Краткая библиографическая справка


Кропоткин (князь Петр Александрович) 

- географ и революционныйдеятель, род. в 1842 г., служил офицером в амурском казачьем войске, объездил Амурскую обл. и сев. часть Манчжурии и описания своих путешествий печатал в "Рус. Вестнике" (1862, 1863, 1865, 1867); позже был секретарем Имп. Русск. Географ. Общ., по поручению которого участвовал в олёкминско-витимской экспедиции; исследовал глетчеры в Финляндии и Швеции. Напечатал "Отчет об олёкминско-витимской экспедиции" (в "Записках Имп. Русск. Географ. Общ.", т. 3, СПб. 1873); "Общий очеркорографии Вост. Сибири" и "Материалы для орографии Восточн. Сибири" (тамже, т. V, СПб., 1875); "Исследования о ледниковом периоде" (вып. 1, СПб.1876). Впоследствии К. обработал отдел о России во "Всеобщей географии" Реклю. В 1872 г. вступил за границей в сношения с представителями международной ассоциации рабочих, сделался приверженцем социально-революционных идей и, под именем Бородина, занялся в России революционною пропагандою. Арестованный в 1874 г. и привезенный в Петербурга, К. в июле 1876 г. бежал в Англию. В 1877 г. поселился в Женеве, где издавал журнал "Le Revolte" и сделался одним из вождей анархистов. За "пропаганду действия" и призыв к социальной революции К. в 1881 г. был выслан из Швейцарии. В 1883 г. К. приговорен в Лионе к 5-летнему тюремному заключению, но в январе 1886 г. помилован. С тех пор К. живет в Лондоне. Другие соч. К.: "Paroles d'un revolte" (П., 1885);"In Russian and French prisons" (Л.. 1887); "A la recherche du pain"(П., 1892); "Un siecle d'attente, 1789 - 1889" (П., 1893).

Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. 

Кропоткин (псевдонимы: Бородин, Левашов), Петр Алексеевич 

[27 нояб. (9 дек.) 1842 – 8 февр. 1921 ] – рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ. Род. в рус. княжеской семье. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867–68 занимался на математич. отделении физико-математич. фак-та Петерб. ун-та. В 1872 во время поездки за границу установил контакт с народниками-бакунинцами. В ноябре 1873 составил записку: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (см. всб. "Революц. народничество 70-х гг. XIX в.", т. 1, М., 1964, с. 55–118) – важнейший документ народничества 70-х годов. В 1874 был арестован; в 1876 бежал. Поселившись в Швейцарии, развернул пропаганду идей анархизма, основал (1879) газ. "Le Révolté". В 1881 был вынужден покинуть Швейцарию, в 1883 был осужден франц. судом на 5-летнее тюремное заключение. В 1886 амнистирован и поселился в Лондоне, где написал неск. книг, в т.ч. кн. о франц. революции ("Великая революция" – "La grande Révolution", 1893, рус. пер. 1917), получившую высокую оценку В. И. Ленина (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, 1963, с. 401); выступал с лекциями и докладами о т.н. "коммунистич. анархизме". В 1900 пытался организовать, в противоположность 2-му Интернационалу, "Междунар. революц. рабочий конгресс".

В отличие от Бакунина, акцентировавшего внимание на разрушит. стороне анархизма, К. пытался нарисовать картину будущего "коммунистического" общества как огромного множества самостоят. общин (коммун) производителей ("La conquête du pain", 1892, рус. пер. 1902 под назв. – "Хлеб и воля", 1906 – "Завоевание хлеба"; "Коммунизм и анархия", 1900, рус. пер. 1902, и др.). Отрицая необходимость гос-ва в период построения бесклассового общества, К. и его сторонники призывали немедленно "...уничтожить государство и создать новые формы объединения, исходя из самых основных единиц каждого общества – из сельской общины, свободного союза рабочих и т.д. ..." ("Гос-во, его роль в истории", Женева, 1904, с. 71).

