Календарь | ||
В этот день
|
29 мая
![]() 1606 год. 29 мая (19 мая ст.ст.) после свержения Лжедмитрия I при собравшемся на Красной площади решался вопрос престолонаследия, был «выкрикнут» князь Василий Шуйский. 10 июня он венчался на царство. Правил Василий Шуйский до 1610 года.«Виднее всех бояр московских по уму, энергии, знатности рода, по уменью сохранять родовые предания, быть им верными были два князя - Василий Шуйский и Василий Голицын: они-то и были главами заговора, они-то и должны были думать о том, как бы прежде других воспользоваться его успехом. Оба князя имели сильные стороны, но мог ли Голицын успешно бороться с Шуйским? Род Шуйских давно уже гораздо больше выдавался вперед, чем род Голицыных, ибо о Патрикеевых уже забыли; сам Шуйский гораздо больше выдавался вперед, чем Голицын, особенно в последнее время. Он первый поднялся против самозванца, был страдальцем за правду для тех, которые были убеждены в самозванстве бывшего царя; он был на первом месте в заговоре, в его доме собирались заговорщики, его речам, его увещаниям внимали, за ним шли в Кремль губить злого еретика; для людей, совершивших дело убийства Лжедимитриева, кто мог быть лучшим царем, как не вождь их в этом деле? Но это дело было чисто московское, и далеко не все москвичи его одобряли, а что скажут советные люди, выборные из городов по всей России? Годунов при избрании своем имел все причины требовать созвания выборных изо всех городов Российского царства: он долгое время был хорошим правителем, и это знала вся земля; дурное о Годунове было преимущественно известно в Москве, хорошее - в областях; притом за Годунова был патриарх, долженствовавший иметь самое сильное влияние на выборных. В другом положении находился Шуйский: его хорошо знали только в Москве, но мало знали в областях, так что для советных людей, присланных из Галича или Вологды, Шуйский был известен не более чем Голицын или Воротынский; патриарха не было, ибо Игнатия, как потаковника Лжедимитриева, тотчас же свергнули, и потому советные люди могли легко подчиниться влиянию людей, не хотевших Шуйского, людей, не одобрявших его последнего, самого видного поступка. Вот почему Шуйскому опасно было дожидаться выборных из городов. "По убиении расстриги, - говорит летописец, - бояре начали думать, как бы согласиться со всею землею, чтобы приехали из городов в Москву всякие люди, чтобы выбрать, по совету, государя такого, который бы всем был люб. Но богу не угодно было нас помиловать по грехам нашим: чтобы не унялась кровь христианская, немногие люди, по совету князя Василия Шуйского, умыслили выбрать его в цари".![]() Василий Шуйский. Гравюра на дереве. 1610 год
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.:Мысль, 1989. том 14, глава 3. С. 443-445
![]() Василий Иванович Шуйский — русский царь. Рисунок А.А. Зеленского. 1860-е гг. «Мы совершили единодушно подвиг праведный, честный, полезный и спасительный для земли; если б только Богу угодно было, чтоб меньше крови пролилось! Бог, который земныя царства раздает, кому хощет, благословил наше умышление. Теперь, когда вора больше нет на свете и русские люди избавились от обольщения чернокнижника и бесоугодника, который всем нам отвел глаза, - теперь нужно выбирать новаго царя. Род наших государей пресекся, и надобно нам поискать в Московском государстве человека знатной породы, прилежнаго к святой восточной вере, во всем благочестиваго, чтоб он держал невозбранно наши обычаи, чтоб сиял добродетелями, подобающими для престола, был бы опытен и не юн, поставлял бы царское величие не в роскоши и не в пышности, а в правде и воздержании, не казну бы свою умножал, а берег бы людское достояние наравне с казенным или собственным царским. Вы, может быть, скажете, что такого человека не найти нам. Но добрый земский человек должен хотеть наилучашго государя, чтоб он, по крайности, казался таким для своих подвластных». Шуйский описывал такие качества, какими сам славился. Он был не молод и опытен, бережлив до скупости и уничтожением Димитрия доказывал свое благочестие и преданность вере и русским старым обычаям. Бояре сказали, что есть такой человек в Русской земле только один – князь Василий Иванович Шуйский. Шуйский, как водится, для виду поломался и согласился».
Цитируется по: Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М.: Чарли, 1994. С.291
История в лицах![]() И как из Литвы сердомирской воевода Юрьи з дочерью своею и з сыном со князем Костентином Вишневецким, и с ыными со многими людьми с литовскими приехали к Москве, и Рострига учал ересь свою проявливати, женился на сердомирсково дочери, не крестив ея, и в пречистую Богородицу соборную церковь литовским людей, ляхом и угряном и лютором, велел ходити невозбранно в церкви, и московъских боляр и лутчих людей хотел всех побити, а городы все хотел роздать литве. И московские люди, видя такую в нем ересь, что хощет веру хрестьянскую разорити, и всем миром ево убили и сожгли во 114-м году. а был на царстве один год. А на Московское царство выбрали и излюбили всею землею от колена руских великих князей и царей, что пошли от великаго князя Александрова брата Невскаго, от князя Андрея Ярославича, суждальского княженья, боярина князя Василья Ивановича Шуйскаго. И сяде на Москве и на всей земли Росийскаго царства на царство царь и великий князь Василей Иванович, всеа Русии самодержец, в лето 7114-го июня в (…) день. И посла государь и великий князь Василей Иванович всеа Русии на Углеч ростовского митрополита Филарета Романова да бояр своих князя Ивана Михайловича Воротынского да Петра Никитича Шереметева, а велел царевича Дмитрея с Углеча мощи привести к Москве. И митрополит ростовский Филарет и бояре князь Иван Воротынской да Петр Шереметев царевича Дмитрея тело обрели цело и нетленно, но токмо земли часть отдана, и привезли к Москве. И положен в раку в церкви собора архангила Михаила, у праваго столпа, и приходящим с верою подает исцеления.
Цитируется по: Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. 1980. М. 198 Мир в это время
![]() «Несмотря на договор о разделе сфер завоеваний между Поргалией и Испанией, моряки и купцы других стран Европы в поисках наживы и богатства стали проникать в неисследованные части земного шара. Так, Джон Кабот (переселившийся в Англию итальянец Джованни Кабото), отправившийся в экспедицию с целью найти северо-западный путь в Индийский океан, впервые достиг в 1497 г. Ньюфаундленда или полуострова Лабрадор, а его сын — Себастьян Кабот — в 1498 г. достиг северо-восточного берега Северной Америки и исследовал его. В дальнейшем английские и французские мореплаватели исследовали восточную часть Северной Америки, а голландцы в результате ряда плаваний, совершённых в течение XVII в., открыли Австралию, смутные сведения о которой имелись ещё у античных географов. В 1606 г. голландское судно под начальством Виллема Янца впервые достигло северного побережья Австралии, а в 1642—1644 гг. голландский мореплаватель Тасман совершил к австралийским берегам два плавания и, пройдя южнее Австралии до открытого им острова Тасмания, доказал, что Австралия является самостоятельным новым материком. Лондонские купцы, по их собственному выражению, «видя, как удивительно быстро растёт богатство испанцев и португальцев вследствие открытия новых стран и поисков новых торговых рынков», организовали в 1552 г. экспедицию из трёх кораблей под начальством Уиллоуби, предпринявшую попытку найти северо-восточный проход в Китай, обогнув побережье Сибири. Корабли экспедиции Уиллоуби в Баренцевом море были разделены бурей, два из них были затёрты льдами в южной части этого моря, и весь их экипаж замёрз, а третий прошёл в Белое море, достиг устья Северной Двины; его капитан Ченслер побывал в Москве и был принят Иваном Грозным. В 1556 и 1580 гг. англичане вновь пытались найти северо-восточный проход, однако далее входа в Карское море их корабли из-за сплошных льдов пройти не смогли. Голландские купцы в конце XVI в. снарядили на поиски этого прохода три экспедиции, которыми руководил голландский мореплаватель Биллем Баренц, но и эти корабли не смогли пройти восточнее Новой Земли, на которой Баренц зазимовал вовремя своей последней экспедиции (1596—1597 гг.), так как его корабль был затёрт льдами».
Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958 год
«В ноябре 1605 года из порта Бентам на Западной Яве вышло на поиски неоткрытых земель голландское судно «Дейфкен» под командованием капитана Виллема Янца. Пройдя близ побережья уже известной мореплавателям Новой Гвинеи, «Дейфкен» продолжал путь на юго-восток. Несколько недель спустя кто-то из матросов разглядел всплывшую на горизонте тонкую ниточку неизвестного берега. Подойдя к нему ближе, корабль бросил якорь, матросы спустили на воду шлюпку... И вскоре капитан Виллем Янц — первый из европейцев ступил на землю открытого им Австралийского континента...» Цитируется по: Г. Еремин. Большая загадка Австралии. Журнал «Вокруг света» № 9, 1968
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях ![]()
|