Все документы темы  


Генеральный земельный школьный регламент Фридриха II Великого, короля Пруссии


Король Пруссии Фридрих II, прославившийся не только военными успехами, но и своим покровительством наукам. А. фон Менцель. За круглым столом. Философы при дворе Фридриха Великого
Генеральный земельный школьный регламент Фридриха II Великого, короля Пруссии

(извлечение)

Мы, Фридрих [...]

Настоящим извещаем для всеобщего сведения: поскольку Мы, к Нашему Высочайшему неудовольствию, удостоверились в том, что школьное дело и воспитание юношества в Нашей земле пришло в чрезвычайный упадок, и молодые люди, особенно в деревнях, вследствие неопытности большинства кистеров и учителей, произрастают в невежестве и глупости. Мы приняли решение: поставить школьное дело во всех Наших провинциях на лучшее, чем прежде, основание. Теперь, когда покой и всеобщий мир восстановлены, Мы решили заняться благоустройством всех сословий Нашей земли. Мы считаем, что необходимым и полезным фундаментом этого благополучия станет разумное христианское наставление юношества, воспитание его в богобоязни и обучение его разным необходимым вещам. Поэтому Мы, руководствуясь доброй волей и заботой о благе Наших подданных, приказываем всем Нашим управляющим, консисториям и другим коллегиям Нашей земли впредь придерживаться Нашего нижеследующего Всемилостивейшего Генерального школьного регламента, сделать все возможное, чтобы искоренить столь вредное для христианства невежество и уже в ближайшее время приступить к обучению и воспитанию в Наших школах искусных и добрых подданных.

1. Поэтому Мы желаем, чтобы все Наши подданные, включая родителей, опекунов, господ, всех, кто занимается воспитанием молодежи, своих собственных и порученных их заботам чужих детей, мальчиков и девочек, посылали в школу не ранее, как с пяти лет, держали их в ней до тринадцати или четырнадцати лет, до тех пор, пока они не только познают все необходимое в христианском вероучении, будут уметь читать и писать, но и научатся говорить и могут дать ответ, если их попросят прокомментировать предписанные Нашими консисториями и апробированные ими учебники.

2. Господа, использующие детей своих подданных для выполнения разных служб или для работы в прусских имениях, должны помнить о том, что детей можно отрывать от школы лишь тогда, когда они научатся читать, получат хорошие основания вероучения, сделают весомое начало в письме и смогут предъявить о том свидетельства перед священником и учителем. Еще больше родители и опекуны обязаны обучить в достаточной степени своих детей и опекаемых всем нужным вещам.

3. Если некоторые дети в силу своих способностей или особого прилежания учителя еще до наступления 13 - или 14-летнего возраста продвинутся далеко вперед в овладении знаниями, то и тогда они по произволу родителей или опекунов не могут быть взяты из школы домой. Это можно будет сделать только после того, как суперинтендант, препозитус или инспектор, имея уведомление о том священника и показания учителя, сочтет познания ребенка достаточными и выдаст ему на их основании приличную характеристику. Но и после того эти дети обязаны прилежно посещать воскресные повторные занятия не только со священником в церкви, но и с учителем в школе.

4. Так как во многих местах родители не посылают летом своих детей в школу под предлогом, что им надо пасти скот, то Наши служащие или судебные власти в местах, где находятся деревни или общины, обязаны позаботиться о том, чтобы по возможности для пастьбы скота был нанят один общественный пастух. Но там, где дома расположены рассеянно, на далеком расстоянии друг от друга, как в Наших Вестфальских землях, в земле Вишер, в Старой Марке или в других аналогичных местах, и там нельзя скот соединить в одном стаде, дети, пасущие его, должны ежедневно меняться со своими домочадцами или с ближними соседями; в других местах хозяева и жители деревень должны так все организовать, чтобы каждый ребенок имел возможность посещать школу три дня в неделю, чтобы то, что изучено зимой, не было забыто. В иных местах можно организовать детей в две группы, из которых одна посещает школу первые три дня в неделю, а вторая — три последних дня.

