Новости по теме

Презентация книг Владимира Кантора

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И....

Культурный ландшафт России

Лекционный курс с семинарами. 17 января - 8 мая 2012 г. Филипповская школа:...

К списку новостей

Статьи по теме

... философия оракулов является феминной философией, а философия волхвов – маскулинной философией...

Философия волхвов в социокультурном поле российской философии

Пророческая деятельность, по мнению автора, осуществлялась во всех...

К списку статей

Некоторые черты мировоззрения Мусоргского

Некоторые черты мировоззрения Мусоргского

Некоторые черты мировоззрения Мусоргского


Обычно считают его мировоззрение «народническим», вполне «позитивистским», материалистическим, смешивая с тем, что он говорил «согласуясь» с В.В. Стасовым и что говорил самостоятельно. Тем более, что черты «народолюбия» - характерное веяние времени. Н. Страхов не одобрял его у столь разных: Достоевский, Некрасов, Мусоргский. 

1. Надпись на партитуре «Бориса Годунова». «Я разумею народ, как великую лич¬ность, одушевленную единою идеею». Народ - единая личность. Т.е. - органический взгляд на историю (как у славянофилов, почвенников, позже – евразийцев; попытка определить суть народа или «конгломерата народов» (суперэтноса) – и увидеть в этом организм, а не механизм, не внешнюю «совокупность» людей).

2. «Национальный вопрос». В сущности, это для него вопрос быть или не быть самим собой. Друг Виктор Гартман, идеолог «русского стиля», в коем – согласно косвенному свидетельству В. Стасова – была и «жидовская кровь» - русский архитектор. Сестры Пургольд – из русских немцев. Но – русские музыкантши. Поэтому Александре Пургольд пишет письма, где не принимает «неметчины» в музыке.
Известное якобы «античешское» письмо Балакиреву говорит лишь о том, что чехи не хотят быть чехами, хотят быть «такими как все». (Интуитивно совпадает с К.Н. Леонтьевым)
И русские должны быть русскими, т.е. – самими собой.

3. Знакомство с мировой культурой и философией. Очень скудные сведения. Но по свидетельству современников – один из образованнейших людей своего времени. В могучей кучке – самый начитанный, не только в области художественной литературы.
В юные годы читал немецких мыслителей (знал немецкую классическую философию), хотел переводить Лафатера. Потом был уверен, что немцев «опровергли». И, действительно, интересовался материалистами (в молодые еще годы читал Гольбаха). На самом деле очень важно понимать: мышление Мусоргского – очень своеобразное мышление. Везде вычитывал своё.
Отзыв о Дарвине - восторженный. Но вычитал не то, что вычитывали другие, а то, что важнейшая задача для художника – познать человека. (Как ранее, еще совсем молодым, о том же писал Достоевский.)

4. Война с «немецким мышлением» - это война за русское мышление. = Каждый народ думает по-своему. В немецкой философии и немецкой музыке видел родственные черты: немец любит «разжевывать». (Письмо Корсакову.) Русский может быть более непосредственным.
Важно не мысль «правильно построить» (немецкий стиль мышления), но докопаться до сути. Важно не музыку правильно выстроить (законы голосоведения, знание музыкальных форм, как это «бывает»). Но главное – правда, а средства – какие для этого понадобятся.
(Его своеобразные музыкальные формы: «Рассвет на Москве-реке», «Блоха». Вариации настолько уходят от изначальной темы, что это – уже почти другие темы, но что-то внутренне родственное заставляет услышать продолжение произведения как ту же самую музыку.)

