Русь и Хазария > Русь и Хазария > Каталог статей
Хазары в странах исламского мира
Выходцы из Хазарского каганата попадали в мусульманские страны в основном двумя путями: через массовый захват пленных во время арабо-хазарских войн или в результате целенаправленной покупки предназначенных для несения военной службы рабов – гулямов.
Выходцы из Хазарского каганата попадали в мусульманские страны в основном двумя путями: через массовый захват пленных во время арабо-хазарских войн или в результате целенаправленной покупки предназначенных для несения военной службы рабов – гулямов.
Институт гулямов, составлявших тюркскую гвардию на службе у арабской династии Аббасидов, переживал расцвет в IX в. В этот период командиры гулямов фактически оказались вершителями судеб Халифата. Арабские хроники, описывающие события политической истории мусульманской империи в этом столетии, пестрят именами военачальников тюркского происхождения, многие из которых носили нисбу (прозвище) ал-хазари. Правда, обладателями этого прозвища могли быть не только этнические хазары, но другие выходцы из Хазарии и зависимых от нее территорий.
Некоторые хазарские гулямы, например, Буга ал-хазари, сумели основать своеобразные «династии» военачальников, оказывавшие влияние на судьбы верховной власти в государстве Аббасидов. Целый ряд известных гулямов – хазар по рождению сумел пробиться к высшим государственным должностям Халифата. Так, хазарин Ашнас в 834 – 844 гг. был наместником Египта. В 839/40 – 844 гг. другой хазарский гулям по имени Итах управлял Йеменом, а затем сменил Ашнаса. Пика своего влияния Итах и Ашнас достигли при слабом халифе ал-Васике (842 – 847 гг.), при котором в Хазарию и более северные земли были отправлены два посольства. Одно из них известно тем, что в него входил выдающийся математик, географ и астроном ал-Хваризми. Другое, возглавляемое переводчиком Салманом, отправилось на поиски легендарной «Стены Александра». В 851 г. Буга одержал победу над своими соплеменниками в очередной арабо-хазарской войне, но был отозван из-за доноса по подозрению в слишком близких связях с хазарами.
В начале X в. Такин ибн Абдаллах ал-Хазари трижды служил губернатором губернатор Египта. Характерно, что патронимическое имя «ибн Абдаллах», скорее всего, указывает, на принадлежность его обладателя к числу новообращенных мусульман, чьи родители еще были язычниками. В этом отношении показателен пример первого исламского правителя Волжской Булгарии – Алмыша сына Шилки, запретившего употреблять в тексте официальной молитвы за государя (арабск. хутба) языческое имя своего отца и принявшего новое мусульманское имя – Джафар ибн Абдаллах.
Во второй половине IX в. в странах Халифата были активны уже следующие поколения тюркских и хазарских гулямов. Более аккультурированные в мусульманском мире и исповедовавшие ислам с самого рождения, они по большей части носили уже арабские имена. Среди них особую известность заслужили сыновья Буги – Муса и Мухаммад и одно время командовавший войсками Халифата Исхак ибн Кундадж (или Кундаджик).
Мусульмане хазарского происхождения прибывали в арабские страны как из самого Каганата, так и из других стран в начале X в. Так послом Волжской Булгарии в Багдаде был хазарин Абдаллах ибн Башту.
Между правящим домом Хазарии и политической элитой халифата Халифата существовали матримониальные отношения, хотя и не столь тесные как хазаро-византийские династические связи. Так, в 761 г. очередное мирное соглашение арабов с хазарами ознаменовалось браком наместника Восточного Закавказья – Йазида ал-Сулами с дочерью кагана – хатун. Хазарская принцесса вместе со своим окружением прибыла во владения арабов, приняла ислам, изучила Коран и родила арабскому наместнику двоих сыновей. Однако через два года она вместе с детьми неожиданно скончалась. Хазары заподозрили Йазида в ее преднамеренном отравлении, и в итоге все дело закончилось их новым набегом на Закавказье и новой арабо-хазарской войной.
Еще одним путем распространения хазарского населения в странах исламского мира был захват пленных в ходе арабо-хазарских войн. Во время компании 722/3 гг. арабский полководец Джерах увел в плен на территорию Азербайджана жителей хазарского поселения Таргу, находившегося, вероятно, на месте нынешнего селения Тарки (пригород теперешней Махачкалы). В 737 г. арабский наместник в Закавказье Мерван угнал переселил в Закавказье откуда-то из района нижнего течения Дона около двадцати тысяч семей сакалиба. Кем были эти «сакалиба» до конца не ясно, так как в арабской историко-географической литературе данный термин служил обозначением не только славян, но и других северных народов. Кроме того, в раннем средневековье в низовьях Дона еще не могло быть многочисленного славянского населения. Тем более, что встречающаяся в арабских источниках цифра «двадцать тысяч семейств» и без того представляется многократно завышенной.
Наряду с принудительными депортациями имели место и добровольные переселения из Хазарии в мусульманские страны. Так в 851 г. в расположенный восточном Закавказье город Шамхор переселились три сотни семей мусульман из Хазарии. Примечательно, что произошло это в период наместничества там уже упоминавшегося выше исламизированного хазарина Буги. В 1064 г. дербентская хроника «Тарих ал-Баб» отмечает переселение остатков хазар в город Кахтан, идентификация которого затруднительна. Описание этого события представляет собой одно из последних достоверных упоминаний существования хазарского этноса в мусульманских источниках. Еще позднее путешественник в XII в. – Абу Хамид ал-Гарнати еще встречал хазар как часть населения Саксина – расположенного в дельте Волги города, находившегося, предположительно, на месте хазарской столицы – Итиля. Эти хазары, как и все население города, были мусульманами. Таким образом, к концу домонгольского времени, исламский мир поглощает остатки Хазарского каганата и на Кавказе и в Поволжье.
- Golden P. Khazar Studies. Vol. 1. Budapest, 1980. P. 78 – 79
- ал-Куфи, Абу Мухамманд Ахмад ибн А’сам. Книга завоеваний. (Извлечение по истории Азербайджана VII – IX вв.). Баку, 1981. С. 18, 62 – 63
- Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993
- Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-‘Усфури об арабо-хазарских войнах в VII – первой половине VIII в. // ДГ 1998. М., 2000. С. 38, 47 – 48
- Гараева Н.Г. Сведения арабских и персидских историков о походах к северу от Дербента (22/642 – 643 и 119/737 гг.) // История татар. Т.1. Казань, 2002. С. 462
- Голден П. Тюрки-хазары – гулямы на службе у халифов // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2005. С. 458 – 482
- Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. Т. 1. М., 1962. С. 172 – 173
- Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 – 922 гг. Харьков, 1956. С. 121, 132 – 133, 163, 197 – 198
- Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 75, 144 – 145, 26 (арабск. текст)
- Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 184 – 187; 230 – 231