5. Что касается летних и зимних школ, то Мы хотим, чтобы зимние школы работали все дни недели в первую половину дня с 8 до 11 часов и после обеда, исключая среду и воскресенье, с 1 часа до 4. Зимняя школа работает с Михайлова дня до Пасхи. Летняя школа открыта только в первую половину дня или, смотря по обстоятельствам места, после обеда, по три часа в день во все дни недели: но с той разницей, что зимой на каждую лекцию отводится целый час, а летом только полчаса.

Нам известно, что в иных местах патроны из служащих и дворян заслужили уже славу тем, что под их началом не только зимние, но и летние школы хорошо работают как в первую, так и во вторую половину дня, то это хорошее начинание вовсе не следует приводить в соответствие с настоящим предписанием. Более того, оно может служить примером для подражания в том, какой должна быть христианская забота о детях во имя их блага.

6. По воскресным дням кроме занятия по катехизису и повторению пройденного, которое ведет священник в церкви, необходимо, чтобы и учитель в школе занимался повторением с еще неженатыми лицами деревни. Они должны упражняться в чтении и письме. Для чтения надо использовать Новый Завет или другую назидательную (приносящую утешение) книгу, а для упражнений в письме можно взять пару изречений (притчи) или эпистол и евангелие. В местах, где учитель не является одновременно кистером, а пастор бывает в филиалах во время объездов, там учитель обязан еще утром или после обеда вместе с детьми петь в церкви, читать вслух катехизис и предлагать им из него и из Священного писания легкие вопросы. Если кистер или учитель не имеют опыта преподавания катехизиса, то пастор должен подготовить для них все то, что положено выучить и что он будет спрашивать, и дать задания по учебникам. Таким образом, и старшие, и младшие дети смогут получить знание и духовное наслаждение.

7. Что касается школьных денег, то за каждого ребенка, приведенного в школу до обучения чтению, необходимо платить по 6, а при обучении чтению - по 9 пфеннигов в неделю, а если он учится писать и считать, то по грошу. В летние месяцы плата составляет только две трети зимней, то есть для плативших 6 пфеннигов - 4, вместо 9 - 6, а вместо гроша - 8 пфеннигов. В местах, где введенная для учителя плата выше, она, если есть для того основания, может оставаться таковой.

8. Но если некоторые родители так бедны, что не в состоянии заплатить положенные школьные деньги, или если дети, не имеющие родителей, также не могут это сделать, то они должны заявить об этом служащим, патронам, свя-щенникам или церковным начальникам и попросить их о помощи. Последние, если нет другого пути, обязаны выделить деньги, либо из церковного кошеля для пожертвований, либо из деревенской кассы для бедных, чтобы оплатить труд учителя, который не должен бедствовать, а должен учить всех детей, как богатых, так и бедных родителей, с одинаковым прилежанием и преданностью.

9. Ради этой же цели необходимо ежегодно в воскресный Михайлов день в каждой деревне в сельской местности и в городах читать так называемую школьную проповедь. В ней нужно преподнести понятным для всех языком те материи, которые касаются христианского воспитания и взращивания юношества, руководствуясь Праздничным (Торжественным) евангелием или другими подобающими библейскими текстами из Ветхого или Нового Завета. После такой проповеди и по оглашению с амвона сердечного призыва пастора внести посильный добровольный вклад в дело процветания школы, в том числе для приобретения учебников для бедных детей в сельских школах, собираются денежные пожертвования в чашу, или в кошель, или другим привычным в данной местности способом. Они передаются вместе с обычными квартальными сборами суперинтендантам, инспекторам, препозитам и архиепископам. Но затем они поступают в консисторию каждой провинции, а она заботится о том, чтобы инспекторы и священники закупили и поделили нужные им книги.