FediakinS_Musorgsky.jpg 
5. Метод работы. Намеренно сторонился теории, как чего-то «навязанного» сочинению. Интуитивно постигал суть, вынашивал – и рождал произведение.
По складу – интуитивист. Вжиться – изобразить. Вживался в русскую историю («Борис», «Хованщина»), в другие народы – близкие («Сорочинская ярмарка»), далекие («еврейская» тема, «Тюльерийский сад», по воспоминаниям в «Хованщине» играл «немецкие» эпизоды…) Вживался в старину - «Старый замок», «Римские катакомбы» (и его оперы).
Вживался в детей = «Детская». Даже в предмет-образ – «Гном», «Баба-Яга». Или ранее - «Швея», «Шалунья».
Этому не противоречит тяга к наблюдательству. «Народов разных наблюдал… да и тисну». Мусоргский всматривается, а не «глазеет». Схватывает суть.
Салтыков-Щедрин насмешничал: готов изобразить «извозчика, который потерял кнут». Но Мусоргский – по характеру дарования – мог изобразить всё, что было ему интересно. (NB. Потом Скрябин будет стремиться изображать отвлеченные идеи.) Зрительные впечатления от его музыки – до иллюзии. «Балет невылупившихся птенцов» - что-то «цыплячье».
В сущности, каждое произведение создавал заново, как нечто уникальное. Возможно, поэтому мог писать одновременно две оперы, столь противоположные: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Каждая опера – уникальна (= единая «личность»), одна – не похожа на другую, поэтому и «общается» с двумя разными замыслами.
Вообще, был способен сочинять много произведений одновременно. Вынашивал в голове разные замыслы.
Например, год 1874-й. После постановки «Бориса Годунова». «Срез» его замыслов и воплощений замыслов с мая по начало сентября. Работает над несколькими сочинениями: «Хованщина», «Без солнца» и «Забытый», «Картинки с выставки», думает о музыкальной сатире «Рак», замысливает «Сорочинскую ярмарку».

6. Везде – личностный подход. Гордился, когда удавалось воссоздать характер другого народа, когда, например, «Иисуса Навина» евреи приняли за своё. И - боялся, что в «Сорочинской» не сможет передать особенности «украинского» начала. Т.е. и здесь важнейшая задача - передать дух народа (схватить суть его личности.)
То же – в создании характеров. «Два еврея, богатый и бедный» из «Картинок». «Детская» - «С няней». «Женитьба» - суть каждого персонажа (прозу положил на музыку, характер важнее привычных подходов, что сочиняют только на стихи).
Причем черты эти важны и в общем, и в групповом, и в индивидуальном. Личности – Борис Годунов, Шуйский. Социальные фигуры – юродивый, отчасти Пимен. В хорах. В «Хованщине» - дети, женщины, мужчины, «пришлые люди» и т.д. (Римский-Корсаков в своей редакции будет соединять: для сцены ему это покажется «пестрым». У Мусоргского – важность «социальной группы», окрашено еще и историзмом. Не могут «разные слои общества» петь «одинаково».)

7. История – «ночная подруга». Любимое чтение. И – столкновение различных воль в его музыкальной драматургии. «Борис Годунов» - запечатлена беда русской истории. «Хованщина»: мир природы («Рассвет») – мир людей (движение к смерти). Запечатлена трагедия человечества, человеческой истории. Но и – «соборное начало» в этой трагедии. Все – действующие лица одной трагедии. (Соборное начало – и в «Богатырских воротах» - песнопение, колокола).
И, вместе с тем, каждая эпоха – тоже личность, конец одной - начало другой (в «Хованщине»; в «Борисе» - конец перед неведомым будущим).

8. ИТОГ.
Чуткость к неповторимому, личностному началу во всём: в природе, в человеке, в животном, в исторических типажах (еще – подьячий в «Хованщине»), в социальных группах, в народах. И в музыкантах.
В «Автобиографии» заметил: великие композиторы – достигают, другие разрабатывают. Нельзя останавливаться, надо идти дальше, открывать новое («к новым берегам»). Каждый крупный композитор – это особое музыкальное мышление. У него самого стремление: каждое произведение – писать по-новому.
 
ОБ АВТОРЕ: Федякин Сергей Романович - ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А.М.Горького.

Теги: Культурософия, Музыка

Автор:  Сергей ФЕДЯКИН

Комментарии (1) 28.11.2011

Обсуждение:
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Возврат к списку