиям о будущем человечестве демонстрирует Циолковский. Фигура своеобразная, уникальная, где-то чудаковатая, как раз представляет для нас тот самый тип людей, получающих образование по интересам, вне традиционных институций, классический самоучка, автодидакт. Всякий автодидакт читает то, что ему интересно. Обратная сторона такого обучения, отрицательная сторона подобной учености в том, что было несколько случаев, когда он открывал законы, уже давно известные. В итоге несколько лет усилий самоучки пропадали даром.

Однажды Циолковский приехал в Москву, чтобы поступать в Высшее техническое училище, но не смог стать студентом. Тем не менее, он остался в Москве, живя на копейки, продолжи самообразование в Румянцевской библиотеке, где в то время работал идеолог «общего дела» Федоров. Тот, видя, что перед ним такой внимательный, усердный читатель, предлагал ему книги для расширения кругозора. Но на основе этого биографического факта – реальной встречи Циолковского и Федорова – появилась красивая легенда, которая, в общем-то, настолько хороша и красива, что хочется верить, что действительно все так и было. Почему, спрашивается, Циолковский стал заниматься собственно ракетостроением, или, шире – освоением иных планет, внеземного пространства? Да потому, что он познакомился с проектом «общего дела» Федорова, подразумевающего воскрешение всех, когда-либо живших на Земле. А если воскреснут все, когда-либо жившие и умершие, то на Земле не хватит места для них. Соответственно, нужны другие планеты, чтобы перевозить туда избыток населения, неизбежный при реализации проекта Федорова. А то, что проект Федорова будет реализован, в этом ни сам Федоров не сомневался, ни Циолковский, поэтому он и стал заниматься изобретением как раз тех средств, технических возможностей, позволяющих переселять избыток землян на другие планеты.

Но все-таки большая часть специалистов склонна считать, что это все-таки такая красивая легенда. Человечество и до этого задумывалось о покорении других планет, и идея освоения других пространств Циолковскому была знакома по другим источникам. Что касается философии, то знания Циолковского здесь довольно-таки эклектичны, потому что читал он не систематично, преимущественно позитивистов, в силу своего увлечения естествознанием – Спенсер, Огюст Конт, Писарев, Чернышевский и прочие. Тем не менее, его сумбурное восприятие философии, естествознания и многих других идей, в том числе и из теософии, привело к тому, что он занимался не только расчетом технических возможностей освоения других планет, но и вышел на метафизические, онтологические проблемы, а именно: что такое Вселенная, какова ее структура, базовые элементы, какова элементарная частица? По Циолковскому вся Вселенная состоит из атомов, но довольно-таки специфических – они обладают душой, сознанием. С точки зрения Циолковского атомы наделены душой, перемещаются, создают временные композиции, среди которых и наше тело. Основной тезис его этики – ничто живое не должно страдать, в том числе и атом. Для этого нужно было реформировать жизнь Земли, полностью изменить существование человечества и изменить его деятельность таким образом, что неважно, чем кто занимается, его деятельность должна быть подчинена одному – устранению страдания. Отсюда его идея превратить вооруженные силы всех стран в трудовые армии, которые должны установить новый порядок на Земле. И здесь возникает парадоксальная ситуация, потому что Циолковский в борьбе за то, чтобы ничто живое не страдало, шел на то, чтобы часть живого, та часть, которая причиняет страдания другим, была уничтожена. Извечная проблема всякого борца со злом, что добро должно быть с кулаками, решалась Циолковским в пользу кулака. Трудовые армии должны были тщательно проверить всю поверхность земли, чтобы истребить вех, кто причиняет страдания… Часть растений должна быть уничтожена, оставить следовало только то, что приносит пищу, хлеб, кров людям. Потом эти армии должны были буквально прочесывать леса и уничтожать все, что причиняет страдания другим, затем моря и океаны. И вот после того, как они прочистят всю Землю, оставив все то, что обладает максимальной производительностью, продуктивностью, дает пищу, будет создана продуктовая, материально-техническая основа для многократного увеличения численности людей. Циолковский исходил из того, что людей для освоения и покорения космоса недостаточно, где есть источники страдания, подлежащие уничтожению. Конечное состояние эволюции человечества, освоившего всю Вселенную, истребившего в ней все, что причиняет страдания, переход в лучистое состояние, человечество становится светом... Циолковский также предложил проект формирования интеллектуальных элит по определенной технологии. Это были своеобразные фермы по выращиванию гениев, замкнутые колонии с хорошим обеспечением, чтобы выдержавшие проверочные испытания таланты не думали о пище, а занимались интеллектуальной деятельностью.

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"