10. Теперь, когда все необходимые предпосылки для обучения детей созданы, их родители, опекуны и все те, кому поручено их воспитание, не могут поступать вопреки сему благотворному предписанию. Если же они не пошлют своих воспитанников в школу, не заплатят положенные учителю школьные деньги, а увещеваний пастора о необходимости сделать это покажется им недостаточно, они будут принуждены к этому усилиями судебной власти. Родители, если выяснится, что их дети в прошедшем году плохо посещали школу, обязаны будут заплатить штраф в школьную кассу в сумме 16 грошей. Мы приказываем поэтому всем Нашим служащим и судебным органам по первому донесению учителя тотчас же опросить родителей, опекунов и других воспитателей, почему их дети не ходят в школу? Если выяснится, что не болезнь этому препятствует, они должны применить необходи-мые силовые средства, чтобы обеспечить посещение детьми школы.

11. Для этой цели и вообще для точного соблюдения предписания необходимо, чтобы учителя не только имели данные обо всех детях школьного возраста того дистрикта или деревни, в которых они преподают, извлеченные пастором из церковных книг, но чтобы они составляли общий школьный список учащихся и месячные табели посещения ими школы. В списки вносятся следующие сведения о детях: 1. Имя и фамилия. 2. Возраст. 3. Родители. 4. Место жительства. 5. Время поступления в школу. 6. Лекции, которые они посещали. 7. Прилежны ли они в учебе или нерадивы. 8. Имущественное положение. 9. Нравы и поведение. 10. Свидетельство об окончании школы.

Этот каталог, который дети не имеют права читать, не только посылают инспектору перед ежегодной инспекторской проверкой, но предоставляют священнику во время его еженедельных посещений школы, чтобы он мог отметить невоспитанных детей, сделать им внушение об исправлении и переговорить с родителями о мерах противодействия легкомыслию и упрямству.

Но что касается месячной табели, то она представляет собой не что иное, как вырезанную на меди с отпечатанными на ней линиями по дням недели таблицу, которую учитель может изготовить сам. В нее вписываются фамилии учащихся, и учитель каждый день по окончании лекций отмечает тех, кто пропустил занятия, с указанием, сделано ли это по разрешению начальства или без него. Это приучает детей быть прилежными, а родителям, которые своих детей отправляют в школу не регулярно, да при этом еще говорят: наши дети уже много лет ходят в школу, а ничему не выучились, дает знать, что вина в том лежит не на школе и учителе, а на них самих.

12. Но поскольку все же добрая школа прежде всего зависит от порядочного (хорошего) учителя, то следующим предписываем школьным службам, всем тем, кто занимается подбором учителей и кистеров, тщательно рассматривать все кандидатуры, чтобы места школьного учителя впредь могли занять лишь порядочные люди. Школьный учитель не только должен обладать достаточными знаниями и педагогическим мастерством, чтобы обучить детей всем нужным вещам. Надо, чтобы весь образ жизни учителя мог служить образцом для подражания, а его поступки не противоречили тому, чему он будет учить. Поэтому учитель более, чем другие, должен быть привержен божественному благочестию и, напротив, остерегаться всего того, что противно родителям и детям. Прежде всего, он должен побеспокоиться об усвоении детьми учения Бога и Христа, ибо через него пролегает путь к справедливой и честной христианской жизни. Учителя - это служители и преемники Бога и обязаны с прилежанием не только показывать детям пример того, как счастливо устроить жизнь на сем свете, но и подготовить их к вечному блаженству.

13. Хотя Мы теперь подтвердили неограниченные права дворян и других патронов выбирать и назначать учителей и кистеров, хотим подчеркнуть, что все Наши консистории и их служители, суперинтенданты, инспекторы, препозиты обязаны смотреть за тем, чтобы кистерами и учителями не могли стать не только неспособные и незнающие люди, но также и те, кто ведет гнусный образ жизни. Если такие учителя обнаружены, надо их немедленно убрать. В особенности надо следить, чтобы они не были преданы пьянству, воровству, разврату и распутству, чтобы не были непослушны и строптивы [...] Под страхом наказания учителям запрещено заводить свое хозяйство, продавать пиво и вино в трактирах или иметь другие подобные дела, которые могут мешать их главной школьной работе или давать повод общине и юношеству к разврату и распутству, в особенности посещением трактиров и пивнушек, других злачных мест, ублажающих своих посетителей музыкой.