Будучи позитивистом, К. противопоставлял марксистскому диалектич. методу "единственно научный индуктивный метод" и "механическое понимание явлений" (см. "Современная наука и анархия", М., 1920, с. 41–43). Отрицая специфич. закономерности обществ. развития, К. утверждал, что борьбе за существование как в жизни растений и животных, так и в человеч. обществе противостоит взаимная помощь (см. "Взаимная помощь, как фактор эволюции", СПБ, 1907, с. 300). Она является гл. фактором обществ. эволюции и этич. прогресса ("Этика", 1922). Гос-во сковывает действие этого фактора. Уничтожение гос-ва будет означать переход к "коммунистическому анархизму".

Все осн. принципы нравственности К. выводил из поведения животных. "Природа, может... быть названа п е р в ы м   у ч и т е л е м  этики, нравственного начала для  ч е л о в е к а" ("Этика", т. 1, с. 38), "понятия о "добродетели" и "пороке" – понятия зоологические..." (там же, с. 19). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представление о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть "зачатки нравственной совести" (там же, с. 14).

Во время революции 1905–07 К., находясь за границей, развил бурную публицистич. деятельность. В России выходят его брошюры "Анархия, ее философия и идеал" ("L'anarchie, sa philosophie, son idéal", 1896, рус. пер. 1900), "Революция в России" (1906), "Анархия и её место в социалистич. эволюции" ("L'anarchie dans l'évolution socialiste", 1887, рус. пер. 1907) и др. В октябре 1906 К. выступил с докладом на съезде "коммунистов-анархистов" в Лондоне (см. сб. "Рус. революция и анархизм", 1907). Помимо России, анархистские идеи К. получают нек-рое распространение и в др. странах (Испании, странах Лат. Америки, Китае и др.). В период 1-й мировой войны К. занимал позиции шовинистич. оборончества. Ленин, большевики вели в эти годы активную борьбу против последователей К. в России как представителей мелкобурж. авантюристич. учения. Ленин клеймит К. как "мещанина от анархизма", как одного из "анархо-траншейников" (см. Соч., т. 21, с. 329; т. 25, с. 442). Летом 1917 К. возвратился в Россию, проповедуя "классовый мир" и войну "до победного конца". Участвовал в Гос. совещании в авг. 1917.

После победы Окт. революции 1917 К., оставаясь противником пролетарской диктатуры, признал междунар. значение революции в России. В декабре 1918 он писал: "Надо быть справедливым: коммунисты – истинные социалисты. Они доказали на практике возможность социальной революции и освобождения рабочего класса от власти капитала" (цит. по кн.: Лебедев Н. К., П. А. Кропоткин, 1925, с. 73). В мае 1919 состоялась встреча К. с Лениным (см. В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. 3, с. 401–06). В 1920 К. выступил с призывом к рабочим Зап. Европы объединиться для борьбы против интервенции. Как ученый-географ К. исследовал ряд районов Сев. Маньчжурии и Сибири, изучал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции ("Исследования о ледниковом периоде", 1876). К. сотрудничал с Реклю в написании всемирной географии "Земля и Люди", перевел на русский язык "Основы биологии" Спенсера.

