Русь и Хазария  > Русь и Хазария > Каталог статей

Хазары в странах исламского мира

Выходцы из Хазарского каганата попадали в мусульманские страны в основном двумя путями: через массовый захват пленных во время арабо-хазарских войн или в результате целенаправленной покупки предназначенных для несения военной службы рабов – гулямов.

Выходцы из Хазарского каганата попадали в мусульманские страны в основном двумя путями: через массовый захват пленных во время арабо-хазарских войн или в результате целенаправленной покупки предназначенных для несения военной службы рабов – гулямов.

Институт гулямов, составлявших тюркскую гвардию на службе у арабской династии Аббасидов, переживал расцвет в IX в. В этот период командиры гулямов фактически оказались вершителями судеб Халифата. Арабские хроники, описывающие события политической истории мусульманской империи в этом столетии, пестрят именами военачальников тюркского происхождения, многие из которых носили нисбу (прозвище) ал-хазари. Правда, обладателями этого прозвища могли быть не только этнические хазары, но другие выходцы из Хазарии и зависимых от нее территорий.

Некоторые хазарские гулямы, например, Буга ал-хазари, сумели основать своеобразные «династии» военачальников, оказывавшие влияние на судьбы верховной власти в государстве Аббасидов. Целый ряд известных гулямов – хазар по рождению сумел пробиться к высшим государственным должностям Халифата. Так, хазарин Ашнас в 834 – 844 гг. был наместником Египта. В 839/40 – 844 гг. другой хазарский гулям по имени Итах управлял Йеменом, а затем сменил Ашнаса. Пика своего влияния Итах и Ашнас достигли при слабом халифе ал-Васике (842 – 847 гг.), при котором в Хазарию и более северные земли были отправлены два посольства. Одно из них известно тем, что в него входил выдающийся математик, географ и астроном ал-Хваризми. Другое, возглавляемое переводчиком Салманом, отправилось на поиски легендарной «Стены Александра». В 851 г. Буга одержал победу над своими соплеменниками в очередной арабо-хазарской войне, но был отозван из-за доноса по подозрению в слишком близких связях с хазарами.

В начале X в. Такин ибн Абдаллах ал-Хазари трижды служил губернатором губернатор Египта. Характерно, что патронимическое имя «ибн Абдаллах», скорее всего, указывает, на принадлежность его обладателя к числу новообращенных мусульман, чьи родители еще были язычниками. В этом отношении показателен пример первого исламского правителя Волжской БулгарииАлмыша сына Шилки, запретившего употреблять в тексте официальной молитвы за государя (арабск. хутба) языческое имя своего отца и принявшего новое мусульманское имя – Джафар ибн Абдаллах.

Во второй половине IX в. в странах Халифата были активны уже следующие поколения тюркских и хазарских гулямов. Более аккультурированные в мусульманском мире и исповедовавшие ислам с самого рождения, они по большей части носили уже арабские имена. Среди них особую известность заслужили сыновья Буги – Муса и Мухаммад и одно время командовавший войсками Халифата Исхак ибн Кундадж (или Кундаджик).

Мусульмане хазарского происхождения прибывали в арабские страны как из самого Каганата, так и из других стран в начале X в. Так послом Волжской Булгарии в Багдаде был хазарин Абдаллах ибн Башту.

Между правящим домом Хазарии и политической элитой халифата Халифата существовали матримониальные отношения, хотя и не столь тесные как хазаро-византийские династические связи. Так, в 761 г. очередное мирное соглашение арабов с хазарами ознаменовалось браком наместника Восточного Закавказья – Йазида ал-Сулами с дочерью кагана хатун. Хазарская принцесса вместе со своим окружением прибыла во владения арабов, приняла ислам, изучила Коран и родила арабскому наместнику двоих сыновей. Однако через два года она вместе с детьми неожиданно скончалась. Хазары заподозрили Йазида в ее преднамеренном отравлении, и в итоге все дело закончилось их новым набегом на Закавказье и новой арабо-хазарской войной.

Еще одним путем распространения хазарского населения в странах исламского мира был захват пленных в ходе арабо-хазарских войн. Во время компании 722/3 гг. арабский полководец Джерах увел в плен на территорию Азербайджана жителей хазарского поселения Таргу, находившегося, вероятно, на месте нынешнего селения Тарки (пригород теперешней Махачкалы). В 737 г. арабский наместник в Закавказье Мерван угнал переселил в Закавказье откуда-то из района нижнего течения Дона около двадцати тысяч семей сакалиба. Кем были эти «сакалиба» до конца не ясно, так как в арабской историко-географической литературе данный термин служил обозначением не только славян, но и других северных народов. Кроме того, в раннем средневековье в низовьях Дона еще не могло быть многочисленного славянского населения. Тем более, что встречающаяся в арабских источниках цифра «двадцать тысяч семейств» и без того представляется многократно завышенной.

Наряду с принудительными депортациями имели место и добровольные переселения из Хазарии в мусульманские страны. Так в 851 г. в расположенный восточном Закавказье город Шамхор переселились три сотни семей мусульман из Хазарии. Примечательно, что произошло это в период наместничества там уже упоминавшегося выше исламизированного хазарина Буги. В 1064 г. дербентская хроника «Тарих ал-Баб» отмечает переселение остатков хазар в город Кахтан, идентификация которого затруднительна. Описание этого события представляет собой одно из последних достоверных упоминаний существования хазарского этноса в мусульманских источниках. Еще позднее путешественник в XII в. – Абу Хамид ал-Гарнати еще встречал хазар как часть населения Саксина – расположенного в дельте Волги города, находившегося, предположительно, на месте хазарской столицы – Итиля. Эти хазары, как и все население города, были мусульманами. Таким образом, к концу домонгольского времени, исламский мир поглощает остатки Хазарского каганата и на Кавказе и в Поволжье.



Источники и литература
  • Golden P. Khazar Studies. Vol. 1. Budapest, 1980. P. 78 – 79
  • ал-Куфи, Абу Мухамманд Ахмад ибн А’сам. Книга завоеваний. (Извлечение по истории Азербайджана VII – IX вв.). Баку, 1981. С. 18, 62 – 63
  • Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993
  • Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-‘Усфури об арабо-хазарских войнах в VII – первой половине VIII в. // ДГ 1998. М., 2000. С. 38, 47 – 48
  • Гараева Н.Г. Сведения арабских и персидских историков о походах к северу от Дербента (22/642 – 643 и 119/737 гг.) // История татар. Т.1. Казань, 2002. С. 462
  • Голден П. Тюрки-хазары – гулямы на службе у халифов // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2005. С. 458 – 482
  • Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. Т. 1. М., 1962. С. 172 – 173
  • Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 – 922 гг. Харьков, 1956. С. 121, 132 – 133, 163, 197 – 198
  • Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 75, 144 – 145, 26 (арабск. текст)
  • Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 184 – 187; 230 – 231
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"