14. Считаю, что в сельской местности вообще не может быть принят на службу ни один кистер или учитель прежде, чем он сдаст соответствующий экзамен инспектору, который выдает свидетельство о его способностях. Также и священник не имеет права допускать к церковной и школьной работе того кистера или учителя, который не имеет упомянутого свидетельства о сданном экзамене.

Что же касается Наших собственных земельных школ в городах и деревнях, являющихся административными центрами, то Мы уже сделали предписание в Нашей Курмарке, которое теперь повторяем для них, чтобы никто не был принят кистером или учителем, пока он не пройдет курс обучения в Курмаркском Семинаре для кистеров и учителей в Берлине, где получит знания по шелководству, а также овладеет методикой преподавания, применяемой в немецких школах церкви трех святых. И так как Мы всемилостливейше поручили Обер-консистории советнику и пастору Гекеру обеспечить Наши земельные школы в Королевских служебных местах хорошими учителями из семинара, то полагаем, что выпускники, получив от упомянутого Нашего Обер-консистории советника свидетельство их порядочности и предъявив его Королевской Курмаркской Кригс-и-Доменен Камере для получения служебной вакации (места), могут вступить в службу не прежде, чем прочитают пробную лекцию в церкви и проведут пробное занятие в школе в присутствии инспектора или пастора и нескольких представителей общины [...]

15. [...] Между тем Мы, как и прежде, разрешаем всем имеющим достаток родителям держать в домах для детей частных учителей, но так, чтобы это не давало повод другим людям, у которых дети еще не обучены высоким наукам, удерживать их от общественной школы и передавать такому же частному обучению.

16. Сколь мало разрешено школьному учителю использовать учащихся вне школы для работы в своем хозяйстве, столь же мало он может прибегнуть к их труду в обычные школьные часы для поручения им какой-либо ручной или иной работы по дому, в том числе в помощь своей жене. Что-либо подобное может иметь место только тогда, когда учеников много, и учитель, пока учит старших, поручает жене или другим персонам занять каким-либо делом младших учеников [...]

[...] 19. Занятия в школе должны проходить следующим образом. В первый утренний час - пение песни, текст которой учитель медленно и четко произносит, а затем вместе с детьми поет. Все месяцы поется только одна песня, предложенная пастором, не слишком сложная и длинная, чтобы ее выучили все, малые и большие. Во время пения учитель следит, чтобы пели все, а при этом не пользовались бы своим песенником. Петь по тетради можно дома, а в школе они должны знать пение наизусть.

За пением следует молитва, которой руководит сам учитель или по его поручению кто-либо из учащихся, особенно если это обязательная утренняя молитва. Он четко и ясно прочитывает ее перед остальными школьниками, которые слушают, сидя тихо. Потом они молятся все вместе, возвышая к Богу выученные наизусть молитвенные тексты [...] Если кто-то опоздал на молитву и пришел позже, он не должен входить в класс, а остается у двери, пока она не закончится.

После молитвы объясняется очередной раздел из катехизиса, но не длинный, чтобы хватило на все 6 недель. Это надо делать так: раздел, подлежащий объяснению, пересказывается несколькими учениками так долго, пока не станет хорошо известным. После чего следует объяснение слов и вещей, ими обозначаемых, в виде вопросов и ответов, с использованием изречений из Священного писания. Наконец проверяется, как дети могут применить в жизни услышанные истины. Для маленьких детей надо использовать с этой целью раздельный (разборный) катехизис, а для больших - катехизис с изъяснениями пастора или учителя.

Во второй час утренних занятий осуществляются чтение, диктовка, изучение алфавита.

Первая половина часа отводится для чтения уже умеющими читать учащимися глав из Нового Завета или Библии. Читают все вместе, группами, по одиночке, но так, чтобы весь класс участвовал со вниманием в чтении. Потом читают по буквам, все вместе и по очереди, повторяя алфавит.

