Календарь | ||
1 мая
![]() Н.К.Рерих. Поход Игоря. 1942 год
1185 год. 1 мая происходит солнечное затмение, вошедшее в древнерусский эпос «Слово о полку Игореве» как дурное предзнаменование перед битвой с половцами«23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Откормленные за зиму кони шли тихо. Игорь ехал, собирая свою дружину. В походе у берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, их застигло солнечное затмение, считавшееся в те времена предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У реки Оскола Игорь два дня поджидал брата Всеволода, шедшего иным путем, из Курска. От Оскола пошли дальше, к реке Сальнице».Цитируется по: Слово о полку Игореве. М.-Л.: Детгиз, 1955. с.15
![]() Голиков И.И. "Затмение солнца", 1932. Иллюстрация к "Слову о полку Игореве".
![]() Князь Игорь Святославич выступает в поход на половцев. Миниатюра Лицевого летописного свода 16 века.
История в лицахИпатьевская летопись: В то же времѧ Ст҃ославичь . Игорь вноукъ Ѡлговъ . поѣха из Новагорода . мс̑ца . априлѧ . въ . к҃ . г҃ . дн҃ь во вторникъ . поимѧи со собою брата . Всеволода ис Троубечка . и Ст҃ослава Ѡлговича . сновцѧ своєго изъ Рыльска. и Володимѣра сн҃а своєго . ис Поутивлѧ . и оу Ӕрослава испроси . помочь . Ѡльстина . Ѡлексича . Прохорова вноука . с Кооуи Черниговьскими и тако идѧхоуть тихо сбираюче дроужиноу свою . бѧхоуть бо и оу нихъ кони тоучни велми . идоущимъ же имъ . к Донцю рѣкъı в годъ вечернии . Игорь жь возрѣвъ на н҃бо и видѣ слн҃це . стоӕще ӕко мс̑ць . и реч̑ боӕромъ своимъ . и дроужинѣ своєи . видите ли что єсть знамениє се Ж . ѡни же оузрѣвше и видиша вси . и поникоша главами . и рекоша моужи . кнѧже се єсть не на добро знамениє се . Игорь же реч̑ братьӕ . и дроужино . таинъı Би҃ӕ никто же не вѣсть . а знамению творѣць Бъ҃ и все моу мироу своємоу . а намъ что створить Бъ҃ . или на добро или на наше зло . а то же намъ видити и то рекъ . перебреде Донѣць З и тако приида . ко Ѡсколоу . и жда два дн҃и . брата своєго Всеволода Цитируется по: Полное собрание русских летописей, том 2. Спб: Типографія М. А. Александрова, 1908
Мир в это время
![]() Монета времён правления Андроника Комнина
«Заявив себя крестьянским царем и приняв на себя задачу очистить империю от иностранцев и от родовитых людей, имевших за собой влияние на дела и большую земельную собственность, Андроник не совсем точно рассчитал состав сил, какими он располагал. Высшие круги гражданского и военного сословия сплотились между собой ввиду угрожавшей им опасности и начали против Андроника как открытую, так и тайную борьбу, которая велась с таким уменьем и настойчивостью, что в ней победа оказалась на стороне первых. Открытое восстание обнаружилось в малоазийских городах: Никее, Бруссе и Лопадин. Душой движения были Кантакузины и Ангелы, но дело этим не ограничилось и перешло в общее недовольство, обнаружившееся на окраинах империи. В особенности громадное значение в судьбе Андроника имели два обстоятельства: отпадение Кипра, где провозгласил себя независимым Исаак Комнин-Дука, и завоевание Солуни норманнами. Короткое царствование Андроника не могло представить ни для крестьянского сословия, ни для ремесленного константинопольского населения ручательства, что введенный им порядок прочен. Напротив, продолжавшиеся казни и заточения и конфискации имущества не могли служить залогом успокоения и мирного устройства дел в потрясенной последними событиями империи. Популярность среди уличной толпы, к чему, по-видимому, так стремился Андроник, была весьма ненадежной порукой за будущее. Разыгравшаяся в столице трагедия, жертвой которой был последний представитель Комнинов, имела место в сентябре 1185 года, то есть через два года после венчания Андроника на царство. В то время как он продолжал защищать себя против действительных и мнимых врагов жестокими казнями и заточениями, его приверженцы посоветовали ему попытаться открыть тайных врагов посредством магии, при помощи лиц, искусных в отгадывании будущего. Злой гений царя Стефан Агиохристофорит донес Андронику, что от 11 до 14 сентября самым опасным оказывается имя, начинающееся с букв «Ис». Сам Андроник посмеялся над оракулом, так как отнес его к Исааку, объявившему восстание на