Календарь


Н. Самокиш. Прибытие первого поезда в Царское Село 30 октября 1837.

1836 год.15 апреля (2 апреля ст.ст.) Николай I издает указ о начале сооружения Царскосельской железной дороги – первой железной дороги в России

В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург Герстнер представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург - Москва. Несколько месяцев предложения Герстнера рассматривались особыми комиссиями, созданными по Высочайшему повелению. В их состав входили самые влиятельные лица России: председатель Государственного Совета Н.Н. Новосильцев, Главноуправляющий путями сообщения граф К.И. Толь, военный министр граф А.И. Чернышев, министр финансов граф Е.Ф. Канкрин. Сама идея горячо приветствовалась: было ясно, что развитие экономики России скоро потребует железных дорог, это показывал опыт других европейских стран. Но существовали затруднения с финансированием проекта. Тогда Герстнер вышел с ходатайством о разрешении ему учредить акционерное общество с капиталом в три миллиона рублей для сооружения железной дороги от Петербурга до Царского Села, а затем далее - до Павловска и Колпина. Всю техническую часть проекта инженер брал на себя. Эти средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев.

Франц Антон фон Герстнер
15 апреля 1836 года в Санкт-Петербурге был подписан императорский указ, в котором объявлялось об утверждении «Положения об учреждении общества Акционеров для сооружения железной дороги от С.-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». В Положении говорилось о том, что церемониймейстеру двора Его Императорского Величества графу Алексею Бобринскому, негоциантам Бенедикту Крамеру и Ивану Конраду Плиту и австрийскому дворянину Францу фон Герстнеру по их просьбе разрешается учредить такую компанию.

Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дороги
Положение определяло основные условия строительства железной дороги, создания капитала учрежденной компании, порядок отчуждения земли под дорогу и сноса различных построек, которые располагаются на ее направлении. Железная дорога, согласно привилегии, освобождалась от казенных сборов и налогов. Учредителям компании давалось право самостоятельно строить взаимоотношения со строителем железной дороги, определять количество акций и цену каждой, расходовать собранный капитал, определять условия найма мастеровых и рабочих и решать все вопросы «касательно построения дороги и внутреннего устройства компании». Учредителям компании давалось право по своему усмотрению устанавливать плату за проезд пассажиров и провоз багажа и грузов. Срок действия привилегии (положения) должен был прекратиться, если «в течение двух лет со времени выдачи настоящей привилегии, дорога не будет окончательно устроена».

Модель первого поезда Царскосельской железной дороги

Первым председателем правления общества Царскосельской железной дороги был избран граф Алексей Алексеевич Бобринский. К строительству железной дороги приступили в апреле 1836 года. Непосредственной организацией приобретения строительных материалов, подвижного состава и производства работ по сооружению железной дороги занимался Франц Антон Герстнер. Его помощником был известный чешский инженер Ян Пернер.

Герстнер предложил открыть железную дорогу в конце 1836 года, однако работы не были доведены до конца. Не поступили еще и заказанные паровозы, поэтому временно было решено использовать конную тягу. 6 ноября были произведены только пробные поездки на паровой тяге на участке Царское Село – Павловск. Опытные поездки прошли на участке от селения Большое Кузьмино до Павловска длиной 7,5 километра. Во время первых поездок желающие могли проехать по участку бесплатно, а затем за «катание» стали брать деньги. Проезд туда и обратно в закрытых экипажах стоил 80 копеек, а в открытых – 40. Такие поездки продолжались до 2 декабря.

Образец первого железнодорожного билета в России из латуни.
Весной работы по сооружению железной дороги возобновились. Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года, была проведена первая поездка по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село, а первым машинистом стал сам Герстнер. Средняя скорость поезда составляла 48 верст в час, а на отдельных участках она достигала 60 верст в час.

История в лицах


«Санкт-Петербургские ведомости», 31 октября 1837 года:
Шестьдесят верст в час, страшно подумать... Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила - ум человеческий!

Мир в это время


    В ходе Техасской революции наступает переломный момент – им стала битва при Сан-Хасинто 21 апреля 1836 года. После поражения мексиканских войск в этом сражении Техас обрел независимость.

    Карта Мексики и Техаса в1836 году

    До 1836 года Техас был частью мексиканского штата Коауила-и-Техас. В 1835 году президент Мексики генерал Антонио Лопес де Санта-Анна утвердил новую конституцию, положения которой усилили давление на американских колонистов. Мексика ставила непременным условием разоружение американцев, нелегальные иммигранты выдворялись из пограничных штатов США, их земли передавались Мексике. Эта политика вызывала недовольство среди жителей Техаса и послужила поводом к началу войны за независимость. 2 октября 1835 произошло первое вооруженное столкновение 150 техасцев под командованием Джона Генри Мура с отрядом мексиканской кавалерии (100 человек) близ города Гонзалес. Это стало началом боевых действий. В начале войны у техасцев не было регулярной армии, их отряды состояли исключительно из добровольцев. Более серьёзное столкновение произошло 28 октября 1835 года в битве при Консепсьоне. Атака мексиканцев была успешно отбита, причем техасская торона потеряла всего одного человека убитым. Кроме того, в октябре Техас проводит успешную осаду двух городов – Голиад и Сан-Антонио-де-Бехар. 10 декабря 1835 года в Голиаде была провозглашена декларация независимости Техаса и создано временное правительство. Тогда против техасцев были отправлены мексиканская армия под командованием самого президента Антонио Лопеса де Санта-Анны.
     
    Сэм Хьюстон, главнокомандующий армии Техаса
    Президент Мексики, генерал Антонио Лопес де Санта-Анна

    23 февраля 1836 года армия Санта-Анны осаждает крепость Аламо в Сан-Антонио, которую обороняло около 200 человек. 26 февраля на помощь Аламо из Голиада отправился отряд полковника Деймса Фэннина, состоящий из 320 человек и 4 орудий, но 28 февраля Фэннин повернул назад, сославшись на нехватку провианта и необходимость защищать Голиад. 6 марта состоялся штурм Аламо, ставший самым известным сражением войны; все защитники Аламо были убиты, мексиканцы потеряли от 70 до 200 человек убитыми и от 300 до 400 ранеными. Затем, в течение марта войска генерала Хосе де Урреа нанесли еще несколько чувствительных поражений Техасу, что подтолкнуло восставших к созданию регулярной армии, которую возглавил Сэм Хьюстон.

    21 апреля 1836 года состоялось решающее сражение между Мексикой и Техасом у Сан-Хасинто. Техасцы сумели подойти незамеченными к лагерю мексиканской армии и напали внезапно. Мексиканцы были застигнуты врасплох, что привело к быстрому поражению. Итогом битвы, длившейся всего 18 минут, был полный разгром мексиканцев. Они потеряли 630 человек убитыми, 208 ранеными, 730 были взяты в плен; техасцы потеряли 9 убитыми и 26 ранеными. Санта-Анна сумел скрыться, но вскоре был пойман.


    14 мая 1836 года официальные представители Техаса и президент Санта-Анна подписали договор о независимости Техаса в городе Веласко. Договор предусматривал прекращение боевых действий, отход мексиканских войск южнее Рио-Гранде, возвращение Мексикой захваченного имущества и обмен военнопленными; в обмен на это Санта-Анна получал возможность вернуться в Мексику. Однако, правительство Мексики не ратифицировало договор, оставляя вопрос о независимости Техаса открытым. Состояние войны между Техасом и Мексикой продолжались вплоть до его присоединения к США 29 декабря 1845 года.
даты

Май 2010
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"