Во вторую половину часа ученики тренируются в письме, все вместе и по отдельности. Слово пишут на доске и повторяют все, что нужно знать при его чтении и письме. В это время старшие упражняются в произнесении изречений из Библии и в пении песен из книги (песнопений), учат свои недельные изречения, делают выборку имен из библейских книг и др.

АБЦ-учащиеся [то есть те, кто учит алфавит] в этот час стоят или сидят со своими АБЦ-досточками перед большой доской, на которой начертаны буквы. Они заучивают ежедневно по две буквы, причем не по порядку, а вразброс. Учитель же то и дело между чтением и письмом с другими детьми заставляет их произносить буквы вслух и писать их на своих досточках. Как только они выучивают буквы, они тут же привлекаются к письму.

На третьем уроке до обеда необходимо писать и диктовать по буквам, а также продолжать заучивание букв.

Старшие дети пишут в первую половину урока, а на второй половине их работа проверяется. Для того чтобы ни один ребенок не избежал проверки, учитель должен вызывать каждого обучающегося письму по списку и отмечать то место в его тетради, где он завершил предыдущий день, с этого места он продолжит работу на следующий день; таким образом, каждый ученик еженедельно будет проходить несколько проверок. Причем стоит особо заметить, чтобы каждый раз подлежала проверке левая часть листа в тетради: в правой же части ученик должен каллиграфически изображать то, что написано и исправлено в левой части тетради, и таким образом ученик закрепляет правописание.

Обучающиеся написанию букв и АБЦ-ученики в то время, когда старшие пишут, тренируются в написании букв и знакомятся с правилами их прочтения; этим способом будет усвоена разница между гласными и согласными буквами. При проверке письма старших учеников между делом проверяется их знание на память недельных изречений. К концу третьего дообеденного часа занятий дети переходят к молитве, и если учитель это практикует, зачитывается также месячный псалом или отрывок из месячной песни. Таким образом, дети будут отправлены домой из школы в тишине (без шума). Учитель обязан внимательно следить за тем, чем дети занимаются в пути, чтобы они не болтались на улице по причине своего легкомыслия или злого умысла, что достигается с большими усилиями.

На первый послеобеденный урок дети собираются под надзором учителя. После того как будет пропет стих и прочитан месячный псалом, им толкуется содержание библейских книг, при этом малый учебник используется для занятий с сельскими детьми.

Во время второго послеобеденного урока они учат попеременно вместе с христианским учением после правил святых апостолов на первой половине урока отрывок из катехизиса [...] следующим образом и порядком.

Учитель читает им отрывок, который они должны учить наизусть; при этом читающие дети открывают каждый свой катехизис и перечитывают про себя. Для этого читающие дети должны прочесть одновременно несколько раз этот отрывок, чтобы средние и младшие дети сидели тихо и его слышали.

После этого учитель показывает сам, как надо это делать, прочитывая наизусть заучиваемый детьми отрывок из катехизиса, потом они вместе проговаривают и читают так долго, пока не выучат наизусть. Потом он идет дальше. Этим же способом всеми вместе прочитываются слова из Библии. То, что в катехизисе касается толкования Лютера, заучивается тем же способом частых повторений, но только старшими учениками. Между тем дети среднего и младшего возраста сидят тихо и внимательно слушают. После того как старшие выполнят свое задание несколько раз, учитель обращается быстро к тем и другим, просит пересказать прочитанный отрывок и следит за тем, как они формулируют ответ.

В конце каждая группа декламирует недельное изречение, а именно, старшие - полное, ученики среднего возраста - сокращенное, а младшие совсем короткое. Таким способом ученики учат каждую неделю по одному отрывку из катехизиса вместе с христианским учением, в среднем три изречения и один псалом для пения в месяц.

В другую половину урока старшие читают, средние пишут буквы, а младшие их учат, как это было показано выше.

На третьем и последнем послеобеденном уроке старшие ученики читают и считают: ученики среднего возраста упражняются в написании букв, а младшие дети изучают алфавит.

