Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Соколов Василий Васильевич

Краткая библиографическая справка


Соколов, Василий Васильевич

(р. 14.08.1919) — спец. в обл. ист. филос. и теории ист.-филос. процесса; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Петрушино Тульской обл. Учился на ист. и филос. ф-тах МИФЛИ. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ в 1943, там же асп. (1946). Своим осн. филос. наставником считает В.Ф.Асмуса. Работал в Изд-ве иностр. литературы в редакции филос. и психол. (1947—1950), а также в разл. вузах преп. филос. С 1950 — на кафедре истории заруб. философии филос. ф-та МГУ, проф. этой кафедры. Длительное время (60—80-е гг.) руководил изд. филос. классики прошлого (библиотека "Философское наследие", сер. "Памятники философской мысли") в ИФ АН СССР. С. — заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный проф. МГУ, акад. РАЕН. Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия", "Европейская философия XV—XVII вв.". В своих работах стремился давать новое концепт. осмысление ист.-филос. процесса, уйти от маркс-лен. схем в освещении филос. прошлого, боролся с упрощениями и вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях филос. знания в сов. годы. В кн. "Философия Спинозы и современность" (1964) впервые в ист.-филос. литературе автор отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма ("марксизм — разновидность спинозизма"), показав сложную пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую, метафиз. родословную и суть этого неоднозначного учения. С. разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета филос., трактуя ее одновременно и как систему верознания и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На материалах античной, средневековой и новой филос. С. проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистич. и идеалистического направлений в филос— проблему, к-рая в течение десятилетий играла гл., определяющую роль в маркс.-лен. ист.-филос. методологии. Анализ противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел С. к более частным проблемам — соотношения детерминистического и телеологич. видения мира, его бесконечности и конечности ("оконеченно-сти"), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др. Задолго до эпохи перестройки С. обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и роли этой идеи в ист.-филос. и дух. процессе. При этом выявлены разл. типы понятия единого Бога — пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии у разл. философов. Выявлена онтол. функция понятия Бога как глубинного бытия, объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеол. функция понятия Бога — мистифицирующая (собственно религ.), подчеркивающая постоянную недостаточность и ущербность познавательных усилий и результатов человеч. деятельности, и интеллектуализирующая (собственно филос), поощряющая человека к расширению и углублению своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины). В кн. и статьях С. истории филос. в центре внимания всегда находились вопросы взаимоотношения филос. и идеологии, места филос. в системе дух. культуры и др.

Соч.: Вольтер. М., 1955; Античная философия. М., 1958; Философия Гегеля. М., 1959; Бертран Рассел как историк философии // ВФ. 1960. № 9; Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Философия Спинозы и современность. М., 1964; Предшественники научного коммунизма. М., 1965; Партийность и историзм в историко-философской методологии // ВФ. 1968. № 4; Философия древности и средневековья (вступ. статья к т.1 Антологии мировой философии). М., 1969; Спиноза. М., 1973, 1977; Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973; Средневековая философия. М., 1979 (2-е исправл. и дополн. изд. М., 2001); Философский синтез Готфрида Лейбница (вступ. статья к т.1 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1982; Европейская философия XV—XVII вв. М., 1984 (2-е доп. изд. 1996); Философия духа и материи Рене Декарта (вступ. статья к т.1 Сочинений Рене Декарта в 2 т.). М., 1989; Философское значение "Теодицеи" Лейбница (вступ. статья к т.4 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1989; Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997; Введение в классическую философию. М., 1999; От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. М., 2000. 

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"