Календарь


Дорожный возок Екатерины II. Гравюра Гоппе. Конец 18 в.

1786 год. 9 мая (28 апреля ст.ст.) Екатерина II утверждает доклад Комиссии о дорогах в государстве – о построении каменной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.

«Екатерина II резко изменила курс в отношении «преспективной» дороги. Она отказалась от грандиозного замысла Петра I соединить прямой линией Москву и Петербург. Дороговизна работ (с 1740 по 1764 год казной было потрачено на эти нужды более миллиона рублей), сложность трассы и трудность заселения новых, еще не освоенных территорий были главными причинами прекращения дорожного строительства на втором отрезке пути – от Волхова до Москвы.

Портрет Екатерины II в меховой шапке. Гравюра Юнга 1792 года по рисунку Ф.И.Шубина 1790 года

Новгородский и Тверской Генерал-Губернатор Н.П.Архаров. Неизвестный художник, сер.18 века
В результате губернской реформы 1775 года мосты и дороги были переданы в ведение Нижних земских судов и капитан-исправников. В связи с этим в 1780 году была упразднена Канцелярия от строения государственных дорог. Тем не менее потребность в центральном органе для координации и руководства дорожными работами вскоре стала очевидной, и в 1786 году было учреждено новое ведомство – Комиссия о дорогах в государстве.

В 1786 году императрица утвердила доклад Комиссии «Об устроении дорог между столицами» - грандиозный по тем временам план реконструкции тракта. Было решено, выделив на работы 4 миллиона рублей, завершить их в 1790 году. Дорогу предполагалось вымостить камнем в пределах Петербургской, Новгородской и Тверской губерний, в Московской – каменное мощение намечалось только в грязных местах. Ширина мощения была определена в 4 сажени. По краям планировалось провести дороги шириной в 1,5 сажени для проезда в сухое время. Были разработаны проекты каменных мостов для перехода через маленькие речки и ручьи, на больших реках предлагалось наводить плашкоутные мосты.

Дефицит бюджета не позволил полностью претворить в жизнь этот крупномасштабный план. Правительство смогло ассигновать лишь 1 млн 300 тыс. рублей. Было построено 7 или 8 каменных мостов, проложено 40 «подземных водосточных» труб, около 130 верст дороги было вымощено камнем. Оставалось построить, согласно проекту, еще 25 больших каменных мостов, проложить 160 труб, более 300 верст дороги вымостить камнем и затем «защебенить».
Цитируется по: Фролов В.Н., Чистиков А.Н., Яковлев О.А. Главная дорога России: Москва-Санкт-Петербург. Спб: Лики России, 2000

История в лицах


Граф Л.-Ф. Сегюр, из «Записок графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II»:
18 января 1787 года мы пустились в путь. Императрица посадила к себе в карету г-жу Протасову, графа Мамонова, графа Кобенцеля, обер-шталмейстера Нарышкина и гофмаршала Шувалова. Во вторую карету поместили Фитц-Герберта, меня, графа Чернышева и графа Ангальта. Поезд состоял из четырнадцати карет и 124 саней с 40 запасными. На каждой станции нас ожидали 560 лошадей.

Было 17 градусов мороза, дорога прекрасная, и мы ехали славно. Наши кареты на высоких полозьях как будто летели. Чтобы защищаться от холода, мы закутались в медвежьи шубы, надетые сверх другой, более нарядной и богатой, но тоже меховой одежды; на головах у нас были собольи шапки. Таким образом, мы не замечали стужи, даже когда она доходила до 20 градусов. На станциях везде было так хорошо натоплено, что скорее мы могли подвергнуться излишнему жару, чем холоду. В это время самых коротких дней в году солнце вставало поздно, и чрез шесть или семь часов наступала уже темная ночь. Но для рассеяния этого мрака восточная роскошь доставила нам освещение: на небольших расстояниях по обеим сторонам дороги горели огромные костры из сваленных в кучи сосен, елей, берез, так что мы ехали между огней, которые светили ярче дневных лучей. Так величавая властительница Севера среди ночного мрака изрекала свое: «Пусть будет свет!» В 72 верстах от Петербурга мы остановились отобедать в маленьком, новом и красивом городке Рожественске (Рождествено). Здесь ее величество, возвратившись к своей обычной веселости, с крайнею любезностью выразила мне удовольствие по поводу заключения торгового трактата, подписанного за несколько дней перед тем ее министрами и мною.

Этот рассказ был бы однообразен, если бы я, как чересчур добросовестный путешественник, стал говорить о всех городах и местечках, чрез которые мы проезжали или где останавливались на этом длинном пути. Я упомяну только о тех, которые по своему объему, древности, богатству и истории могут быть достойны нашего внимания
Цитируется по: Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л. Лениздат. 1989. С.404-405


Мир в это время


    1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера одной из лучших опер Вольфганга-Амадея Моцарта «Женитьба Фигаро»

    Граф Альмавива, Сюзанна и Керубино за креслом. Сцена из 1-го акта . Акварель 19 в.

    «В опере использован сюжет комедии известного французского драматурга П.Бомарше (1732-1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть – «Севильский цирюльник», 1773, - послужила основой одноименной оперы Д.Россини). комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 году), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс. «Женитьба Фигаро» привлекла внимание Моцарта не только живостью характеров, стремительностью развития действия, комедийной остротой, но и своей социально-обличительной направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л.да Понте (1749-1838) добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто, написанном на итальянском языке, были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше – идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой – получила в музыке оперы неотразимо убеждающее воплощение.
     
    Вольфганг-Амадей Моцарт. Портрет Дорис Сток. 1789 год

    Либретто оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», 1786 год

    Герой оперы лакей Фигаро – типичный представитель третьего сословия. Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере также реалистически обрисованы образы задорной и нежной подруги Фигаро Сусанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционных комических персонажей – Бартоло, Базилио и Марцелины.

    К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил ее через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела лишь после постановки в Праге в декабре того же года».
    Цитируется по: 50 опер. Сост. Друскин М.С. Л.: Советский композитор, 1959. с. 16-17

даты

Май 2024  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"