В субботу первая половина дня должна проходить следующим образом: на первом уроке катехизис не изучается, так как им будут заниматься весь остальной день: дети повторяют выученные изречения, псалмы и песни, о чем учитель делает запись в журнале. После этого он рассказывает от недели к неделе попеременно из Ветхого и Нового завета библейские истории, разбирает их и проводит с помощью вопросов анализ, объясняя детям, как их нужно применять. Со старшими учениками он может разбирать библейские законы, чьи толкования следует использовать для лучшего понимания Священного писания. После этого читающие читают частично евангелие, частично нравоучения, которые в следующее воскресенье будут разъяснены. Далее они записывают на доске то, что было исправлено учителем после проверки орфографии. При завершении школьного дня учитель сердечно желает ученикам хорошо провести воскресенье, в церкви вести себя тихо и смиренно, чтобы услышать слова Господа и удержать их в своем сердце.

Учитель на всех упомянутых выше уроках обязан присутствовать и быть вместе с учениками. Он не может пропустить ни одного урока, а тем более отсутствовать в школе половину дня или целый день. Он не должен куда-либо отлучаться, не поставив в известность пастора или высокое начальство. От него зависит, какой будет молодежь и как охотно она станет посещать школу [...]

20. [...] Мы сами будем и обязываем дворян, магистраты, других патронов следить за тем, чтобы в школах земли и при изучении катехизиса не использовались другие учебники, кроме тех, которые апробированы и предписаны Нашими консисториями. [Далее идет перечисление этих учебников.]

21. В школе должно следить за тем, чтобы не только использовались книги единого образца, но и чтобы каждый ребенок имел свою собственную книгу, дабы не заглядывать потом друг к дружке. Если детям из бедных семей книги куплены на средства церкви или другой общественной кассы, они могут пользоваться ими только в школе, но не должны уносить домой. Поэтому каждый раз учитель после окончания уроков берет их на сохранение, заносит их в особую инвентарную книгу, чтобы они всегда оставались при школе.

22. Необходимо соблюдать дисциплину. Дети должны знать, что эгоизм - это источник всех грехов. Необходимо удерживать их от проявлений эгоизма, лжи, ругательств, гневливости, ссор, драк и т.п. Если же таковые произойдут, то, смотря по провинностям, применять к тем, кто их затеял, соответствующие наказания. Но учитель, как пастырь юношества, не должен прибегать к излишней суровости, греховному усердию и брани, а, напротив, действовать по возможности с отеческой умеренностью и мягкостью, - так, чтобы не испортить детей, ни вредящим им успокоением, ни чрезмерной строгостью. В случаях, когда совершено тяжкое преступление или иное злое дело, то для воздержания от подобного других детей необходимо прибегнуть к более суровому наказанию. Однако учитель не должен применять его сам, без разрешения пастора, который тщательно исследует такое преступление и может принять объективное решение, с тем чтобы не оскорбить родителей и не чинить вмешательства в школьные дела.

В воскресные и праздничные дни родители должны перед проповедью отослать детей к учителю, который организованно и под своим надзором приводит их в церковь. Таким же образом тихо и мирно он выводит их после проповеди из церкви, а во время проповеди стоит около них на особом стуле, чтобы все присутствующие, как и отсутствующие, были в поле его зрения. Он следит, чтобы они вели себя чинно и благородно, пели с надлежащим благоговением, во время проповеди не болтали и не шалили, а все время извлекали бы из нее то полезное, что надо будет воспроизвести на ближайшем уроке в понедельник. Точно так же учитель должен следить за поведением учеников во время отпевания, чтобы они не бегали друг за другом или в сторону, не толкались бы и не шалили, а проходили бы тихо по двое. Те же, кто могут читать, помогали бы в пении и вообще все время вели себя так, как подобает при подобных обстоятельствах: скромно, благонравно, вежливо и дружелюбно в молитве, словах и делах.

