Эренджен Хара-Даван
Краткая библиографическая справка
Эренджен Хара-Даван
Родился в Малодербетовском улусе Калмыкии. Отец Эренджена, подданный нойона Тундукова, носил имя Дава; за смуглость кожи он был прозван «Хара» («чёрный»). Таким образом появилась фамилия Хара-Даван.В 1882-1896 Эренджен обучался в улусной школе, затем — в Астраханской гимназии. В 1908 он стал слушателем Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В годы учебы Эренжен включается в дело национального возрождения калмыков. Один из его друзей по академии Бадма Уланов стал одним из основателей национальной организации «Хльмг тангчин туг» — секции Всероссийского союза учителей. Получив диплом врача в Казанском Университете, Хара-Даван возвращается в Калмыкию. [1]
Во время Февральской революции Эренжен включается в политическую деятельность, в работу новых органов управления, выступая с идеей автономии Калмыкии. Временное правительство идею не поддержало, и Хара-Даван оказывается в стане советской власти. Совет депутатов Мало-Дербетовского улуса делегирует его на съезд «трудового калмыцкого народа Прикаспийского края». Весной 1918 года Хара-Даван возглавил Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета. Однако выступил против экспроприации скота у зажиточных калмыков, против обобществления земли — и оставил пост председателя Калмыцкой секции, когда Губисполком (как ранее Временное правительство) не предоставил автономии Калмыкии. А потом закономерно оказался в оппозиции советской власти и вместе с разгромленной белой армией эмигрировал из России.
После революции Хара-Даван оказывается в эмиграции. В Западной Европе Хара-Даван участвует в работе Калмыцкой комиссии культурных работников в Праге, в издании калмыцких журналов «Хонхо», «Улан Залата». В 1929 году перебирается в Югославию, в Белград. На земельном участке, пожертвованным сербским помещиком Ячимовичем, возводится первый в Западной Европе буддийский храм — калмыцкий хурул. Священные изображения для него из Тибета, Монголии и Индии прислал Н. К. Рерих; японские буддисты передали в дар бронзовую статую Будды. Должность секретаря в духовно-попечительском совете храма занял Эренжен Хара-Даван.
В этот период он примыкает к евразийскому движению; занимается изучением влияния монгольского завоевания на русскую историю. В 1929 году в Белграде выходит главный труд жизни Эренджена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие», который был издан на собственные средства автора и посвящён им 700-летию смерти великого завоевателя.
В те годы он вместе со многими другими калмыками и русскими казаками-эмигрантами планировал не оставаться в Европе, а переселиться со временем в степи Мексики и Техаса. Этим планам не суждено было сбыться. Эренжен Хара-Даван умер в Югославии в 1942 году.