27/II—23
Дорогой Николай Сергеевич.
На днях получил от Флоровского длинное письмо, обличающее «евразийство». По его мнению понятия «евразийства» являются уже отжившим придатком и от него нужно отказаться, во имя открытой проповеди Православия и Церкви. По всей вероятности у них с Савицким какие-то нелады. Мне кажется, следует устроить интервенцию, чтобы Г. В. при своей горячности не сделал что-нибудь лишнего. Вопрос касается издания следующего сборника: Флоровский предлагает перейти на издание журнала (3 раза в год) под редакцией нас 4-х и под названием «Вечные устои». Этот журнал должен иметь библиографию <нрзб.> и должен утверждать твердое <нрзб.>, церковное православие — прежде всего.
Мне кажется, что Г. В. ломится в открытую дверь. Ведь для всех нас — Церковь и Православие являются главными устоями миросозерцания. Я лично не вижу в какой области «евразийство» мешает утверждению Церкви; наоборот казалось бы, но я разсуждаю так: если термин «евразийский» может отпугнуть от нас хоть одного верующего и полезного человека, то грешно на нем настаивать, тем более, что мы можем еще <нрзб.> внутренне объединиться около всей совокупности «евразийских» проблем.
Я лично считаю, что издавать сборники нужно. И признаться, не вижу большой разницы между сборником и журналом. Савицкий предлагает считать журнал «частным делом Флоровского» которому нужно помогать, оставляя однако в центре нашей деятельности — печатание сборника. Но ведь, прежде всего, это невыполнимо практически: где мы достанем деньги на поддержание «всех толков» евразийства. В результате: все мы распалимся и не будет ни того, ни другого! Я все-таки усиленно предлагаю сосредоточить силы возле III сборника, (или 1-го № журнала — все равно) и прежде всего осуществить его. Флоровский весьма увлечен сборником Арсе<ньева>-М. Зак, но судя по плану, который Вам вероятно уже известен, он вполне может совмещаться с дальнейшими сборниками ибо 1 т. заключает всего лишь исторический материал.
1) Первохристианство 2) Радость Воскресения 3) ап. Павел и христианство у язычн. 3) Апологеты и споры <нрзб.> 4) Внутр. строй христ. обществ. и т. п.
Кроме того, Флоровский выработал и просил меня сообщить Вам содержание 1-го № нового журнала.
1) Предисловие 2) Задания Правосл. Творчества (Флор.). 3) О религиозной культуре Византии, ее правда и ложь (Вернад.). 4) О катол. теократ. средневековья и «контр-революция» (Бицили). 5) О вырождении идеи реал. культуры в новоевроп. протест. (?). 6) Метафизические предпосылки обществ. утопизма (Флор.). 7) Хозяйство <нрзб.> (Сав.) 8) О религиозн. искусства. 8) и 9) Проблема культуры и власти в России (Вы).
Журнал должен иметь подзаголовок: «Периодические сборники, посвященные задачам правосл. творчества». Боюсь, что подобный подбор темы окажется мало «злободневным», хотя против некоторых из них возразить трудно.
Словом нужно решить 2 вопроса:
1) окончательно избрать образ действий, в смысле дальнейшего печатания
2) выбрать предложения либо Савицкого, либо Флоров., либо составить новый план статей.
Нельзя очень медлить, т. к. Меллер повидимому хочет <нрзб.>, кроме того, нужно же знать за что приниматься!
Подумайте, дорогой Ник. Серг., и напишите что думаете. Меня крайне огорчают эти препирательства и распри. Не хорошо, если мы не сумеем сохранить наше единение!
Против чего я решительно возстаю — это против «блока» со Струве и т. п.
Что касается темы, которую считает «за Вами» Флоровский, то я нахожу ее весьма нужной (я ему об этом писал) и думаю, что Вы должны ее действительно взять на себя, но взять широко — исторически, философски, религиозно и политически.
Конечно, не трудно отказаться от одного слова на обложке, но нужно твердо убедиться, что это не повлечет за собой новые требования и расколы. Не совсем понятна мне дружба Флоровского с А <нрзб.>. Повторяю, мне кажется главным сохранить наш союз, который чту...
Сердечный привет княгине. Сувчинский
Дорогой Николай Сергеевич.
