Оглавление
- 1. Предисловие.
9
- 2. Часть первая.
15
- 1. Глава первая. Вопрос жизни.
15
- а) Что такое жизнь? Неизбежность смерти и невозможность блага животной личности. В чем смысл жизни? Ответ опытного и умозрительного знания. Жизненный опыт человечества. Ошибка разумного сознания и значение религиозного ответа.
15
- 2. Глава вторая. Необходимость религии.
29
- а) Возражения против необходимости религии и их несостоятельность. Множественность церковных вероучений и единая религия. Три основных жизнепонимания: первобытное - личное, языческое - общественное и христианское - божеское. Религия и философия.
29
- 3. Глава третья. Основное противоречие жизни и его разрешение.
39
- а) Раздвоение сознания в людях нашего мира. Рождение истинной жизни в человеке. Основа познания. Подчинение блага животной личности закону разумения. Любовь - единая и полная деятельность истинной жизни. Бог. Высшая Воля.
39
- 4. Глава четвертая. Самосовершенствование.
57
- а) Царство Божие внутри и вне нас. Существенные свойства и значение самосовершенствования. Грехи. Соблазны. Суеверия. Усилия воздержания. Самоотречение смирение, правдивость. Молитва.
57
- 5. Глава пятая. Непротивление злу насилием.
88
- а) Заповеди мира, данные Христом. Главная причина отсталости человечества на пути нравственного усовершенствования. Сущность учения о непротивлении злу насилием. Пассивное сопротивление. К вопросу о свободе воли.
88
- 6. Глава шестая. Значение истинной жизни.
102
- а) Высшее благо. Неуничтожимая основа жизни: особенное отношение к миру каждого существа. Жизнь вечная. "Что будет после смерти? О страданиях.
102
- 3. Часть вторая.
115
- 1. Глава первая. Церковь.
115
- а) Обман веры. Способы их распространения и внушения. Credo quia absurdum. Отношение церкви к жизненным вопросам. Божественно ли происхождение церкви? Понятие о ереси. Освобождение от обманов веры.
115
- 2. Глава вторая Государство.
140
- а) Право и значение его, как основы государства. Что такое правительства? Насилие власти. Средства порабощения людей правительствами. Государство и милитаризм. О внешних государственных переворотах. Истинные двигатели человеческого прогресса. Общественное устройство в будущем.
140
- 3. Глава третья. Труд и собственность.
167
- а) Противоречие современных экономических отношений и корень его - собственность. Город и деревня. О благотворительности. Деньги, как средство порабощения. Разделение труда. Физичнский труд. Единственное возможное решение земельного вопроса.
167
- 4. Глава четвертая. Семья.
192
- а) Об отношениях между полами. Брак. Семья. Нравственное воспитание детей. Вопрос женской эмансипации и его ошибка.
192
- 5. Глава пятая. Наука.
207
- а) Роль науки в современном мире. Успехи техники и других прикладных знаний и ложно приписываемое им значение. О признаках и задачах истинной науки. Необходимые условия истинной научной деятельности. Религиозная основа образования. Свободная школа.
207
- 6. Глава шестая. Искусство.
227
- а) Несостоятельность понятия об искусстве, как проявлении красоты. Определение оскусства. Причины, обусловившие установление ложного взгляда на искусство. Современное искусство. Вредные последствия ложного искусства. Искусство будущего.
227
- 4. Сочинения Льва Николаевича Толстого, имевшиеся в виду автором при составлении книги.
244
- 5. Опечатки. 250
Оригинальное название: Христiанская этика. Систематическiе очерки мiровоззрѣнiя Л.Н. Толстого
Издательство: Издание Издательской Комиссии Москов. Совета Солдат. Депутатов
Место издания: М.
Год издания: 1917
Количество страниц: 254 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Этика, Мораль, Нравственность, Толстовство
Автор книги – мемуарист, личный секретарь Льва Толстого (в 1910 г.) - один из тех людей, кому повезло жить рядом с великим мыслителем. В 1906 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Увлекшись воззрениями Толстого, посещает великого писателя в 1907 и 1908 годах. В конце 1909 года привозит ему на отзыв рукопись своего обширного сочинения «Христианская этика. После смерти Льва Толстого Булгаков несколько лет оставался в Ясной Поляне, готовил к печати свои записи, опубликованные в 1911 под названиями «Л. Н. Толстой в последний год его жизни» и «Жизнепонимание Л. Н. Толстого в письмах его секретаря». Начал работу по описанию библиотеки Толстого, принимал активное участие в издании его произведений и в организации музея в Москве. В 1917 издает подготовленную в годы студенчества «Христианскую этику» — авторизованное Толстым изложение его религиозно-этического учения, основанное на систематизированных записях (в 1910 г. Толстой письменно заверил издателя книги, что сочинение это им внимательно прочитано и что он нашел в нем «верное и очень хорошо переданное изложение моего религиозного миросозерцания»). Автор пишет о взглядах Толстого на жизнь, религию, самосовершенствование, о непротивлении злу насилием. «Должен оговориться, – пишет Булгаков, – что работа моя отнюдь не представляет популяризации взглядов Толстого... Моя работа имеет в виду скорее интеллигентного читателя и представляет не популяризацию, а именно систематизацию мировоззрения Л. Н. Толстого. В этом отчасти ее оправдание...» Булгаков замечает: «Толстой является прежде всего религиозным писателем, а никак не политическим».