Соч.: Идеалы и действительность в рус. лит., СПБ, 1906; Соч., т. 1–7, СПБ, 1906–07; Поля, фабрики и мастерские, М., 1918; Труд ручной и умственный, М., 1919; Собр. соч., т. 1–2, М., 1919; Речи бунтовщика, СПБ – М., 1921; Дневник..., М.–П., 1923 (имеется библ.); Записки революционера, [М.–Л. ], 1933; Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, П.–М., 1922.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 84, 289, 330; его же, там же, т. 22, с. 118; его же, там же, т. 23, с. 119; его же, там же, т. 25, с. 459; Πлеханов Г. В., Анархизм и социализм, Собр. соч., т. 4; Лузин И. И., Анархизм и рабочий класс, М., 1906; Белосельский З., П. А. К., СПБ, 1906; Гроссман-Рощин И. С, Характеристика творчества П. Α.Κ., Π.–М., 1921; Ηовомирский Я., П. А. К. как теоретик анархизма, "Коммунистич. Интернационал", 1921, No 16; Памяти П. А. К. [Сб. ст. ], П.–М., 1921 (дана библ.); П. К. Сб. ст., П.–М., 1922; Книжник [Ветров ] И., Воспоминания о П. А. К., "Красная Летопись", 1922, No 4; Лебедев Н. К., П. А. К. как теоретик био-социологич. закона взаимопомощи, "Былое", 1922, кн. 17; Ярославский Ε. Μ., Анархизм в России, [М. ], 1939; Обручев В. Α., Π. А. К., в кн.: Люди рус. науки, т. 1, М.–Л., 1948; Laurentius, К. Morallehre und deren Beziehungen zu Nietzsche, Dresden, 1896; Robinson V., Comrade Κ., Ν. Υ., 1908; Landauer W., K's Ideen über die gegenseitige Hilfe und ihre Bedeutung, Lpz., 1920; Nettlau M., Der Anarchismus von Proudhon zu К., В., 1927; Sée H., K., historien, в кн.: Sée H., Science et philosophie de l'histoire, P., 1928.

Э. Баллер.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич 

[27.11(9.12).1842, Москва,— 8.2.1921, Дмитров], идеолог рус. и между-нар. анархизма, учёный-географ, путешественник. Исследовал малоизученные р-ны Вост. Сибири, Амурской обл. и Сев. Маньчжурии, значительно исправил представление об орографии Сибири и обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 после поездки в Швейцарию и Бельгию и сближения с бакунистским крылом 1-го Интернационала вступил в кружок «чайковцев», вёл революц. пропаганду среди питерских рабочих. В 1874 арестован, после двух лет заключения бежал за границу. За принадлежность к Интернационалу арестован и осуждён на 5 лет тюрьмы во Франции, вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Признал . революцию 1917, однако отрицательно отнёсся к диктатуре пролетариата. После смерти Бакунина считался главным теоретиком анархизма, явился создателем концепции т. н. анархич. коммунизма. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях меха-нич. объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естеств.-науч. методом. Из биологии К. перенёс на общество сформулированный им «биосо-циологич. закон взаимной помощи», объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял след, периоды: родовой быт, сел. община, республика вольных городов. Развитие человеч. обществ. по К., не было непрерывным, неск. раз начинаясь сызнова в Индии, Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Скандинавии, Зап. Европе. Как убеждённый антиэтатист, К. исключал государство из прогрессивной эволюции учреждений. По К., все обществ. формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому револю-ции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества и деморализующие человека: частную собственность и гос. власть. С «законом взаимной помощи» связан его идеал «анархич. коммунизма», основанного на федерации свободных производств. общин (коммун). Анархо-коммунистич. утопия К. выражала интересы мелкого производителя. В рус. революц. движении его анархич. идеи не сыграли значит. роли. Известное распространение они получили в странах Зап. Европы, в Лат. Америке, Индии, Китае.

Этика, т. 1, П.— М., 1922; в рус. пер.— Завоевание хлеба, СПБ, 1906; Взаимная помощь, как фактор эволюции, СПБ, 1907; Поля, фабрики и мастерские, M., 19184; Совр. наука и анархия, П.— М., 1920; Речи бунтовщика, СПБ — М., 1921; Великая франц. революция 1789 — 1793, М., 1979.

Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 106, 330, 376; т. 27, с. 20—21, 238; т. 30, с. 189; т. 33, с. 98, 117; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Гроссман-Рощин И. С., Характеристика творчества П. А. К., П.— М., 1921; Памяти П. А. К. [Сб. ст.], П.— М., 1921 (библ.); П. К. [Сб. ст.], П.— М., 1922; Ярославский E. M., Анархизм в России, [М.], 1939; Пиpумова Н. М., И. А. К., М., 1972 (библ.); Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842—1021). Библио-графич. указатель печатных трудов, в. 1—2, М., 1980; M i 1-1 е г M. A., Kropotkin, СМ.— L., 1976.

Источник: Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. ИльичёвП. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Книги

Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы