Календарь


Пушкин среди декабристов в Каменке. Д.Н Кардовский. 1934г.

1816 год. 21 февраля (9 февраля ст.ст.) была основана тайная организация декабристов – «Союз спасения».

Портрет М.И. Муравьёва-Апостола. Репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова». 1905 год
«Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816 г. группа членов "Священной" и Семеновской артелей во главе с А.Н. Муравьевым учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию - Союз спасения. Из новых лиц сюда вошли будущие лидеры Северного и Южного обществ Никита Муравьев и Павел Пестель, поэт и воин Федор Глинка, художник-медальер, почетный член Академии художеств граф Ф.П. Толстой (двоюродный дядя Льва Толстого), а также М.С. Лунин - один из самых выдающихся и, может быть, самый яркий из декабристов, "друг Марса, Вакха и Венеры" (как называл его Пушкин), человек, о молодечестве которого ходили легенды; в 1813 г. он не оробел в защиту чести товарищей вызвать на дуэль брата царя, Константина Павловича, а в 1816 г. первым из декабристов вызвался на цареубийство. Всего в Союзе спасения было 30 членов. Каждый из них имел в активе боевые кампании 1813-1814 гг., десятки сражений, ордена, медали, чины (23-летний Александр Муравьев был уже полковником!), а их средний возраст составлял 21 год.

Союз спасения принял устав, его главным автором был Пестель. Устав дал Союзу новое название, которое, однако, не прижилось в литературе ("Общество истинных и верных сынов Отечества"), и определил его цели - уничтожить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией. Встал вопрос: как добиться этого? Большинство Союза, следуя принципу "Мнения правят миром", предлагало готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть искала более радикальные меры. Лунин предложил свой план цареубийства, он заключался в том, чтобы отряд смельчаков в масках встретил карету царя на Царскосельской дороге и покончил бы с ним ударами кинжалов. Когда Пестель в ответ на это стал доказывать, что заговорщикам нужно еще устроить тайное общество, согласовать свои мнения, выработать конституцию и т.д., Лунин досадливо отмахнулся от его идеи "наперед енциклопедию написать, а уж потом к революции приступить».
Цитируется по: Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. — М.: Высшая школа, 1997. С.78-79

История в лицах


П.А.Катенин:
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей.
Свобода! Свобода!
Ты царствуй над нами!
Ах! лучше смерть, чем жить рабами, -
Вот клятва каждого из нас...

Цитируется по: Катенин П.А. Стихотворения. М.-Л., "Советский писатель", 1965


Мир в это время


    В 1816 году впервые была поставлена опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»

    Портрет Джоаккино Россини. Ф.Хайец. 1870 год
    «Севильский цирюльник» - опера Джоаккино Россини, сочиненная в 1816 году. На сюжет одноименной комедии Бомарше было написано к тому времени несколько опер, из которых особенной популярностью пользовался “Севильский цирюльник” Дж. Паизиелло. Однако шедевр Россини (созданный за 13 дней!) оказался столь совершенен, что вскоре вытеснил оперу Паизиелло и даже перенял ее название (первоначальное название россиниевской оперы “Альмавива, или Тщетная предосторожность”). В “Севильском цирюльнике” Россини — вершинном достижении жанра оперы-буффа — господствует сольное пение. Чисто вокальными средствами композитор создал выпуклую образную характеристику своих героев: Фигаро, например, характеризуется стремительной скороговоркой; в партии дона Базилио преобладают гротескно-угловатые интонации (достаточно вспомнить знаменитую арию о клевете); виртуозным вокальным блеском отмечена партия Розины. "“Севильский цирюльник” останется навсегда неподражаемым образцом своего рода... — писал П. И. Чайковский. — Той непритворной, беззаботной, неудержимо захватывающей веселости, какою брызжет каждая страница “Цирюльника”, того блеска и изящества мелодии и ритма, которыми полна эта опера, — нельзя найти ни у кого».
    Цитируется по: Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005
даты

Апрель 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"