Краткая библиографическая справка


Лопатин, Лев Михайлович 

- философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог. Родился в 1855 г.; окончил Московский университет. Состоит профессором Московского университета и высших женских курсов, председателем московского психологического общества и редактором журнала общества "Вопросы философии и психологии". Главный труд Лопатина: "Положительные задачи философии" (М., 1886 - 1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Собрание его статей издано под заглавием "Характеристики и речи" (1911). Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей или творческой причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее основными признаками и ведет к неустранимым внутренним противоречиям. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямою реализациею его существа. Исходя из понятия о душе, как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о существовании мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии. - Все работы Лопатина тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении. 


Лопатин Лев Михайлович 

(1.6.1855, Москва, — 21.3.1920, там же), русский философ-идеалист. Окончил Московский университет (1879), где был затем профессором; редактор журнала "Вопросы философии и психологии", председатель Московского психологического общества (с 1899). Друг В. С. Соловьева. Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Г. Лотце в духе персонализма, который имеет у Л. этическую окрашенность, поскольку наиболее яркое выражение творческой природы духа он видит в моральном сознании, в возможности "нравственных переворотов" личности. Был одним из крупнейших представителей русской идеалистической психологии; обосновывал концепцию свободы воли.

Соч.: История древней философии [М., 1901]; Психология, М., [1902]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, 2 издание, часть 1—2, М., 1911; Лекции по истории новой философии, часть 1, М., 1914.

Лит.: Огнев А. И., Л. М. Лопатин, П., 1922; История философии в СССР, том 4, М., 1971.

Источник: Большая советская энциклопедия.


Лев Михайлович Лопатин 

(01.06.1855-21.03.1920) - философ и психолог. Род. в дворянской семье. Близкий друг Вл. Соловьева и кн. С.Н.Трубецкого. Окончил в 1879 историко-филологический ф-т Моск. ун-та. Две его дисс. составляют два тома книги «Положительные задачи философии» (1886 и 1891). Проф. Моск. ун-та. Активно участвовал вместе с Н.Я.Гротом в создании Моск. Психологического об-ва (являлся его председателем с 1899), а также первого в России филос. журн. «Вопросы философии и психологии», работал его ред. В 1917 деятельность об-ва и издание журн. прекращаются, Л. вынужден уйти из ун-та. В 1920 скончался от истощения. В философии принадлежал к персоналистам. Огромное влияние на него оказали Лейбниц, Лотце, а также Вл.Соловьев и А.Шопенгауэр. Л. стремился доказать неизбежность метафизики, установить ее понятие и обл.. «Я обращаюсь к старому спору, к-ый уже столько раз провозглашали разрешенным окончательно, я выступаю защитником умозрительной философии, — того, что принято называть метафизикой, — я стараюсь показать, что на чистом разуме основанное учение о существующем возможно и необходимо» («Положительные задачи философии», т. 1, М., 1911, с. XXI-XXII). Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. От того или другого понимания действительности зависит возможность твердого нравственного миросозерцания. Творческой силе, лежащей в основе всего духовного, в достоверности внутреннего опыта, в деятельной природе сознания и в целесообразности психических актов даны общие условия для решения вопроса о свободе воли. Всякое одушевленное существо в своей деятельности направляется общими стремлениями, к-ые находятся к частным действиям в отношении творческом, а не механическом. В этом заключается свобода, отделяющая все живое от мира бездушного. Усилиями нашей воли прирожденные стремления получают определенность и сознательность. (И.-Г. «И.Н.Ф.», с. 573). По мнению Л., проявления психической жизни изменяются каждую секунду: все, что происходит во времени, носит характер «непрерывного исчезновения». Однако «Я», к-ое переживает психические процессы, остается идентичным самому себе, ибо оно является сверхвременной субстанцией. Если бы не было субстанции, мир был бы расколот на несколько кратковременных миров, не связанных друг с другом. Субстанция лежит в основе явления, поэтому она не может исчезнуть и переходит в дальнейшие процессы, связанные реальными связями, как например, причинная зависимость, к-ую Л. понимает как сотворение явлений сверхвременными субъектами (Л. «И.Р.Ф.», С. 209). С точки зрения Л., мир представляет собой совокупность сверхвременных, внутренне активных центров — живых монад; каждая из них — единство субстанции и силы, субъекта и процесса; абсолютная причина этих конечных динамических субстанций — бог. Человек созерцает не объективную внешнюю действительность, а лишь ее подобие. Б.В. Яковенко, высоко оценивая роль Л. в русской философии, говорил, что Л. «первый в России дал образец истинно научного отношения к философским вопросам, первый у нас попытался вырвать философскую мысль из цепких рук посторонних влияний и поставить на собственные ноги».

Соч.: Опытное знание и философия // Русская мысль. 1881. Кн. 5, 9; Вера и знание // Там же. 1883. Кн. 9; Положительные задачи философии. Ч. I. Область умозрительных вопросов. М., 1886; Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского Психологического общества. Вып. I. М., 1888; Вопрос о свободе воли. М., 1889; Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 3. 1890;

Энциклопедический словарь "Философы России"


Книги