Кипре; никак невозможно было допустить, чтобы в три дня Исаак мог прибыть из Кипра и низложить его. Но Агиохристофорит имел в виду другого Исаака, из фамилии Ангелов, который жил тогда в столице. Вечером 11 сентября он решился захватить этого Исаака и заключить под стражу. Но, по-видимому, жертва была подготовлена к сопротивлению, ибо Исаак нанес сильный удар Агиохристофориту и поразил его насмерть, сам же поспешно направился к храму св. Софии и искал защиты у алтаря. К счастью для него, в городе не было царя и к св. Софии успели собраться родственники Исаака и большая масса народу, которая более сочувствовала его положению, чем палачам Андроника. К утру следующего дня стали высказываться пожелания, чтобы Исаак возложил на себя корону. Между тем лишь только Андроник утром прибыл в город, здесь настроение вполне изменилось. Событиями начала управлять уличная толпа, открыты были темницы и выпущены из них заключенные. С оружием толпа окружила св. Софию и требовала провозглашения Исаака царем. Патриарх Василий Каматир был принужден совершить акт коронования и сопровождать нового царя по улицам города в торжественной процессии. Андроник сделал попытку вступить в переговоры с толпой, но, видя, что на его стороне мало приверженцев, поспешил спастись из города бегством, переодевшись в простое платье. Спасшись на другую сторону Босфора, он имел намерение взять корабль и отправиться в Россию, но сильная буря помешала ему своевременно пуститься в море. Его задержали посланные Исааком люди, привезли в Константинополь и заперли в башню Анемы. Затем, обремененного цепями, привели к Исааку, который имел жестокость отдать его на поругание толпы. Последовала ужасная сцена издевательства над беспомощным стариком, закованным в цепи. С вырванными глазами и отрубленной рукой он брошен был в темницу, где оставался без пищи и без всякого попечения. Через несколько дней его выводят на ипподром и здесь подвергают новым издевательствам и бесчеловечным мучениям, среди которых Андроник испустил дух». Цитируется по: Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1997. с.235-236
![]() Гийом де Тир. Убийство Андроника Комнина. 15 век. Из собрания Национальной библиотеки Франции.
«Однако все эти достоинства не спасли Андроника от гнева сограждан. Возмущение против него вспыхнуло неожиданно в сентябре 1185 года. Все началось с того, что попытались схватить и предать смерти старого врага Андроника Исаака Ангела. Ангел бежал в храм святой Софии и попросил защиты у народа. Огромная толпа, сбежавшаяся к храму, провозгласила его императором. В это время Андроника не было в городе. Когда же он приехал, то застал столицу в сильнейшем возбуждении. Поначалу он был полон воодушевления: собирал стражников, хотел вступить в бой с толпой и сам сквозь щели башни пускал стрелы в мятежников. Убедившись вскоре, что обуздать возмущение уже невозможно, он вступил с осаждавшими в переговоры и объявил, что отречется от власти в пользу сына Мануила. Но народ от этих слов еще более ожесточился. Чернь разломала ворота и ворвалась во дворец. Увидев, что все потеряно, Андроник скинул пурпурные сапоги и обратился в бегство. На царской триере он отплыл в Милудийский дворец, взял там двух женщин — жену Агнессу и любовницу Мараптику, которую он страстно и до безумия любил, и велел плыть в Азию. Исаак между тем занял дворец и послал вслед за Андроником погоню. Низложенного императора захватили в Хиле, одели ошейник и в таком виде отправили к Исааку. Ангел выдал его на поругание толпе. Чернь неистово надругалась над своим прежним повелителем: несчастному вырвали все волосы, выбили зубы, отрубили правую руку и вновь бросили в тюрьму. Спустя несколько дней Андронику выкололи левый глаз, посадили на паршивого верблюда и возили по городу. Потом на ипподроме его повесили за ноги между двух столбов. Какие-то подонки обнажили Андроника и терзали его детородный член. Один латинянин вогнал ему в задние части ятаган, другой — вонзил меч в горло. Наконец, после множества мучений император с трудом испустил дух (Хо-ниат: 4; 2; 3, 5,10-12). Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М.:Вече, 2002 г.
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях ![]()
|