24. Поскольку учителя во всех своих школьных делах пользуются советом и одобрением пастора, к чему призывает и настоящий Генеральный Земельный школьный регламент, они должны во всех своих делах отчитываться перед ними и следовать предписанным ими методам обучения. Посему Мы, выражая пасторам Наше всемилостивейшее доверие, просим их быть внимательными ко всем злоупотреблениям и недостаткам, способствовать всеми мерами постепенному улучшению школьного дела. Если он найдет, что кто-либо из учителей с небрежением исполняет свою службу, игнорирует или нарушает предписания сего регламента, то он обязан напомнить учителю о его обязанностях, и если это не будет иметь воздействия, то обратиться в то место, где есть судебная власть. Одновременно необходимо известить о том надлежащих суперинтендантов, инспекторов, препозитов или других школьных начальников, а если и их вмешательство не поможет, то обратиться в консисторию [...]

25. Кроме того, Мы изъявляем свою высочайшую волю на то, чтобы пасторы на селе и в городах, где есть Наши службы, дважды в неделю посещали школы своего прихода, когда по утрам, когда после обеда, и не только для того, чтобы получить информацию от учителя или кистера, а и самому поговорить с учениками по катехизису, задать им вопросы по другим учебникам. Пасторы обязаны каждый месяц собирать учителей в своем пасторском доме на конференцию, давать им задания на предстоящий месяц, указывать ту песню, псалом или изречение, которые надо выучить в течение месяца [...] Пасторы обращают внимание учителей на те недостатки, которые выявлены в их работе, на методы преподавания, на дисциплину и другие вещи, чтобы стимулировать их к должному исполнению обязанностей. Если же выяснится, что сам пастор школы не посещает или относится спустя рукава к тому, что ему еще предписано настоящим регламентом [...], то после сделанного ему внушения он вообще может быть отставлен от должности [...]

26. Суперинтендантам и инспекторам, препозитам и эртц-пристерам каждого округа Мы приказываем ежегодно с инспекцией объезжать все земельные школы, тщательно проверять их состояние, следить за тем, посылают ли родители и все вышеупомянутые лица своих детей и подопечных в школу или нет, следуют ли пасторы предписаниям о посещении школ и наблюдении за деятельностью учителей или нет, с прилежанием ли или небрежно исполняют учителя свою должность и надо ли кому напомнить об этом и улучшить дело? Об этом упомянутые суперинтенданты и инспектора обязаны ежегодно подавать отчеты в Нашу Обер-консисторию для дальнейшего надзора и распоряжения. И, наконец, Мы повелеваем, чтобы все было исполнено, причем не только в отношении Нашей службы в школе, за которой надзирают дворяне или города, извещающие Обер-консисторию о нерадивых учителях, чтобы искоренить незнание в стране и предотвратить порчу юношества. Надо, чтобы контролеры на школьном экзамене выявляли тех детей, которые хорошо учатся, и этих детей пасторам надо готовить к святому причастию во время занятий по катехизису, которые они проводят еженедельно в своем пасторском доме [...] Дети, не умеющие читать и не имеющие правильного и достаточного понимания основ евангелического учения, не должны допускаться к конфирмации, а еще менее к христианскому причастию.

Мы обращаемся ко всем земельным управлениям, консисториям, патронам, служащим и судебным властям, как и ко всем, кто в соответствии с Нашим предписанием будет заниматься школьным делом, исполнять Наш всемило-стивейший приказ, действовать в соответствии с настоящим Генеральным Земельным школьным регламентом, предпринять все возможное, чтобы как можно быстрее и успешнее наладить дело. И чтобы никто потом не ссылался на незнание, а наоборот, хорошо представлял, в чем заключена Наша воля, приказываем опубликовать его для всех школ Нашей земли во всех Наших провинциях. Для придания ему большей силы Мы скрепляем его собственноручной подписью и Нашей королевской печатью.

Фридрих.

Воспроизводится по: История Германии. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово. 2005.Теги: Восточная Пруссия. История и путь в Россию., 1701 – 1871 гг. Прусское королевство. , Государственные документы

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"