На днях получил от Флоровского длинное письмо, обличающее «евразийство». По его мнению понятия «евразийства» являются уже отжившим придатком и от него нужно отказаться, во имя открытой проповеди Православия и Церкви. По всей вероятности у них с Савицким какие-то нелады. Мне кажется, следует устроить интервенцию, чтобы Г. В. при своей горячности не сделал что-нибудь лишнего. Вопрос касается издания следующего сборника: Флоровский предлагает перейти на издание журнала (3 раза в год) под редакцией нас 4-х и под названием «Вечные устои». Этот журнал должен иметь библиографию <нрзб.> и должен утверждать твердое <нрзб.>, церковное православие — прежде всего.
Мне кажется, что Г. В. ломится в открытую дверь. Ведь для всех нас — Церковь и Православие являются главными устоями миросозерцания. Я лично не вижу в какой области «евразийство» мешает утверждению Церкви; наоборот казалось бы, но я разсуждаю так: если термин «евразийский» может отпугнуть от нас хоть одного верующего и полезного человека, то грешно на нем настаивать, тем более, что мы можем еще <нрзб.> внутренне объединиться около всей совокупности «евразийских» проблем.
Я лично считаю, что издавать сборники нужно. И признаться, не вижу большой разницы между сборником и журналом. Савицкий предлагает считать журнал «частным делом Флоровского» которому нужно помогать, оставляя однако в центре нашей деятельности — печатание сборника. Но ведь, прежде всего, это невыполнимо практически: где мы достанем деньги на поддержание «всех толков» евразийства. В результате: все мы распалимся и не будет ни того, ни другого! Я все-таки усиленно предлагаю сосредоточить силы возле III сборника, (или 1-го № журнала — все равно) и прежде всего осуществить его. Флоровский весьма увлечен сборником Арсе<ньева>-М. Зак, но судя по плану, который Вам вероятно уже известен, он вполне может совмещаться с дальнейшими сборниками ибо 1 т. заключает всего лишь исторический материал.
1) Первохристианство 2) Радость Воскресения 3) ап. Павел и христианство у язычн. 3) Апологеты и споры <нрзб.> 4) Внутр. строй христ. обществ. и т. п.
Кроме того, Флоровский выработал и просил меня сообщить Вам содержание 1-го № нового журнала.
1) Предисловие 2) Задания Правосл. Творчества (Флор.). 3) О религиозной культуре Византии, ее правда и ложь (Вернад.). 4) О катол. теократ. средневековья и «контр-революция» (Бицили). 5) О вырождении идеи реал. культуры в новоевроп. протест. (?). 6) Метафизические предпосылки обществ. утопизма (Флор.). 7) Хозяйство <нрзб.> (Сав.) 8) О религиозн. искусства. 8) и 9) Проблема культуры и власти в России (Вы).
Журнал должен иметь подзаголовок: «Периодические сборники, посвященные задачам правосл. творчества». Боюсь, что подобный подбор темы окажется мало «злободневным», хотя против некоторых из них возразить трудно.
Словом нужно решить 2 вопроса:
1) окончательно избрать образ действий, в смысле дальнейшего печатания
2) выбрать предложения либо Савицкого, либо Флоров., либо составить новый план статей.
Нельзя очень медлить, т. к. Меллер повидимому хочет <нрзб.>, кроме того, нужно же знать за что приниматься!
Подумайте, дорогой Ник. Серг., и напишите что думаете. Меня крайне огорчают эти препирательства и распри. Не хорошо, если мы не сумеем сохранить наше единение!
Против чего я решительно возстаю — это против «блока» со Струве и т. п.
Что касается темы, которую считает «за Вами» Флоровский, то я нахожу ее весьма нужной (я ему об этом писал) и думаю, что Вы должны ее действительно взять на себя, но взять широко — исторически, философски, религиозно и политически.
Конечно, не трудно отказаться от одного слова на обложке, но нужно твердо убедиться, что это не повлечет за собой новые требования и расколы. Не совсем понятна мне дружба Флоровского с А <нрзб.>. Повторяю, мне кажется главным сохранить наш союз, который чту...
Сердечный привет княгине. Сувчинский
Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 27 февраля 1923 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 479—481. — [Т.] V.
Теги: Евразиец
Добавлено: 29.07.2011
Связанные личности: Трубецкой Николай Сергеевич , Савицкий Петр Николаевич , Флоровский Георгий Васильевич, Сувчинский Петр Петрович